Экологический проект «Чудо природы – озеро Байкал»
15
МКОУ Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Экологический проект «Чудо природы – озеро Байкал»
Воспитатель: Казанцева Анна Юрьевна
Вид проекта: Познавательно - творческий.
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь – октябрь)
Участники: дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), родители.
Актуальность: Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе реализации проекта дети закрепят знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес.
Проблема проекта: в ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей недостаточно знаний об озере Байкал, его уникальных особенностях и природных ресурсах.
Введение в проблему: Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал? Как сохранить и очистить от мусора озеро Байкал?
Цель проекта: формирование первичных представлений об озере Байкал, его уникальности, особенностях природы Прибайкалья, флоре и фауне.
Объект исследования: озеро Байкал
Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,
Задачи:
- обогатить представление детей об уникальном озере Байкал, об особенностях природы Сибири, флоре и фауне Прибайкалья.
- Развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать и пополнять словарь детей по теме.
- Воспитывать экологическую культуру поведения в природе, вызвать чувство ответственности за экологическое состояние озера и природы.
Гипотеза – каждый должен знать о красоте и многообразии родной природы, о том, какое значение имеет она в жизни каждого человека, какую практическую пользу приносит озеро Байкал.
Ожидаемый результат. У детей обогатится кругозор, больше получат знаний и информацию об озере Байкал. Появится желание беречь природу, сохранять её чистоту, красоту, побывать на озере Байкал.
Этапы осуществления проекта:
1. Организационный этап.
2. Реализация проекта.
3. Заключающий этап.
Организационный этап.
1.Подбор видео о Байкале и его обитателях
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Создать развивающую среду: подбор картинок, дидактических игр, энциклопедий.
4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
5. Разработка бесед, загадки, пословицы, игры.
Реализация проекта.
Познавательная деятельность:
1. Беседа: «Чудо – природы озеро Байкал»
2. Беседа: «Растительный и животный мир Байкала».
3. Беседа: «Подводный мир Байкала и рачок Эпишура»
4. Беседа: «Байкальская нерпа»
5. Беседа: «Как спасти озеро Байкал от мусора»
6. Викторина на портале «Совушка» - «День Байкала»
7. Рассматривание макета и фотографий озера Байкал .
Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Байкальская нерпа»
2. Рисование «Природа озера Байкал»;
3. Аппликация «Подводный мир Байкала»
4. Раскраска «Животные Байкала»
Художественно – речевая деятельность
1. Просмотр документальных фильмов о Байкале и его обитателях
2. Чтение художественной литературы:
- Чтение «Сказки озера Байкал» В.Стародумов.
- Стихотворения о Байкале: Б. Архипкин «Байкал», М. Сергеев «Байкал»,
М. Сергеев «Байкал»
- Чтение С.Бунтаковская, «Загадки про животных и рыб Байкала».
Работа с родителями: 1. Оформление выставки творческих работ детей по теме. 2. Рекомендации по работе с детьми по теме «озеро Байкал». Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома. 3. Совместная работа с родителями по изготовлению макетов «озеро Байкал» и «Нерпа на льдине»
Беседа: «Чудо – природы озеро Байкал»
Легендарное озеро Байкал расположено в центре Азии, на стыке Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро в форме полумесяца вытянуто с севера на юго-запад его глубина достигает 1637 метров. Байкал — это самое древнее, самое большое и самое глубокое озеро в мире. Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. Она необыкновенно прозрачна и насыщена кислородом. И если представить, что, если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.
Происхождение Байкала до сих пор в какой-то степени является загадкой. Его возраст определяют приблизительно в 20-25 млн. лет. Точно можно сказать, что Байкал очень древнее озеро. Если допустить, что возраст Байкала действительно несколько десятков миллионов лет, то это самое древнее озеро на Земле.
В Байкал впадает больше 300 крупных рек, мелких речушек и водотоков. Почти половину воды Байкалу приносит река Селенга. А вытекает из озера всего одна река — Ангара. Зимой «Сибирское море» замерзает почти целиком за исключением участка, откуда воды озера уходят в Ангару. Озеро под прозрачным ледовым покровом поражает красотой и привлекает не меньше туристов, чем летом.
Просмотр видеофильма «Чудо – природы озеро Байкал» Рисование «Природа озера Байкал»
Беседа: «Растительный и животный мир Байкала».
