Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ»
Цель занятия:
Приобщение детей к традиционной отечественной культуре, воспитание любви к Родине, формирование бережного отношения к природе
Задачи:
Закрепить представления детей о березе, как символе России.
Уточнить знания детей о строении березы, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
Закрепить представление детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве.
Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
Интеграция образовательная область: « Речевое развитие»,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал к занятию: Музыкальное оформление, экран, элементы декорации (дерево), мультимедийное оборудование, для игры «Подбери листочки для березки» изображение березы на ватмане с набором листьев березы, дуба, клена, для игры «Волшебный сундучок» дегтярное мыло, березовые почки, угольные таблетки, шкатулка из бересты, трещотка, ложки деревянные, микрофон, веточка березы.
Ход занятия
1часть. Введение в тему
Занятие начинается в группе
Стук в дверь. Входит домовенок Кузя, здоровается с детьми.
Воспитатель. Кузя ты чем- то расстроен?
Кузя. Мне мой друг Нафаня загадал загадку, а я ее не смог отгадать.
Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя, мы с ребятами поможем тебе ее отгадать.
Кузя. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети. Береза
Кузя. Как береза? Почему береза?
Воспитатель Кузенька, если ты хочешь все знать, мы приглашаем тебя с нами на прогулку в лес, где много берез. Дети как называется такой лес? (березовая роща, березняк)
(Дети вместе с воспитателем и Кузей проходят в украшенный зал)
2 часть. Основная – образовательная.
Под музыку дети входят в зал и встают вокруг березки, которая находится в центре зала.
Слайд 1
Воспитатель. Ребята вот мы и пришли в березовую рощу. Посмотрите как красиво вокруг. У каждого есть Родина. А знаете, что означает это слово? (Ответы детей)
- Правильно, это место, где родился и вырос человек . Его страна, город, село и даже дом .Как называется страна в которой мы живем? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза-символ красоты русской природы, символ России. Иногда по одному слову можно узнать о какой стране идет речь Например: мужская клетчатая юбка-Шотландия или пирамиды - Египет.
Кузя. Клен символ какого государства? А кенгуру?
Воспитатель. А почему березка является символом России? (Ответы детей) Белый цвет присутствует на государственном флаге России. Нам об этом расскажет Лада К.
Слайд 2
Флаг России
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Ни в какой другой стране нет таких красавиц белоствольных берез. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Слайд3
Кузя. Расскажите мне, пожалуйста, стихи о березе?
1ребенок
Мы с вами родились в России.
В стране, где жара и мороз
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.
Без березы не смыслю России
Так светла по-славянски она
Что быть может в столетья иные
От березы вся Русь рождена
2 ребенок
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя кудрявая!
.Стоишь ты, берёзонька,
Посереди долинушки.
3 ребенок
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Травка шёлковая.
4 ребенок
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
Хоровод ведут.
Воспитатель: А давайте и мы заведем хоровод возле нашей березки, Кузя присоединяйся к нам.
ХОРОВОД « АЙ ДА БЕРЕЗА»
Слайд 4, 5
Воспитатель
«Деревьев равных не сочтёшь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей».
Кузя. А мне не понятно чем же береза отличается от других деревьев? Я сегодня буду брать у вас интервью.
Дети объясняют (у березы белый ствол с черными отметинами – чечевицами, листочки похожие на сердечки Весной у березы распускаются сережки, ветви длинные похожие на косы)
Кузя. Очень красивое дерево, около моего дома такое растет.
Воспитатель А сейчас поиграем в игру «Подбери листочки для березки»
Кузя. А я посмотрю как вы правильно листочки подберете
ДЕТИ ИГРАЮТ В ИГРУ «ПОДБЕРИ ЛИСТОЧКИ ДЛЯ БЕРЕЗКИ»
Кузя проверяет правильное выполнение заданий, считает вместе с детьми листочки.
