12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселев Николай Александрович868
В школе работаю с 1993 года, женат, есть дочь.
Россия, Мордовия респ., с.Адашево
Материал размещён в группе «географы»

Система практических работ

«Экономико-географическое моделирование».

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Что такое моделирование в фокусе школьной экономической географии? Существует процесс размещения отдельных видов производств, отраслей и межотраслевых комплексов на территории России, подчиняющийся строгим экономическим законам и особенностям исторического развития России. В 9 классе, при изучении экономической географии России, первое полугодие, по сути, отведено на изучение этого процесса и условий, влияющих на выбор регионов размещения хозяйственных объектов, т.е. факторов размещения производств. Мы знаем, какой сложной и запутанной представляется школьникам отраслевая структура народного хозяйства, и как хорошо усваиваются знания, полученные в ходе творческого процесса, но только когда ученик вовлечен в этот творческий процесс познания, а не скромно внимает словам учителя со стороны. Попробуем побудить наших учеников на самостоятельный поиск истины, сопряженный с решением непростых бизнес-задач.

Основные положительные моменты ЭГ моделирования:

Развивает и закрепляет:

Умение работать с различными картами, анализировать и обобщать полученную информацию.

Основные сведения о межотраслевых комплексах и отдельных отраслях хозяйства России.

Значение факторов размещения производства в приложении к реальным географическим условиям России, природным и трудовым ресурсам.

Позволяет учителю разнообразить традиционную классно-урочную систему и домашние задания, показать реальный прикладной характер географической науки, повысить её статус в глазах учеников.

Формирует у учащихся творческих подход к решению нестандартных задач, возможность проявить себя при индивидуальной и групповой работе.

Что мы будем моделировать?

Предложим ученикам найти на карте России территории, населенные пункты и т.д., в которых они разместят свои собственные производства. Непростая задача, учитывая, что поработать придется с самой большой по площади страной мира, обладающей, к тому же, совершенно различными природными ресурсами, населением и развитием в разных ее частях. Поэтому задачу мы упростим, предложив не слишком большой выбор регионов, но каждый из них нужно будет тщательно проанализировать.

Обратное задание – предложим регион и попросим подобрать отрасль или отдельное производство (например, тип электростанции).

Завершается система комплексной задачей, показывающей, как хорошо усвоен материал первого полугодия. Ученикам предлагается географическая характеристика вымышленной территории, которую необходимо пропустить через сито географического анализа и назвать возможные отрасли специализации. Неплохой задел для изучения экономических районов РФ.

Практические работы по моделированию можно проводить на уроках, усложняя или упрощая задачи в зависимости от имеющегося времени, часть из них могут послужить домашней работой. После выполнении можно устроить защиту проектов, можно заняться нанесением результатов анализа на карту (особенно полезно при рассмотрении конкуренции) и т.д. Простор для творчества практически бескрайний!

В целом система моделирования выглядит примерно так:

Отрасль\МОК

Что моделируем

Что формируем, закрепляем и повторяем

Примечание

АПК

Ищем субъект федерации для посева зерновых, технических культур, размещения птицефермы, свинофермы.

Почвы, агроклиматические ресурсы России, факторы размещения и отраслевой состав сельского хозяйства, зональная специфика, административно-территориальное устройство РФ.

Не забываем про импортную конкуренцию!

Лесной комплекс

Ищем субъект федерации для размещения ЦБК.

Природные зоны России, водные ресурсы, факторы размещения, административно-территориальное устройство РФ.

Воспитываем экологическое сознание школьников.

ТЭК

Топливная промышленность

Ищем субъект федерации для производства биотоплива.

Особенности размещения растениеводства, факторы размещения, административно-территориальное устройство РФ.

Внепрограммная, но крайне важная в свете мировых событий на топливном рынке задача. Рекомендуется в качестве домащнего задания.

Электроэнергетика

Подбираем тип электростанции для субъекта федерации.

Особенности отдельных видов электростанций, факторы размещения, административно-территориальное устройство РФ.

Обратная задача.

Металлургия

Ищем субъект федерации для размещения алюминиевого завода.

Ресурсообеспеченность, электроэнергетика РФ, экологические требования, факторы размещения, административно-территориальное устройство РФ, экономические партнеры России.

Добавляется фактор ориентации на импортное сырье. Как с этим справятся школьники?

Машиностроение

Ищем субъект федерации для размещения транспортного, тяжелого, точного машиностроительного производства.

Факторы размещения и отраслевой состав, особенности продукции, конкуренция, административно-территориальное устройство РФ.

Практическая работа опубликована в газете «География» (№16/2008)

Транспортный комплекс

Поиск участка побережья для размещения морского порта по вывозу леса, нефти, удобрений, руды.

Моря России, природные ресурсы, размещение производств, экономические партнеры России, административно-территориальное устройство РФ.

Непростой выбор океана для размещения порта. Европа или Азия?

Рекреационное хозяйство

Создание туристического центра международного значения.

Природные условия, рекреационные ресурсы РФ, транспортная сеть, факторы размещения, административно-территориальное устройство РФ.

