Программа дополнительного образования «Рукодельница»

6
1
Материал опубликован 6 June 2019 в группе

 

Пояснительная записка.

Лоскутное шитье – удивительный мир древнего рукоделия. Каждая вещь индивидуальна, посильна детскому труду, может быть использована в качестве подарка друзьям и родным. Эта работа дает прекрасные условия для интеллектуального, эстетического и духовного воспитания личности, развивает интерес к культуре народа своей страны. Занимаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с историей лоскутного шитья и вышивания, использованием этих видов искусства в национальных костюмах, в предметах быта. В любом виде искусства видение цвета необходимо. Создавая узоры, учащиеся приобретают знания о значении цвета в изделии, знакомятся с характеристиками и свойствами цветов, упражняются в составлении различных цветовых гамм. Программа позволяет повторить конструирование, познакомиться с построением чертежей. Подбирая лоскутки, подходящие по цвету, учащиеся создают яркий, красочный узор, чередуя геометрические орнаменты. Лоскутные изделия можно оформлять вышивкой, рисунки можно заимствовать, рассматривая фотографии изделий, можно придумать, все это развивает фантазию, воображение, эстетический вкус, воспитывает усидчивость, внимательность, у учащихся вырабатывается сноровка, развивается двигательная гибкость пальцев, ловкость, а массаж подушечек пальцев направлен на развитие мелкой моторики, в результате которой улучшается мыслительная деятельность ребенка. Эта работа проводится во внеурочное время, в ней принимают участие учащиеся разных национальностей, используются различные виды и формы коллективной деятельности. Совместная работа позволяет формировать навыки и умения общения между детьми разных национальностей, воспитать уважение, толерантность к людям разных национальностей. Лоскутное шитье и вышивание как виды декоративно-прикладного искусства очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.

Данная программа предназначена для учащихся 11-17 лет. Творческая мастерская, в основном, ориентирована на девочек. В одной группе занимаются по 4-6 человек, при этом обучение проходит с каждым обучающимся индивидуально, с учетом его способностей и возможностей.

Образовательный курс программы рассчитан на 1 год обучения.

В работе творческой мастерской используются принципы народной педагогики: «от учителя к ученику» и «от старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста.

Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному».

 

Цель программы:

Создание возможностей творческого развития обучающихся овладение теоретическими и практическими навыками работы с тканями  направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать знания по лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;

- обучить выполнять изделия в технике лоскутного шитья.

- Знать и различать разновидности ткани, ручные и машинные строчки.

- уметь эстетично применять фурнитуру, отделочные материалы.

- Знать и соблюдать технологические требования при раскрое ткани.

- Уметь построить, рассчитать схему, эскиз изделия.

Личностные:

- Формировать нравственно-этических норм;

- Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых, сверстников;

- Развивать толерантное отношение к окружающим;

- Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  - сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;

  - Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;

- формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;

  - Формировать знания о профессионально-этических нормах;

- Формировать способность переносить нагрузки в течение определенного времени;

Познавательные УУД:

- Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;

- Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;

- Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;

- Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

- Формировать адекватность восприятия информации;

- Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;

- Формировать умения работать в групповых формах обучения;

- Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Формы и методы  занятий:

- наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок, швов, которые сопровождают рассказ и беседу педагога.

- словесные – индивидуальные и групповые инструктажи, беседы, рассказ, объяснение.

- практическое – естественное продолжение и закрепление теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнение определенных операций и их последовательность.

В педагогической работе используются индивидуальные и групповые методы обучения.

Основной формой организации учебного процесса в творческом объединении являются занятия, продолжительностью 40 минут.

Занятия проводятся по следующей схеме:

организационный момент

повторение пройденного материала

изложение новой темы

практическая работа

подведение итогов занятия.

Наряду с объяснением и демонстрацией используются такие формы работы, как: лекции, беседы.

Условия для реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Кабинет должен быть удобным для занятий, оборудованным швейными машинами, раскройным столом, местом для утюжильных работ. Для оформления кабинета можно использовать лучшие работы учащихся.