Озеро Байкал уникально не только своими огромными запасами чистой воды, но и удивительной природой вокруг. Вблизи озера сложилась уникальная биосфера из растений и животных, которых больше нет нигде в мире. Побережье покрывает более 2000 видов растений, тут гнездится около 2000 видов птиц, здесь живет уникальное морское млекопитающее – байкальская нерпа, в горной части Прибайкалья – самый маленький олень в мире - кабарга. Эти невероятно красивые места привлекают огромное количество туристов.
Раскраска «Животные Байкала»
Беседа: «Подводный мир Байкала и рачок Эпишура»
Подводный мир озера Байкал очень богат своими обитателями, рыбами, различными микроорганизмами, растениями, равных которому среди других озер мира нет. В настоящее время в водах озера живет более 2600 видов животных и более 1000 видов растений. Кроме этого, в водоеме обитает огромное множество различных донных и водных микроорганизмов. Зоопланктон озера примерно на 80% состоит из рачков эпишура, которые очищают воду Байкала. Они выполняют своеобразную роль, биологического фильтра, проходящая через них вода очищается. Уникальной считается и рыба голомянка. Живет она на глубине 250-500 метров, а отличительной черта голомянка – она является единственной живородящей рыбой в Байкале.
Макет «Подводный мир Байкала» (работа родителей)
Аппликация «Подводный мир Байкала» Беседа: «Байкальская нерпа»
На берегах Байкала живут уникальные животные, которых называют просто нерпа. На берегу нерпа передвигается с трудом, человек может её догнать шагом, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Дышит она воздухом, поэтому каждые несколько минут поднимается к поверхности воды. Нерпа очень осторожна, ее не всегда удается увидеть. Питаются нерпы рыбой. Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается весной. (После просмотра видеофильма провожу беседу)
— Ребята, как называется видеофильм, кто его главный герой? (Нерпа)
— Где живёт нерпа? (на озере Байкал)
— Как передвигаются нерпы? (ответы детей)
— Надо ли охранять нерпу? (да)
— Ребята скажите, животные у нас живут только в лесу? (ответы детей)
— Молодцы, мы с вами узнали, что есть на Байкале животное, которое живёт в воде и на суше. Ребята подскажите, как его зовут? (байкальская нерпа).
Макет «Нерпа на льдине» (работа родителей)
Лепка: «Байкальская нерпа»
Викторина на портале «Совушка» «День Байкала»
В викторине участвовали 12 детей.
Загадки и пословицы про Байкал
1. Как рыба в воде! Пословица означает следующее: вести себя уверенно, легко в определенной обстановке. Одно из самых популярных устойчивых выражений.
2. Тихие воды глубоки. Так говорится о внешне спокойных и рассудительных людях, у которых в внутри бушуют глубокие чувства и переживания.
3. Вода камень точит. Даже если действовать слабыми усилиями, идти к цели мелкими шажками, но постоянно и упорно – можно добиться многого. Есть похожая пословица: и тихая вода крутые берега подмывает.
4. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. Говорится как предостережение от недальновидного поведения по отношению к кому-либо или о совершении необдуманного поступка. О том, что плохое возвращается бумерангом.
5. Пролитую воду не соберешь. Что сделано, уже нельзя изменить, повернуть вспять.
6. Как с гуся вода. О человеке, которому все легко сходит с рук, кто выходит победителем из любых ситуаций.
7. Под лежачий камень вода не течет. У того, кто не прилагает усилий, ленится, ничего и не получится.
8. Воду в ступе толочь – вода и будет. Заниматься бесполезным, бессмысленным делом. Похожая пословица: в решете воду не носят.
9. Не зная броду, не суйся в воду. Не предпринимайте что-либо без знания дела. Говорится тому, кто, делая что-то, из-за неосведомленности может потерпеть неудачу. Выражение может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.
10. Это вилами на воде писано. Употребляется в случаях, когда осуществление желаемого маловероятно или не известно, произойдет ли вообще.
11. На обиженых воду возят. Это выражение говорят тем людям, которые понапрасну гневаются, чтобы быстрее их успокоить.
12. Жди большой беды от лихой воды. О непоследовательном, вспыльчивом, недальновидном человеке либо о принятии поспешных решений.
13. Хлеб да вода – молодецкая еда. Простая и здоровая пища – самая полезная. Похожая пословица: вода вымоет, а хлеб выкормит.