Рекомендуется в качестве домащнего задания.

Итоговая полугодовая работа

Моделирование отраслей специализации вымышленной территории.

Природные условия и ресурсы, отраслевой состав экономики, факторы размещения производств.

Рекомендуется в качестве домащнего задания. Может использоваться как творческое дополнение к итоговой полугодовой контрольной работе.

Пример практической работы с выбором субъектов федерации уже опубликован в газете «География» (К.А. Гоев «Выбор региона размещения предприятий машиностроительного комплекса» № 16/2008). Попробуем решить обратную задачу.

Практическая работа

«Экономико-географическое моделирование. Выбор типа электростанции».

Цели и задачи:

Образовательная – повторить и закрепить на практике представления о факторах размещения и особенностях функционирования различных типов электростанций. Закрепить знания о значении электроэнергетики в народном хозяйстве.

Воспитательная – способствовать формированию у учащихся патриотического мышления, представления о богатстве и разнообразии природных и трудовых ресурсов России. Совершенствовать представления о прикладном значении современной географии. Воспитывать экологическое сознание.

Развивающая – способствовать развитию основных приемов творческого географического мышления – анализа и синтеза, обобщения и сравнения, умения работы с картами.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями) – 3 варианта.

Атласы 8-9 класса.

Учащимся предлагается субъект федерации РФ, в котором нужно решить энергетическую проблему. Причин может быть несколько – снизить стоимость электроэнергии, развивать энергоёмкое производство и т.д. С помощью карт атласа (8-9 кл.) необходимо определить, исходя из местных условий и ресурсов, какой тип электростанции будет наиболее эффективен.

Практическая работа

«Экономико-географическое моделирование. Выбор типа электростанции».

1 ВАРИАНТ.

Задание:

Представьте себя губернатором Забайкальского края. Вам необходимо решить энергетическую проблему, так как для развития края не хватает электроэнергии, а покупка ее у соседей обходится слишком дорого для краевого бюджета. Вспомните особенности строительства и производства электроэнергии на различных типах электростанций. Проанализируйте карты атласа 8-9 класса. Примите решение о строительстве электростанции определенного типа опираясь на местные условия.

Практическая работа

«Экономико-географическое моделирование. Выбор типа электростанции».

2 ВАРИАНТ.

Задание:

Представьте себя губернатором Сахалинской области. Вам необходимо решить энергетическую проблему, так как для развития области не хватает электроэнергии, а покупка ее у соседей обходится слишком дорого для областного бюджета. Вспомните особенности строительства и производства электроэнергии на различных типах электростанций. Проанализируйте карты атласа 8-9 класса. Примите решение о строительстве электростанции определенного типа опираясь на местные условия.

Практическая работа

«Экономико-географическое моделирование. Выбор типа электростанции».

3 ВАРИАНТ.

Задание:

Представьте себя губернатором Костромской области. Вам необходимо решить энергетическую проблему, так как для развития области не хватает электроэнергии, а покупка ее у соседей обходится слишком дорого для областного бюджета. Вспомните особенности строительства и производства электроэнергии на различных типах электростанций. Проанализируйте карты атласа 8-9 класса. Примите решение о строительстве электростанции определенного типа опираясь на местные условия.

Данная работа может быть предложена в качестве домашнего задания с обязательным его разбором на следующем уроке. Такой вариант даже предпочтительнее, так как позволит воспользоваться не только картами атласа, но и дополнительными источниками информации (сайты Интернета и т.д.). При этом можно требовать подробного обоснования проекта (в т.ч. карту).

Ход рассуждений ученика:

Забайкальский край. Регион обладает значительным и практически не реализованным гидроэнергопотенциалом (внимательно изучаем физическую карту и карту электроэнергетики). Плотность населения невысока, масштабного отселения не потребуется. Транспортная освоенность низкая, однако проходит Транссиб и КВЖД. Из запасов ископаемого топлива – каменный уголь (шахта Букачача, ОАО "Читинская угольная компания"), бурый уголь (шахта Шахтерская, Харанорский угольный разрез). Стоимость электроэнергии, выработанной с помощью углей довольно высока и экологически небезопасна. Вывод – для достижения наибольшего экономического эффекта необходимо строить ГЭС.

Сахалинская область. Гидроэнергопотенциал невысокий, высокая сейсмичность (повышает стоимость строительства АЭС, хотя и не отменяет его – вспомним Японию). Главным минеральным ресурсом является наиболее востребованное экономикой углеводородное топливо. По объему разведанных запасов газового конденсата Сахалинская область занимает 4-е место в России, газа — 7-е, угля — 12-е и нефти — 13-е место. Вывод – для достижения наибольшего экономического эффекта необходимо строить ТЭС. Дополнительно – возможно строительство геотермальной электростанции.

Костромская область. Равнинная территория, лишенная запасов углеводородов. Расположена недалеко от научных и образовательных центров. Плотность населения – средняя. Вывод – для достижения наибольшего экономического эффекта необходимо строить АЭС.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.