12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Ксения Андреевна19
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №144 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

протокол №

от _____________ 2016 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ лицея №144

_________ ___В.В. Князева

________________ 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДОСУГ+»

Возраст детей: 5-11 класс

Срок реализации: 1 год обучения

Автор-составитель:

Фролова Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………..……………….…3

Учебно-тематический план ………………..…………………………….....8

Содержание программы…………………………………………………….9

Методическое обеспечение………………………………………………..11

Литература …………….………………………………….………...……...25


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.

Наиболее интенсивно такие качества развиваются при активном участии школьника в процессе ученического самоуправления, которое дает возможность исполнить ту роль, которая соответствует личности учащегося. Ученическое самоуправления вовлекает учащихся в управление своими школьными делами, что целесообразно рассматривать как способ подготовки их к жизни в демократическом обществе.

Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.

К концу обучения старшеклассники расширят свои знания об организации мероприятий и о деятельности органов местного самоуправления, освоят методы работы в коллективе, завоюют авторитет через практику взаимоотношений, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.

 

Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Досуг+». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически, эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.

 

Цель Программы – создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.

 

Задачи:

познакомить обучающихся с разнообразными игровыми формами досуга, а также методами организации и проведения массовых мероприятий;

развивать специальные умения, необходимые организатору досуга;

включать в практическую деятельность по организации и проведения досуговых мероприятий;

создавать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического вкуса;

способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся работать в команде.

Данная программа является общекультурной и имеет социально-педагогическую направленность.

Программа предназначена для детей и подростков 11 – 17 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Освоение Программы не требует предварительной подготовки и специального отбора обучающихся.

Условия реализации

Программа ориентирована: на детей 11-17 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество занятий: 2 раза в неделю по 90 минут.

Количество занятий в год: 146 часов.

Наполняемость групп: 15 человек.

В объединение осуществляется прием учащихся лицея и всех учеников других учебных заведений Калининского района по желанию и по заявлению родителей. В объединении может заниматься любой ребенок, независимо от природных задатков и навыков. не имеющих медицинских противопоказаний.

Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.

Формы и методы проведения занятий

Образовательная программа «Досуг+» предполагает решение комплексных педагогических задач в процессе учебной и воспитательной деятельности, массовых творческих мероприятий, работы с классными руководителями, учителями, родителями.

Программа составлена согласно принципам педагогической целесообразности перехода от простых работ к более сложным. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка,

Форма организации детей на занятии: групповая.

Программа дополнительного образования «Досуг+» представляет собой сложную многогранную структуру, которая развивает ученическое самоуправление на школьном уровне и одновременно гармонично развивает личность подростка. Обучение по программе проходит в разнообразных формах, способствующих лучшему улучшению материала с дельнейшим его применением:

лекция,

тренинг,

практикум,

деловая игра.

Для реализации используются следующие формы работы: беседа, обсуждение, поручение, метод убеждения, разъяснение, презентации, индивидуальная работа, общественно-полезная деятельность, коллективно-творческая деятельность, игра, соревнование.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Любой ребенок в процессе творчества является созидателем. Задача педагогов, работающих по программе «Досуг+» - направить свою педагогическую деятельность на достижение успеха обучающихся, используя различные приемы и средства. От слаженности действий, от правильности выбора содержания учебно-воспитательного процесса, постановки воспитательных задач, грамотного выбора форм и методов работы напрямую зависит и предполагаемый результат деятельности педагогов по данной (как и иной другой) программе. Результатом успешной реализации программы должно стать:

К концу обучения обучающиеся должны знать:

цели и функции ученического самоуправления;

механизм взаимодействия органов ученического самоуправления с другими школьными и внешкольными объединениями;

основные институты местного самоуправления, разнообразие его форм;

стадии формирования и управление коллективом;

основные понятия психологии личности.

уметь:

организовывать и проводить мероприятия;

планировать, анализировать, стимулировать, контролировать работу органов ученического самоуправления;

ориентироваться в собственных склонностях, способностях и на основании этого разрешать возникающие проблемы;

ставить цели, достигать их;

самостоятельно планировать и реализовывать идеи, инициативы;

составлять и реализовывать социальные проекты;

работать с информацией.

Формы подведения итогов (способы проверки знаний).

Проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ образовательной деятельности обучающихся.

