Экологическое воспитание дошкольников, через использование дидактических игры
Дидактические игры
по экологическому воспитанию
старших дошкольников
Подготовил воспитатель:
Самбур Е.Ю.
г. Петропавловск-Камчатский
2025 год
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена рядом факторов:
Загрязнение окружающей среды. Необходимо уделять внимание экологическому воспитанию, чтобы формировать у детей бережное отношение к природе и ответственное отношение к окружающей среде.
Заложение фундамента конкретных представлений и знаний о природе. В дошкольном возрасте ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Влияние на развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Природное окружение предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что влияет на развитие их нравственности и интеллектуальных способностей.
Подготовка к дальнейшему экологическому образованию. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Цели:
Закреплять, обобщать, систематизировать и уточять знания детей о природе родного края, образе жизни насекомых, морских животных, растениях; совершенствовать экологические знания, Формировать представление о морских обитателях, взаимосвязи природы и человека.
Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
Знакомить детей с Красной книгой и ее представителями.
Расширять словарный запас.
Задачи:
Развивающие задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Развивать связную речь;
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Развивать представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.
Формировать основы экологической культуры.
Образовательные задачи:
Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей.
Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы.
Закреплять знания детей о среде обитания животных, насекомых и растений, занесенных в Красную книгу.
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .
Предварительная работа:
проведение бесед о жизни насекомых, морских животных, о пользе и вреде растительного мира;
чтение художественной литературы о природе,
разучивание стихотворений.
Описание игр:
«Бабочки Камчатки»
Общая информация:
В разделе воздух я разработала игру по теме «Бабочки Камчатки».
Это игра формата А3, с вырезанными окошечками и вклейками- липучками. К полотну идет набор карточек с изображением бабочек, гусениц и куколок каждого вида, так же на липучках. Изображения можно менять по мере изучения материала (количество не ограничено). К каждому виду бабочек изготовлены карточки с краткой интересной информацией. На карточках имеются небольшие картинки, чтобы не перепутать виды между собой. Все заламинировано.
Правила игры:
Игра подходит для индивидуальных занятий на 2-3 ребенка старшего дошкольного возраста. Ребята рассматривают этапы развития бабочек, узнают новое для себя, изучают экологию родного края.
Дополнительно после игры подготовлена папка с раскрасками.
«Водный мир Камчатки»
Общая информация:
В разделе вода я разработала игру по теме «Водный мир Камчатки».
Это игра формата А3, с равномерно приклеенными липучками и отдельным кармашком для вложений сменного материала. К полотну идет набор заламинированных картинок с изображением морских животных и заламинированный лист с тенями этих животных.
Правила игры:
Все животные приклеены в свободной форме и закрыты ракушками. Задача ребенка найти парные картинки, поочереди открывая ракушки. Если находится пара, то ребенок ищет ее тень и тогда воспитатель зачитывает информацию и интересные факты про это животное. Открытые картинки убираются в сторону. Если с первого раза не удается найти пару, то эти картинки опять закрываются и ход переходит к другому человеку.
Когда все картинки открыты, то игра начинается заново, а картинки перемещаются уже в другие места.
«Путешествие в мир трав»
Общая информация:
В разделе земля я разработала игру-шагалку «Путешествие в мир трав Камчатки».
Это игра-шагалка формата А3, с изображением Камчатки. К полотну идет набор карточек с изображением ядовитых и полезных трав, растущих на Камчатке; карточки с вопросами; каменные фигурки-фишки в виде коренных народов нашего края; три лупы для детального изучения картинок с травами и два игральных кубика зеленого цвета на выбор.
Правила:
1. В игре участвует до 3х человек.
2. Каждому игроку выдается фишка и лупа.
3. Зеленый кружок- полезное растение и переход по стрелочке вверх. Когда игроку выпадает этот цвет, воспитатель дает картинку с растением и пока ребенок изучает ее с помощью лупы, воспитатель зачитывает информацию о пользе растения.
4. Красный кружок- опасное растение и переход по стрелочке вниз. Когда игроку выпадает этот цвет, воспитатель дает картинку с растением и пока ребенок изучает ее с помощью лупы, воспитатель зачитывает информацию об опасности этого растения.
5. Голубой кружок- сектор-вопрос. Ребенок сам выбирает карточку с вопросом. Если отвечает на вопрос- идет дальше на один ход, если не отвечает, то пропускает ход и остается на голубом кружочке.
6. Победит тот, кто быстрее окажется на финише.
Заключение:
Создание экологических игр для старших дошкольников представляет собой важный и актуальный процесс, направленный на формирование у детей осознанного отношения к окружающей среде и экологическим проблемам. Вот основные выводы, которые можно сделать из моего проекта:
Развитие экологического сознания: Игры помогают детям осознать разнообразность флоры и фауны, и важность защиты природы во всех ее аспектах.
Активное обучение: Дидактические игры способствуют активному вовлечению детей в процесс обучения. Через практическую деятельность и взаимодействие с окружающим миром дети лучше усваивают материал и запоминают информацию.
Социальные навыки: Совместные игры способствуют развитию социальных навыков, таких как сотрудничество и коммуникация. Дети учатся работать в команде и принимать во внимание мнения других.
Индивидуализация обучения: Дидактические игры можно адаптировать под разные уровни подготовки и интересы детей, что позволяет каждому ребенку находить свою нишу и получать удовольствие от процесса обучения.
Позитивная мотивация: Игровая форма обучения делает процесс более увлекательным и интересным для детей. Позитивные эмоции, связанные с игрой, способствуют лучшему запоминанию и восприятию информации.
Интеграция различных областей знаний: Экологические игры могут быть связаны с другими предметами, такими как биология, география, искусство и математика. Это позволяет создать целостное представление о мире и его взаимосвязях.
В целом, такие игры для старших дошкольников являются эффективным инструментом в воспитании экологически грамотного поколения, способного бережно относиться к природе.