Экскурсия по теме «Природный камень на станциях первой линии Петербургского метро»

9
0
Материал опубликован 6 January 2016 в группе

Автор: Васильева Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург

Цель урока: показать на краеведческом материале значение горных пород и минералов.

Ожидаемые результаты:

  • личностные результаты: формирование чувства гордости за родной город;
  • метапредметные результаты: умение оформлять результаты экскурсии в виде творческого отчёта;
  • предметные результаты: усовершенствование навыков определения горных пород и минералов.

Методика проведения экскурсии: для жителей Санкт-Петербурга  экскурсию желательно проводить в реальных условиях, в этом случае она занимает не больше 1 академического часа, не считая времени. которое потребуется для проезда до первой остановки метро, и времени, которое потребуется на возвращение домой. Для жителей Ленинградской области  можно организовать виртуальную экскурсию. Однако во втором случае целесообразно дать опережающее домашнее задание по группам, и таким образом провести экскурсию, используя презентации учащихся. Также в этом случае количество станций можно увеличить с пяти до семи-восьми.

Первая линия Петербургского метрополитена, также известная как Кировско-Вы́боргская, или красная линия, соединяет через центр юго-западные и северо-восточные районы города.  В настоящее время проходит через Калининский район и заканчивается уже в Ленинградской области. В её состав входит 19 станций. Длина — 29,57 км, среднее время поездки по всей линии — около 45 мин. Имеются как участки глубокого, так и участки мелкого заложения.

Первый участок был открыт 15 ноября 1955 года. Он был протяжённостью 10,8 км, включал в себя 6 станций – от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» (станция «Пушкинская» на этом участке была открыта позже). 

Начнём мы нашу экскурсию со стации «Автово», которая была открыта в числе первых в 1955 году. Для этого нам предстоит отправиться на пр. Стачек, дом 92. И наземный, и подземный вестибюли построены по проекту архитекторов  Е.А. Левинсона и А.А. Грушке. Эта первая в нашем городе станция без эскалаторов. В нижний вестибюль ведёт широкая лестница из красного мрамора. Эта великолепная порода образована кварцем, полевым шпатом и слюдой. Гранит отличается большой износоустойчивостью, поэтому на большинстве станций его использовали для мощения полов. Красный гранит для станции «Автово» был привезён с Урала.  «Изюминкой» подземного вестибюля являются колонны. 16 из них облицованы стеклянными панелями, а 30 – светлым уральским мрамором. Мрамор образуется в результате метаморфизма известняка, он состоит из кальцита с примесями других минералов и органических соединений. Так как мрамор гораздо менее прочен, чем гранит, его используют для облицовки стен и колонн.

Теперь мы сядем на электричку метро и доедем до следующей станции – «Кировский завод», которая также была открыта в первую очередь, в 1955 году. Станция построена по проекту архитектора А.К. Андреева. Зал станции отделан  дымчато-серым мрамором "Сванетия" из месторождения Коркодинское, которое находится  в Грузии.

Теперь мы вновь сядем на электричку и проедем четыре станции в сторону центра города, чтобы выйти на станции «Пушкинская». Она была открыта 30 апреля 1956 года. Многие специалисты называют её самой красивой станцией метрополитена в мире. С 2011 года станция «Пушкинская» считается выявленным объектом культурного наследия. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. А. Петрова и Л. М. Полякова. Пилоны подземного зала облицованы белым уральским мрамором. Пол выложен тёмно-красным гранитом, который доставлялся в Ленинград с Украины. Так же на полу зала присутствуют узоры, сделанные из чёрного и белого камня. Пол проходов на перроны выложен гранитом. На путевых стенах плитка белого и чёрного цветов. Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками.

Проехав ещё одну остановку, мы окажемся на станции «Владимирская». Её открыли в 1955 году, архитекторы: Г. И. Александров, А. И. Прибульский и  А. В. Жук. Весь зал станции был облицован белым уральским мрамором. Однако во время реконструкции  в 2005 году мрамор на полу был заменён на более прочный тёмный гранит, привезённый с Корельского перешейка.

Мы можем видеть, что в оформлении первых станций нашего метрополитена использовались по преимуществу два вида камня – это мрамор и гранит. Мрамор – это метаморфическая горная порода, состоящая в основном из кальцита CaCO3. Гранит – это  кислая магматическая интрузивная горная порода, образованная полевым шпатом, кварцем и слюдой. Вплоть до семидесятых годов прошлого века использовали только привозной камень: гранит доставляли с Украины, а мрамор везли из Грузии или с Урала.

Станции, открытые в 1975 году и позже, облицовывали уже местными камнями. Граниты привозили с Карельского перешейка (месторождения Возрождение, Каменногорское и Каарлахтинское), мрамор везли из Рускеальского месторождения нашей области. габбро-диабазы – из Ропручейского месторождения, а кварциты – из Шохтинского месторождения.

Теперь мы посетим ещё две станции, в отделке которых использовался камень, привезённый из Ленинградской области. Станция метро «Академическая» открыта в в 1975 году.  Авторы проекта – архитекторы А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, В. Г. Хильченко. Основу облицовки составляет красно - розовый и серый гранит. Так же присутствует твёрдый камень известковой породы - белый мрамор, из которого выполнены стены кассового зала.

Завершим мы нашу экскурсию на станции «Гражданский проспект», открытой в 1978 году. Станция построена по проекту группы архитекторов: А.С. Гецкин, Е.И. Валь, В.Н. Выдрин, Г.Н. Булдаков, Л.Е. Кисельгоф. Станция оформлена строго, стены и колонны украшает  желтовато-бежевый мрамор, пол выложен плиткой.

На этом наша экскурсия закончена. Благодарим всех за внимание!

Домашнее задание: составить творческий отчёт об экскурсии.

 

Литература:

1.         Соколов А.М. Станции Ленинградского метро, Л.: Лениздат, `957

2.         Краткий геологический словарь для школьников / Под ред. Г.И. Немкова. – М.: Недра, 1989. – 176 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.         Википедия – свободная энциклопедия.

Комментарии

Ответ #2517 был удален 11 February 2016

Ответ #2535 был удален 11 February 2016

По имеющимся критериям работу оценить практически невозможно.

11 February 2016

Ответ #2806 был удален 14 February 2016

В разработке не показана сама методика проведения уроков – экскурсий (подготовительный, основной, заключительный). Как правило, цель уроков –экскурсий – показать практическое применение знаний, полученных при изучении темы. На мой взгляд, цель урока не соответствует возрасту учащихся. Она актуальна, скорее всего, для учащихся 6 класса. Под большим вопросом и предметные результаты занятия. Все горные породы учитель называет сам. Обучающиеся на данном занятии – пассивные зрители. Я считаю, что к конкурсным работам нужно подходить ответственно, и оформлены они должны быть соответствующим образом.

14 February 2016

Сборник методических разработок и педагогических идей