Для выполнения работы нужны следующие инструменты: ножницы, иглы разного размера, наперстки, нитки швейные разных цветов, сантиметровая лента, линейки, карандаши, портновский мел.

Для выполнения работы нужны следующие материалы: различные виды  ткани, фурнитуры, утеплители.

На первых занятиях обучающиеся знакомятся с правилами поведения, планом работы, образцами, учебным помещением, инструментами и материалами.

Приступая к практической работе, для учащихся проводятся инструктажи по технике безопасности: в начале работы – Вводный инструктаж, во время работы – Текущий инструктаж, по окончании работы – Заключительный инструктаж.

 По результатам обучения за год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучающийся представляет свою работу. Такой подход позволяет проявить свои способности наиболее ярко и в том виде деятельности, который ему ближе.

Лучшие работы отмечаются дипломами, грамотами, благодарностями.

 

Ожидаемые результаты:

освоят приемы выполнения аппликации, навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий.

освоят умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Обучающие:

сформированы знания по лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;

- умеют выполнять изделия в технике лоскутного шитья.

- Знают и различают разновидности ткани, ручные и машинные строчки.

- Умеют эстетично применяют фурнитуру, отделочные материалы.

- Знают и соблюдают технологические требования при раскрое ткани.

- Умеют строить, рассчитывать схему, эскиз изделия.

Личностные:

- владеют выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией интересом к учении.

- владеют навыками к самообразованию и самовоспитанию.

- обладают адекватной позитивной самооценкой и Я – концепцией.

- обладают компетенцией в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Коммуникативные:

- обладают собственным мнением,

- умеют аргументировать и координировать свою позицию с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

Познавательные:

- умеют давать определение понятиям

- Умеют устанавливать причинно – следственные связи (индуктивные, дедуктивные).

- Умеют обосновывать свое мнение и позицию.

Регулятивный:

- Умеют планировать и прогнозировать учебные действия.

- Умеют контролировать личные действия и действия других в сотрудничестве.

- Имеют навыки самооценки и саморегуляции.

- Умеют выявлять в работе области подлежащие коррекции.

 

 

Содержание программы

раздела (темы), подраздела

 

Название и содержание раздела (темы)

Кол-во часов

1.

Введение.

В ходе занятия очень важно дать четкое представление о том, чем детям предстоит заниматься. Вызвать заинтересованность, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием. Он должен уйти с уверенностью, что здесь он замечен, что ему здесь рады, его научат, ему помогут. Познакомить детей с инструментами и материалами для работы, с правилами ТБ при работе с ними. Дать представление о порядке работы на занятиях, о правилах организации рабочего места, с набором инструментов и способами их хранения

1

2.

Ручные и машинные швы.

При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся правильности подготовки материала к работе. Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки.

Виды швов и их классификация. Организация рабочего места для ручных работ. Технология выполнения ручных стежков. Последовательное соединение деталей и отделочных материалов в изделии.

Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Прямые и косые стежки и строчки временного назначения.

Ручные швы постоянного назначения.

5

3.

Организация рабочего места при выполнении влажно-тепловой обработки ткани

Знакомство с утюгом (его устройством и принципом работы). Виды влажно-тепловой обработки. Обучение первоначальным приемам влажно-тепловой обработки (разутюживание и заутюживание швов). Правильный подбор соответствующего режима нагрева утю­га для тканей (хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, ацетата и др.).

1

4.

Рукоделие (лоскутная техника)

Дать учащимся представление о том, что такое бросовый материал, о его разновидностях. Сочетаемость материалов. Приемы работы с различными материалами и способами их соединений между собой. Дать понятие о подготовке и выполнении техники лоскутного шитья.

Вещи лоскутной техники. Использование лоскутных изделий в оформлении интерьера, в одежде. Создание индивидуального стиля с помощью лоскутных изделий. Применение лоскутной техники при изготовлении подарков к памятным дням.

Инструменты, приспособления, материалы. Требования к тканям, способы создания лоскутных изделий. Последовательность в работе.

2

5.

Шаблоны.

Изготовление лоскутного изделия (практически каждого) начинается с подготовки шаблонов, по которым кроят.

Он могут быть самыми различными по форме и материалам. Шаблоны (трафареты) в лоскутном шитье то же самое что выкройка для раскроя одежды. Использование шаблона при раскрое, способы оформления изделий, выполненных в лоскутной технике.

Практическая работа:

Изготовление шаблонов в форме:

Квадрата

Ромба.

2

6.

Основные законы цветоведения

Традиционное и обрядовое значение цвета. Теория времен года. Весной, летом, осенью и зимой - в каждое из времен года природа является нам в различных красках. Они складываются в сочетания, создавая тем самым определенное цветовое настроение, характерное для того или иного сезона. Эта цветовая теория времен года исходит из того, что природное созвучие красок вполне уместно для создания лоскутных композиций. Рассказ о цветовом круге, который состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Пользуясь цветовым кругом, можно получать разнообразные - гармоничные сочетания цветов. При выборе цвета для лоскутных композиций обязательно учитываются основные и дополнительные цвета, группы холодных и теплых тонов, закон контраста.

2

7.

Технологические способы и приемы лоскутного шитья.

В лоскутном шитье существуют различные технологические спосо­бы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Отдельные блоки могут иметь как форму квадратов, так и тре­угольников, но вместе они составляют единый мозаичный узор. В лоскутном шитье большое внимание уделяется технической сторо­не дела, как одной из составляющих мастерства в целом. Понятия «орнамент», «композиция», «блок», «элемент», «схема», «эскиз». Рас­сказ об особенностях изготовления шаблонов для раскроя ткани.

2

8.

Приемы шитья из разноцветных лоскутов.

Техника «Разноцветная спираль».

Изготовление изделия из разноцветных маленьких лоскутиков напоминающих мозаичные картины. Называют эти картины по-разному: «спираль», «карусель», «лабиринт», «крейзи». В «спирали» используются обрезки ткани различной формы. Начинают работу от центра изделия и пришивают лоскутики к лоскутику, двигаясь по часовой стрелке.

Изготовление блока «Домик». Подбор ткани по цвету, изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити.

Изготовление блока «Звезда». Подбор ткани по цвету, изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити.

Изготовление блока «Колодец» (составные элементы: квадрат и полоски). Его варианты: «елочка», «пашня». Подбор ткани по цвету, изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити.

Изготовление блока «Трапеция» (составные элементы: квад­рат, полоски, треугольники). Разработка схемы блока, цветовых ва­риантов и последовательности его изготовления.

Изготовление блока «Девять лоскутков» (составные элементы: квад­раты). Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочную шахматную доску.

43

9.

Одежда в стиле печворк.

Изготовить из кусочков ткани можно: верхнюю одежду, платье, блузку, и даже сапоги и тапочки

10

Итого за год

68

 

 

Календарно-тематическое планирование (68 часов)

 

 

Дата

проведения

занятия

 

 

Тема занятия

 

Кол-во

часов

 

 

Виды деятельности

 

 

Примечание

год

четверть

план

факт

I четверть (18 часов)

1.

1.

 

 

Вводное занятие. 1ч

Введение.

1

Беседа о технике безопасности на занятиях.

 

2.

2.

 

 

Ручные и машинные швы. 5 час.

Виды швов и их классификация

 

1

Работа с раздаточным материалом

 

3.

3.

 

 

Шов «вперед иголка. Шов «петельный

1

Выполнение шва «вперед иголка», «петельный» на образце

 

4.

4.

 

 

Стебельчатый шов. Потайной шов

1

Выполнение шва «стебельчатый», «потайной» на образце

 

5.

5.

 

 

Прямая машинная строчка.

1

выполнение машинных строчек (прямая и зигзаг) на образце.

 

6.

6.

 

 

Зигзагообразная машинная строчка.

1

 

7.

7.

 

 

Влажно-тепловоя обработка ткани.

1

Организация рабочего места при выполнении влажно-тепловой обработки ткани. Подбор соответствующего режима нагрева утю­га для тканей (хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, ацетата и др.).

 

8.

8.

 

 

Рукоделие (лоскутная техника). 2 часа

История развития ремесла

 

 

1

Краткая история развития лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, Демонстрация фото­графий с изделиями народных мастеров.

 

 

9.

9.

 

 

Оборудование, инст­рументы, приспособ­ления.

1

Правильная организация рабочего места при занятии лоскутным шитьем значительно облегчает труд и экономит время. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о Назначении и приме­нении инструментов и приспособлений. Порядок их хранения. Бе­седа о правилах техники безопасности и противопожарной защи­ты. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

 

10.

10.

 

 

Шаблоны. (2 часа)

Шаблоны в печворке.

 

1

Работа со словарем (понятие «шаблон», «эскиз»). Изготовление шаблонов: квадрат, ромб, треугольник, и создание из шаблонов рисунков.

 

 

11.

11.

 

 

Шаблоны в печворке.

1

 

12.

12.

 

 

Основные законы цветоведения. 2 часа.

Цветоведение в печворке.


 


 


 


 


 


 


 

 

1

Подбор цветовых сочетаний ткани по оттенкам цвета времен года: лето, весна, осень, зима.

Разработка узора в квадрате и прямоугольнике, учитывая деление цвета на теплые и холодные тона. Выполнение задания в нескольких вариантах, меняя цвета рисунка.

Выполнение аппликации из цветной бумаги с использованием сочетания оттенков двух соседних секторов цветового круга в пределах родственной группы.

 

 

13.

13.

 

 

Основные законы цветоведения

1

 

14.

14.

 

 

Технологические способы и приемы лоскутного шитья. 2 часа

Способы и приемы лоскутного шитья.

 

 

1

Выполнение простых сметочных стежков (сметочный прямой, сметочный косой, ручной стачной).

Выполнение учебных образцов небольшого размера, которые рассматриваются как упражнения в технических приемах, подбо­ре цветовых сочетаний

 

15.

15.

 

 

Способы и приемы лоскутного шитья

1

 

16.

16.

 

 

Приемы шитья из разноцветных лоскутов. 43 час

Шитье из лоскутов.

 

 

1

Выполнение изделия из разноцветных лоскутиков

 

17.

17.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

 

1

Изготовление изделия из разноцветных маленьких лоскутиков напоминающих мозаичные картины. Изготовление шаблонов, подбор ткани по цвету и раскрой ткани с учетом направления нити (составные элементы: квадрат и полоски). Применение ручных швов. Соблюдение ТБ.

 

18.

18.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

1

 

 

 

 

 

II четверть (14 часов)

 

 

19.

1.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

1

 

20.

2.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

1

 

21.

3.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

1

 

22.

4.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

 

 

23.

5.

 

 

Техника «Разноцветная спираль».

 

 

24.

6.

 

 

Блок «Домик».

1

Подбор ткани по цвету. Изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити (составные элементы: квад­рат, полоски, треугольники).

Составление плана последовательности работы

 

25.

7.

 

 

Разработка эскиза.

 

1

 

 

26.

8.

 

 

Изготовление блока «Домик».

1

 

27.

9.

 

 

Изготовление блока «Домик».

1

 

28.

10.

 

 

Изготовление блока «Домик».

 

1

 

29.

11.

 

 

Изготовление блока «Домик».

 

1

 

 

30.

12.

 

 

Изготовление блока «Домик».

1

 

31.

13.

 

 

Блок «Звезда».

 

1

Подбор ткани по цвету. Изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити (составные элементы: квад­рат, полоски, треугольники).

Составление плана последовательности работы

 

32.

14.

 

 

Разработка эскиза.

 

1

 

 

 

 

 

III четверть (20 часов)

 

 

33.

1.

 

 

Изготовление блока «Звезда».

 

1

 

34.

2.

 

 

Изготовление блока «Звезда».

1

 

35.

3.

 

 

Изготовление блока «Звезда».

1

 

36.

4.

 

 

Изготовление блока «Звезда».

1

 

37.

5.

 

 

Изготовление блока «Звезда».

1

 

38.

6.

 

 

Блок «Колодец»

 

1

Подбор ткани по цвету. Изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити (составные элементы: квад­рат, полоски, треугольники).

Составление плана последовательности работы

 

39.

7.

 

 

Разработка эскиза.

 

1

 

40.

8.

 

 

Изготовление блока «Колодец»

 

1

 

41.

9.

 

 

Изготовление блока «Колодец»

1

 

42.

10.

 

 

Изготовление блока «Колодец»

1

 

43.

11.

 

 

Изготовление блока «Колодец»

1

 

44.

12.

 

 

Изготовление блока «Колодец»

1

 

45.

13.

 

 

Блок «Трапеция»

 

1

Подбор ткани по цвету. Изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити (составные элементы: квад­рат, полоски, треугольники).

Составление плана последовательности работы

 

46.

14.

 

 

Разработка эскиза.

 

1

 

47.

15.

 

 

Изготовление блока «трапеция»

 

1

 

48.

16.

 

 

Изготовление блока «трапеция»

1

 

49.

17.

 

 

Изготовление блока «трапеция»

1

 

50.

18.

 

 

Изготовление блока «трапеция»

1

 

51.

19.

 

 

Изготовление блока «трапеция»

 

1

 

52.

20.

 

 

Блок «девять лоскутков».

 

 

Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочную шахматную доску.

 

 

 

 

 

IV четверть (16 часов)

 

 

 

53.

1

 

 

Разработка эскиза.

 

1

Изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити (составные элементы: квад­раты) подбор ткани для данного цветового узора, ее раскрой по шаблону и последовательность изготовления образца.

 

54.

2

 

 

Изготовление блока «девять лоскутков».

1

 

55.

3

 

 

Изготовление блока «девять лоскутков».

1

 

56.

4

 

 

Изготовление блока «девять лоскутков».

1

 

57.

5

 

 

Изготовление блока «девять лоскутков».

1

 

58.

6

 

 

Изготовление блока «девять лоскутков».

1

 

59.

7

 

 

Одежда в стиле печворк. 10 час

Выбор модели (стиля).

 

1

Работа с журналами мод; с Интернет ресурсами.

 

60.

8

 

 

Выбор ткани для работы

1

Подбор ткани так, чтобы ткань для отделки хорошо сочеталась с основой; соблюдать сочетанию цветов

 

61.

9

 

 

Изготовление шаблонов.

1

Работа с линейкой; создавать эскиз рисунка

 

62.

10

 

 

Раскрой изделия.

1

Выполнение рациональной раскладки деталей на ткани; раскрой изделия

 

63.

11

 

 

Пошив изделия.

 

 

1

Соблюдение последовательности сборки деталей изделия; выполнение соединение деталей смёточной строчкой; выполнение стачивания вытачек плечевых и боковых срезов, обработка горловины, проймы и низа изделия, их заутюживание; контроль качества выполненной работы; соблюдение правил ТБ

 

64.

12

 

 

Пошив изделия.

 

 

1

 

65.

13

 

 

Пошив изделия.

 

 

1

 

66.

14

 

 

Пошив изделия.

 

 

 

1

 

67.

15

 

 

Пошив изделия.

1

 

68.

16

 

 

Дефеле моделей.

1

Утюжка готового изделия.

Защита проектов.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Программа мне понравилась, кое-что для себя записала. А что потом делают с блоками? Пэчворк-это прикладное рукоделие и хочется на выходе иметь готовое изделие.

6 June 2019