12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Булгакова Наталья Анатольевна18
Окончила Горно-Алтайский педагогический институт в 1980 году. Специальность: учитель географии и биологии. С 1985 года работаю в КГБПОУ "Славгородский педагогический колледж". Преподаю естественнонаучные дисциплины.
Россия, Алтайский край, Славгород

Раздел 1. Источники географической информации

Практическая работа 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Цель: развитие умений комплексного использования географических карт различной тематики с целью ознакомления с различными географическими картами, нахождения и применения географической информации, ее анализа.

Средства обучения: учебник: В.П. Максаковский «География» 10-11 классы, 2018 год,

политическая карта мира, атласы «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2007 год, 2016 год.

Продолжительность занятия: 1 час.

Краткий теоретический материал:

Географическая карта – это уменьшенное и обобщенное изображение на плоскости земной поверхности. Географические объекты переданы условными знаками. Карты необходимы для изучения земной поверхности, а также природных и общественных объектов. Географические карты классифицируются по содержанию, территориальному охвату, масштабу, назначению.

По территориальному признаку карты делят на: мировые, океанов и морей, материков и их крупных частей, государств, областей, районов.

По масштабу географические карты делятся на: крупномасштабные, построенные в масштабах крупнее 1:200000; мелкомасштабные, построенные в масштабах мельче 1:1000000; среднемасштабные, построенные в масштабах от 1:200000 до 1:1 000000 включительно.

По содержанию. Общегеографические (физические) карты  изображают: рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, границы и т. д. Общегеографические (крупномасштабные) карты, на которых изображены все объекты местности, называются топографическими картами.

Тематические карты  показывают расположение, взаимосвязи и динамику природных явлений, населения, экономики, социальную сферу. Их можно разделить на две группы: карты природных явлений и карты общественных явлений.

Карты природных явлений охватывают все компоненты природной среды. В эту группу входят карты геологические, карты рельефа земной поверхности и дна Мирового океана, метеорологические и климатические, океанографические, ботанические, почвенные, карты полезных ископаемых и др. Общественно-политические карты включают карты населения, экономические, политические, исторические, социально-географические, причём каждая из подкатегорий в свою очередь может содержать собственную структуру разделения. Так, экономические карты включают также карты промышленности (как общие, так и отраслевые), сельского хозяйства, рыбной промышленности, транспорта и связи.

На политических картах отображаются региональные и национальные границы, а также даны названия административных и политических единиц, столиц и других основных населенных пунктов. Каждое государство и каждая административно-территориальная единица окрашиваются разными цветами. Экономические карты отображают географию народного хозяйства в целом или отдельных его отраслей. В одном ряду с ними стоят карты населения и социально-экономические карты. Различают общеэкономические и отраслевые карты (населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, экономических связей, сферы услуг).

По назначению выделяют карты учебные, туристские, справочные и др.

Географический атлас – это систематическое собрание географических карт. Главной чертой современного атласа является внутреннее единство всех карт, которые в него входят.

Последовательность выполнения работы:

Задание 1.

1.1. Изучите карты географического атласа за 10 класс. Разделите все карты атласа на мировые, материков и государств. Приведите примеры.

1.2. Разделите все карты атласа на карты природных явлений и общественных явлений. Приведите примеры.

Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в атласе. Ответьте на вопросы:

а) В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

б) Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической картах мира?

в) Какая информация вынесена в легенду политической карты мира?

Задание 3. С помощью карт атласа выполните предложенные задания:

3.1. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана. Обозначьте их на контурной карте.

3.2. Запишите название единственного в мире государства, занимающего территорию целого материка. Обозначьте на контурной карте.

3.3. Изучите физическую карту материка Северная Америка. Отметьте основные географические объекты: крупные реки и озера, горы, моря и океаны, которые омывают берега материка. Нанесите их на контурную карту.

3.4. Изучите карту «Минеральные ресурсы». Отметьте основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.

3.5. Изучите карту «Добывающая промышленность мира», отметьте основные центры добывающей промышленности Северной Америки.

3.6. На основе сопоставления и анализа карт установите закономерности развития географических процессов. Сделайте вывод о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Задание 4. Дополнительное ( усложненное)

4.1. Используя метод наложения географических карт различного типа, дайте краткую географическую характеристику территории страны (по выбору).

4.2. Полученные данные запишите в таблицу.

Последовательность

наложения карт

Краткая географическая характеристика

Физическая карта

 

Карта плотности населения

 

Экономическая

 

4.3. На основе анализа карт установите закономерности развития географических явлений и процессов. Сделайте вывод о взаимосвязи рельефа, климата, плотности населения и экономики страны.

 


 

Раздел 1. Источники географической информации

Практическая работа 2

Тема: Использование статистических материалов и геоинформационных систем. Составление картосхем, отражающих различные географические явления и процессы.

Цель: развитие умений работать со статистической информацией, представлять ее в графической форме.

Средства обучения: учебник: В.П. Максаковский «География» 10-11 классы, 2018 год, политическая карта мира, атласы «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2007 год, 2016 год, статистические материалы.

Продолжительность занятия: 1 час.

Краткий теоретический материал:

Статистический метод — это совокупность приемов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации. Статистические материалы — это массовые количественные данные.

В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Наибольшее распространение имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба.

Графики иллюстрируют положение объекта и его параметров в системе координат. Они отображают динамику величины статистических показателей, характеризующих определённый признак во времени, например, рост численности населения и др.

Среди картографических изображений для представления статистических данных наиболее широко используются картограммы и картодиаграммы.

Средства обучения:

Последовательность выполнения работы:

Задание 1. Постройте график «Изменение численности населения России», используя статистические материалы таблицы 1. Сделайте вывод.

Таблица 1

Изменение численности населения России

Год

Население (млн. чел.)

Год

Население

(млн. чел.)

1676

9,6

1989

147,0

1719

13,6

1991

148,3

1851

57,0

1996

148,3

1897

65,7

2002

145,6

1926

92,7

2006

142,8

1939

108,3

2007

142,2

1959

117,5

2008

142,0

1970

130,1

2009

141,9

1979

137,4

2010

142,9

Задание 2. Постройте столбчатую диаграмму «Демографический спад в России», используя данные таблицы 1 с 1989 -2010 годы. Сделайте вывод.

Задание 3. Начертите круговую диаграмму «Национальная структура РФ в 2002 году», используя статистические материалы таблицы 2. Сделайте вывод.

Таблица 2

Национальная структура РФ в 2002 году

Национальность

Количество, в %

Национальность

Количество, в %

Русские

79,8

Чуваши

1,1

Татары

3,8

Чеченцы

0,9

Украинцы

2,0

Армяне

0,8

Башкиры

1,2

Прочие

10,4


 

Задание 4. Проанализируйте картосхемы (рис.1 и рис.2). Составьте картосхему на контурной карте (тема по выбору).

Рис.1. Районы мира с наибольшей и наименьшей плотностью населения

 

 

Рис.2. Основные миграционные потоки

 

Задание 5. Сделайте общий вывод по работе (чему учились?).

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.