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, участию в выставках, проводимых при участии объединения. На этих мероприятиях проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.

По результатам промежуточной (вторая половина учебного года) и итоговой диагностик родителям обучающихся выдаются рекомендации педагогов дополнительного образования и психолога школы, в каком направлении деятельности ребенок может реализовать себя в большей степени.


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов (тем)

Общее количество часов

Теория

Практика

 

Комплектование группы

2

   

 

Введение. Лидер.

2

-

2

 

Игры на выявление лидера.

2

-

2

 

Коллектив.

8

4

4

 

Искусство общения.

22

6

16

 

Конфликты и пути их решения

12

4

8

 

Основы публичного выступления.

22

4

16

 

Основные формы организации досуговой деятельности.

62

12

50

Общие сведения.

4

2

2

Игры.

12

2

10

Мероприятия.

16

2

18

Дело.

22

6

16

 

Социальное проектирование.

22

6

16

 

Итого:

146

36

108

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Комплектование группы.

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с группой.

Практика. Игры «Арифметика», «Я еду». Тестирование «Я – лидер». Формула успеха лидера.

Игры на выявление лидера.

Теория. «Кто такой лидер?»

Практика. «Кораблекрушение», «Кулачок», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».

Коллектив.

Теория. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.

Практика. Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по Лутошкину).

Искусство общения.

Теория. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.

Практика. Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», «Репка». Игровые методики. «На златом крыльце сидели», «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.

Конфликты и пути их решения.

Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте.

Практика. Искусство ведения переговоров.

Основы публичного выступления.

Теория. Искусство полемики. Виды вопросов. Простые и сложные вопросы. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.

Практика. Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «На пне в лесу», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».

Основные формы организации досуговой деятельности.

  1. Общие сведения

Теория. «Досуговая деятельность это…».

Практика. Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...», «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

  1. Игра.

Теория. Общие сведения «Что такое игра?».

Практика. «Репка». Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник», «Бояре», «Голова – хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Охота на льва», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Семья дяди Томаса», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Моя машина не заводится», «Будь собой!», «Живая пирамида», «Судоходная линия». Спокойные игры.

  1. Мероприятия.

Теория. Основные характеристики. Виды мероприятий. Возрастные особенности участников. Этапы подготовки и проведения.

Практика. Проведение. Анализ проведения мероприятия. Ближайшие последствия проведенного мероприятия.

  1. Дело.

Теория. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД».

Практика. Предварительная подготовка дела. Упражнение «Выбор организатора». Анализ условий, потребностей и интересов участников, постановка цели деятельности. Коллективное планирование дела. Игра «Корзина грецких орехов». Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото», «Сценарий мероприятия», «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела. Выявление ошибок. Определение ближайших последствий проведенного дела.

Социальное проектирование.

Теория. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем. Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта.

Практика. Реализация проекта. Презентационная папка проекта. Анализ реализации проекта. Определение ближайших последствий реализации проекта.

 


 

Методические рекомендации

Под организаторскими способностями понимают такое сочетание индивидуально-психологических свойств, которое помогает быстро, надежно, уверенно включать людей (в случае индивидуальной деятельности - включаться) в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность в ходе этой деятельности. Организаторские способности представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, которые условно можно представить в виде четырех блоков: 1) знания и умения, связанные с пониманием особенностей внутреннего состояния и поведения людей (знание психологических особенностей людей, организаторская проницательность и т.д.); 2) знания и умения, связанные с построением эффективного общения и обеспечения разнообразностороннего влияния (знание этапов общения, умение убеждать и т.д.); 3) знания и умения, связанные с пониманием закономерностей работы коллектива и управления им (знание психологической совместимости, влияние на коллектив, знание законов развития коллектива, выбор оптимального стиля руководства и т.д.; 4) знания и умения, связанные с организацией и проведением дела (понимание цели, умения планировать, рассчитывать и распределять работу, осуществлять контроль и стимулирование, подводить итоги и т.д.). Таким образом, формирование организаторских способностей требует комплексного подхода, в том числе подразумевающего одновременное ознакомление человека с теоретическими основами организаторской деятельности и выработку у него соответствующих практических умений и навыков.

Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся педагогическое явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.

В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:

информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;

операционный. Он включает в себя формирование у подростков организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем;

практический. Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, корректируются управленческие действия.

В основе обучения и воспитания учащихся-организаторов лежат следующие основные принципы:

компенсаторной подготовки учащихся, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитым качествам личности учащихся;

взаимосвязи формирования у учащихся организаторских знаний и организаторской практики, т.е. их практического участия в решении организаторских задач;

преемственности в формировании организаторских знаний и умений при решении организаторских задач различного уровня.

Но необходимо помнить, что организаторская техника – не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника-организатора, совокупность способов достижения цели.

Одно из главных условий подготовки организаторов – стимулирование их работы над собой, поэтому уже на вводном занятии используется методика М.И.Рожкова «Чтобы расти, надо смотреться в «зеркало», сочетающую самодиагностику и разработку программы самосовершенствования.


 

Дидактический материал

Карточки с описанием ролей к сюжетно-ролевой игре «Праздник»

раздаточный материал таблица к игре «Кораблекрушение»

Карточки «Совет лидеру»

Карточки к играм

Карточки для разбивки на микрогруппы

Карточки «Виды мероприятий»

Карточки к упражнению «Выбор организатора».

Карточки к упражнению «Распределение ролей».

Методичка «Формула успеха лидера»

Презентация «Социальный проект – современная воспитательная технология»

Презентация «Составляющие социального проекта»

Раздаточный материал к игре «Три королевства»

Раздаточный материал к игре «Калоши счастья»

Таблица «Как слушать», «Как говорить»

Таблица «Лидерские качества»

Таблица «Стили руководства»

Таблица «Формы организации досуговой деятельности»

Таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Тест «Я – лидер»

 

Литература для педагогов

Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М.,2006г.

Э.Кристофер, Л.Смит. Тренинг лидерства. С.-Петербург, 2002г.

Н.Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004г.

Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.

С.Оськина. Формирование организаторских умений подростков.// ж. Воспитание школьников №5 2008г.

Н. Галеева. Формирование организаторских способностей у школьников.// ж. Воспитание школьников. №3 2008г.

М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. Владос. М. 2002г.

Андерсон Джилл. Думай. Пытайся. Развивайся. Общая редакция и перевод А.Л. Шлионский. С-Петербург. «Азбука»,1996

Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.

Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов.– Киев, 1991.

Долил Митчелл. Страус Давид. Как работать вместе.– АЮЛ, 1994.

Дополнительное образование, № 4, 2006 г.

Закон РФ "О поддержке детских и молодежных общественных объединений"

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.

Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Москва. «Народное образование», 2002 г.

Леванова Е. Готовясь работать с подростками.– М., 1993 г.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой.– М., 1987 г.

Петрова Н.П. Тренинг победителя. Издательство «Речь», С-Петербург, 2002 г.

Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.– М., 1993 г.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Москва. «Новая школа», 1995 г.

Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.

Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.

Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.

Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.

«Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.

 

Литература для обучающихся

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– Лениздат, 1992 г.

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Москва. «Просвещение», 1998 г.

Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. Москва, «Интерпракс», 1994

Леви В. Искусство быть собой.– М., 1991 г.

Леви В. Искусство быть другим.– М., 1980 г.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М., 1993 г.

Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.– М., 1993 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Панфилова Любовь Анатольевна, 13.08.18 в 11:32 0 Ответить Пожаловаться
Очень объемная программа. Не совсем понятно, кто такие школьники-организаторы: лидерский состав? ответственные за последующие КТД? просто ребята с развитыми организаторскими способностями? И как они реализуют эти способности в своей школе (ведь они из разных образовательных учреждений)? Главная задача КТД- участие ВСЕХ в общем деле, чтобы каждому- занятие по силам и интересам, так что лидеры определяются в процессе работы. Стоит ли в таком случае огород городить, если в любой школе при правильно организованном деле и постановке такой задачи развиваются организаторские способности?
В общем, много материала, много интересного, но цели не вполне проработаны, как и критерии освоения программы. Множественные эмоции и двойственность в оценке программы.

И очень хотелось бы ссылки на книги, на авторов тех игр, что предлагает использовать в программе её составитель.
Сложно представить детей 11 лет, адекватно воспринимающих книги Берна, а ведь именно они определены как литература для обучающихся. Эти знания и вполне взрослым людям порой не по зубам.

Отредактировано 13-08-2018 11:36

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.