14. Чужую беду на воде разведу, а к своей – ума не приложу. Давать советы всегда проще, чем разбираться в собственных проблемах и находить правильные решения.
15. И в хорошей воде утонуть можно. Никто не застрахован от неудач.
16. Как в воду глядел. Словно знал заранее, предугадал.
17. Ловить рыбу в мутной воде. Извлекать выгоду из неясной обстановки. Использовать сложную для кого-то ситуацию, стремиться к получению личной выгоды.
18. Пройти огонь, воду и медные трубы. Преодолеть испытания, получить жизненный опыт.
19. Вода с ледком в зиму не в диво. Означает появление того, чего и следовало ожидать.
Загадки:
1. Бледно-розова, нежна,
Студена ей вода нужна.
Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта... (Голомянка)
2. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
Как его мы назовем? (Байкал)
3. Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
4. И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский… (Кедр)
5. Отложил икру в песок,
Речки горной уголок.
Красный хвост дугой согнул.
Вы растите детки сами
Не до вас огромной маме
Нет в Байкале рыб быстрей
Терпеливей и мудрей
На охоте круглый день
Рыба древняя … (Сиг)
6. В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезёт – лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)
7. У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (Бурундук)
8. Он тайги хозяин строгий,
Кабинет его в берлоге. (Медведь)
9. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисто рогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это (Лось)
10. Под корягой в жирном иле
Великан находит дом
С вами мы его ловили,
Знаем все, что это (Сом)
11. Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
Одних по всей Земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост.
Как их название - вопрос? (Бычки)
12. В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец.
Как зовут его? (Песец)
13. Солнца яркого боится.
Ночью – хищник эта птица.
Ловко мышь найдёт в траве.
Говорим мы о… (Сове)
14. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Он ведь хищный грозный… (Рысь)
15. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
16. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
17. Зоркий глаз парит высоко,
Но не ястреб и не сокол. (Орел)
18. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы. (Дятел)
19. Посреди леса и гор лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зелёная,
Молодые берёзки перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды в нём отражаются.
Как это зеркало называется? (Озеро)
20. У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котёл попала. (Щука)
Беседа: «Как спасти озеро Байкал от мусора»
Озеро Байкал является достопримечательностью не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и, прежде всего уникальной чистотой своих вод. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, и многообразию органической жизни.
Байкал - уникальное природное явление, мощный хозяйственный комплекс. С развитием промышленности у этого чуда природы появились серьезные экологические проблемы.
Более серьезную проблему для байкальских вод и их обитателей представляют населенные пункты на берегу озера – они не имеют очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков. Туристы и отдыхающие, приезжая на Байкал, вытаптывают растительный покров, рубят деревья, оставляют пищевые отходы, стекло, пластик, выбрасывают в Байкал моющие вещества, мусор и остатки пищи – все это приводит к развитию болезнетворных микроорганизмов прибрежной воде. Автошины, пищевые отходы, стеклянная и пластиковая тара оставленная рыбаками, а также нефтепродукты, попадают в воду с приходом весны. Понятно, что экологическая проблема Байкала намного обширнее, чем мусор от туристов. Что может сделать абсолютно каждый: просто убрать за собой.
Сейчас мы еще можем пить байкальскую воду, наслаждаться ее кристальной чистотой и вкусом. Однако загрязнения увеличиваются из года в год. Самое главное, что нужно знать приезжающим на Байкал - это то, что чистота байкальской воды и красота природы зависит, в первую очередь, от людей.
Для улучшения экологической ситуации в Байкальском регионе проделывается много работы. Проводятся семинары, организуются сборы мусора со льда, берега и дна, ведется работа экологических организаций с коллективами и руководством предприятий и туристических комплексов. В 1999 году принят закон, который устанавливает особый режим на берегу Байкала.
Вокруг озера Байкал были созданы заповедники и национальные парки, на территории которых ограничивается хозяйственная деятельность человека. Для восстановления количества и видового разнообразия был введен запрет на вылов некоторых пород рыб сроком 10 лет.
Экологическое занятие «Спасём озеро Байкал от мусора!»
Результаты проекта: Дети расширили свои представления об озере Байкал и познакомились с многообразием животного и растительного мира, узнали кто такие рачки. Дети понимают важность и значимость бережного отношения к природе. Родители поддержали реализацию проекта, приняли активное участие. Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась новыми материалами.