Кузя. Сейчас отгадайте мою загадку: «С какого дерева веточка у Иринки»
Слайд 6
Воспитатель: Любой человек при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень – очень родное. Оказалось, многие люди думают о наших берёзках.
«… Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан… »
- Сколько песен сложено о березе,
Сейчас прозвучит ПЕСНЯ «БЕРЕЗЫ» ИСПОЛНЯЕТ ГРУППА «ЛЮБЭ» (1 КУПЛЕТ)
Кузя, а наши ребята тоже знают песню о березе
ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА»
Дети садятся на места
Слайд 7,8
Воспитатель: На территории России берёза – это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес – везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор и многие художники отразили красоту березы в своих полотнах.
Слайд 9,10,11,12
При показе слайдов Кузя может спросить название и авторов.
Кузя Хозяюшка хочу блинов со сметаной. Хочу.
Воспитатель. Хорошо, хорошо вот вернемся с прогулки и напечем блинов. Опять нам березка поможет.
Кузя. Как поможет? Расскажите ребята. (Ответы детей)
Воспитатель Береза дерево не только красивое, но и полезное
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель игры: расширять представления детей о спектре применения берёзы в жизни человека, уточнить знания детей о применении некоторых изделий из берёзы.
Материалы: дегтярное мыло, березовые почки, угольные таблетки,
шкатулка из бересты ,трещотка, ложки деревянные
Игровая задача. Домовёнок Кузька решил познакомить ребят с изделиями из берёзы и предлагает им отгадать, где их можно применять.
Правила игры. Домовёнок Кузька показывает и называет, что у него храниться в волшебном сундучке, а ребята отгадывают, где применяется то, что показал Кузька. За правильный ответ домовёнок вручает берёзовый листочек. Тот, кто соберёт больше всех берёзовых листочков получает «берёзовый» подарок (уголёк для рисования).
Слайд13,14,15,16,17,18,19,20,21
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БЕРЕЗКА»
Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнём и изобразим красивых берёзок.
Мы берёзку посадили, (выпрямиться стоя руки на пояс)
Мы водой её полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И берёзка подросла,
К солнцу руки подняла, (потянуть руки вверх)
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой, сесть)
Воспитатель. Наши предки считали берёзу священным деревом, Её называли деревом счастья.
– С приходом тёплых дней празднуют Троицу. Березовыми веточками украшают горницу и вход в дом. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания. Я предлагаю нашим девочкам загадать желание и завязать ленточку на березке, оно обязательно сбудется. Девочки завязывают ленты. На Троицу сажали молодые березовые деревца, чтобы их становилось больше и больше.
Слайд 22,23,24
Кузя Береза очень красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней. Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу ( Ответы детей)
Слайд 25,26,27
Звучит фонограмма русской народной песни. Дети рассказывают стихи.
1ребенок
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
2 ребенок.
Белая берёза –
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.
3ребенок
Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.
3 часть. Заключительная – рефлексия.
Кузя. Ребята, а я придумал игру «Волшебная веточка» Мы передаем по кругу волшебную веточку и рассказываем, что узнали сегодня о березе, а я хорошенечко запомню и Нафане расскажу
ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ ВЕТОЧКА»
Дети:
· Берёза – символ России.
· У берёзы – белый, стройный ствол.
· У берёзы тонкие и гибкие ветви.
· В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
· Берёза может лечить людей.
· Берёза даёт берёзовый сок.
· О берёзе пишут стихи и песни, картины.
· В народе берёзу называют « берегиня».
· Нужно бережно относиться к природе.
Кузя. Ребята вы сегодня не очень много рассказали о нашей русской красавице березке, скоро мы будем праздновать Троицу, а какое же гуляние без русской пляски.
ПЛЯСКА «ТОПОТУШКИ»
Воспитатель. В группе нас ждет сюрприз-угощение вкусный березовый сок. А потом мы пойдем на прогулку и будем поливать наши молодые березки.
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна