Экологическое воспитание дошкольников, через использование дидактических игры

0
0
Материал опубликован 5 May




Дидактические игры

по экологическому воспитанию

старших дошкольников

t1746434801aa.png




Подготовил воспитатель:

Самбур Е.Ю.







г. Петропавловск-Камчатский

2025 год


Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена рядом факторов:

Загрязнение окружающей среды. Необходимо уделять внимание экологическому воспитанию, чтобы формировать у детей бережное отношение к природе и ответственное отношение к окружающей среде.

Заложение фундамента конкретных представлений и знаний о природе. В дошкольном возрасте ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Влияние на развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Природное окружение предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что влияет на развитие их нравственности и интеллектуальных способностей.

Подготовка к дальнейшему экологическому образованию. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цели:

Закреплять, обобщать, систематизировать и уточять знания детей о природе родного края, образе жизни насекомых, морских животных, растениях; совершенствовать экологические знания, Формировать представление о морских обитателях, взаимосвязи природы и человека.

Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

Знакомить детей с Красной книгой и ее представителями.

Расширять словарный запас.

Задачи:

Развивающие задачи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Развивать представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.



Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Формировать основы экологической культуры.

Образовательные задачи:

Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей.

Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы.

Закреплять знания детей о среде обитания животных, насекомых и растений, занесенных в Красную книгу.

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .



Предварительная работа:

проведение бесед о жизни насекомых, морских животных, о пользе и вреде растительного мира;

чтение художественной литературы о природе,

разучивание стихотворений.



Описание игр:



«Бабочки Камчатки»



Общая информация:

В разделе воздух я разработала игру по теме «Бабочки Камчатки».

Это игра формата А3, с вырезанными окошечками и вклейками- липучками. К полотну идет набор карточек с изображением бабочек, гусениц и куколок каждого вида, так же на липучках. Изображения можно менять по мере изучения материала (количество не ограничено). К каждому виду бабочек изготовлены карточки с краткой интересной информацией. На карточках имеются небольшие картинки, чтобы не перепутать виды между собой. Все заламинировано.

Правила игры:

Игра подходит для индивидуальных занятий на 2-3 ребенка старшего дошкольного возраста. Ребята рассматривают этапы развития бабочек, узнают новое для себя, изучают экологию родного края.

Дополнительно после игры подготовлена папка с раскрасками.




«Водный мир Камчатки»



Общая информация:

В разделе вода я разработала игру по теме «Водный мир Камчатки».

Это игра формата А3, с равномерно приклеенными липучками и отдельным кармашком для вложений сменного материала. К полотну идет набор заламинированных картинок с изображением морских животных и заламинированный лист с тенями этих животных.

Правила игры:

Все животные приклеены в свободной форме и закрыты ракушками. Задача ребенка найти парные картинки, поочереди открывая ракушки. Если находится пара, то ребенок ищет ее тень и тогда воспитатель зачитывает информацию и интересные факты про это животное. Открытые картинки убираются в сторону. Если с первого раза не удается найти пару, то эти картинки опять закрываются и ход переходит к другому человеку.

Когда все картинки открыты, то игра начинается заново, а картинки перемещаются уже в другие места.





«Путешествие в мир трав»



Общая информация:

В разделе земля я разработала игру-шагалку «Путешествие в мир трав Камчатки».

Это игра-шагалка формата А3, с изображением Камчатки. К полотну идет набор карточек с изображением ядовитых и полезных трав, растущих на Камчатке; карточки с вопросами; каменные фигурки-фишки в виде коренных народов нашего края; три лупы для детального изучения картинок с травами и два игральных кубика зеленого цвета на выбор.

Правила:

1. В игре участвует до 3х человек.

2. Каждому игроку выдается фишка и лупа.

3. Зеленый кружок- полезное растение и переход по стрелочке вверх. Когда игроку выпадает этот цвет, воспитатель дает картинку с растением и пока ребенок изучает ее с помощью лупы, воспитатель зачитывает информацию о пользе растения.

4. Красный кружок- опасное растение и переход по стрелочке вниз. Когда игроку выпадает этот цвет, воспитатель дает картинку с растением и пока ребенок изучает ее с помощью лупы, воспитатель зачитывает информацию об опасности этого растения.

5. Голубой кружок- сектор-вопрос. Ребенок сам выбирает карточку с вопросом. Если отвечает на вопрос- идет дальше на один ход, если не отвечает, то пропускает ход и остается на голубом кружочке.

6. Победит тот, кто быстрее окажется на финише.


                                                         Заключение:

Создание экологических игр для старших дошкольников представляет собой важный и актуальный процесс, направленный на формирование у детей осознанного отношения к окружающей среде и экологическим проблемам. Вот основные выводы, которые можно сделать из моего проекта:



Развитие экологического сознания: Игры помогают детям осознать разнообразность флоры и фауны, и важность защиты природы во всех ее аспектах.



Активное обучение: Дидактические игры способствуют активному вовлечению детей в процесс обучения. Через практическую деятельность и взаимодействие с окружающим миром дети лучше усваивают материал и запоминают информацию.



Социальные навыки: Совместные игры способствуют развитию социальных навыков, таких как сотрудничество и коммуникация. Дети учатся работать в команде и принимать во внимание мнения других.



Индивидуализация обучения: Дидактические игры можно адаптировать под разные уровни подготовки и интересы детей, что позволяет каждому ребенку находить свою нишу и получать удовольствие от процесса обучения.



Позитивная мотивация: Игровая форма обучения делает процесс более увлекательным и интересным для детей. Позитивные эмоции, связанные с игрой, способствуют лучшему запоминанию и восприятию информации.



Интеграция различных областей знаний: Экологические игры могут быть связаны с другими предметами, такими как биология, география, искусство и математика. Это позволяет создать целостное представление о мире и его взаимосвязях.



В целом, такие игры для старших дошкольников являются эффективным инструментом в воспитании экологически грамотного поколения, способного бережно относиться к природе.

​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.