Экспериментально–исследовательская работа по психологии на тему: «Характеристика выдержки младшего школьника на уроке»

2
0
Материал опубликован 13 September 2017 в группе

Федеральное агентство по образованию Р.Ф.

Нижнетагильская государственная социально – педагогическая академия.

Кафедра психологии.

Экспериментально –исследовательская работа

по психологии на тему:

«Характеристика выдержки

младшего школьника на уроке»

Выполнила М.Г.Пульникова

Студентка - 322гр.,ХГФОЗО

Руководитель В.А.Земляков

Ст.Преп.каф.псих.

г. Нижний Тагил. 2006г

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3 ст.

Теоретическая часть……………………………………….. 5 ст.

1.1 Различные подходы к понятию выдержки как волевого качества личности……………….…………………………… 5 ст.

1.2 Основные аспекты развития выдержки

первоклассников на уроке…..……..………………………... 8 ст.

Экспериментальная часть………………………………… 12 ст.

2.1 Методика исследования………………………………… 12 ст.

2.2 Ход исследования……………………………………… 15 ст.

Заключение…………………………………………………….17 ст.

Список литературы………………………………………….. 18 ст.

Приложение………………………………………………….. 19 ст.

 

Введение

В современном образовании приоритетным является - создание благоприятных условий для формирования всесторонне-развитой, гармоничной личности. Здесь говорится не только о знаниях, умениях, навыках учащихся, которые складываются и развиваются за период обучения, а также об определенных индивидуальных качествах и психических процессах, высокая степень развития которых характеризует учащегося не только как личность, но также как успевающего ученика.

К этим важным психическим явлениям относятся: мышление, память, внимание, воля и другие.

Однако в последнее время увеличивается количество детей, для которых - высидеть урок это большое волевое усилие, а еще и работать в течение занятия – это титанический труд, на который они не согласны. Родители в панике, так как их ребенок не хочет учиться уже в первом классе, а учителя в шоке от детей, которых нужно постоянно развлекать, в противном случае выполнять задания, прилагая, свои усилия ни кто, из таких детей не будет. И что делать? Куда обратиться? Как развить волевые качества ребенка? Такой психический процесс как воля исследовали многие ученые: Выгодский Л.С, Леонтьев А.Н, .Л.Рубинштейн, и многие другие, но изучив некоторые учебники, книги, исследовательские работы, автор может сказать о том, что характеристика отдельных волевых качеств,(выдержка, самоконтроль, и.тд) важных для развивающейся личности, а особенно для младшего школьника,(так как учение для него новый, трудный вид деятельности), не полная.

На сегодняшний день остаются не до конца раскрытыми такие вопросы как: «Какова систематизированная характеристика выдержки учащихся? Что должен делать педагог для того, чтобы развить волевые качества личности, а в особенности выдержку учащихся на уроке?

В связи, с чем целью исследовательской работы является – раскрытие, выявление уровня развития характеристик выдержки младшего школьника, на уроке, экспериментальным путем.

Таким образом, были определены следующие

задачи исследования:

1 Изучить различные подходы к понятию выдержки как волевого качества личности.
2. Выявить основные характеристики, уровень, условия для благоприятного развития выдержки первоклассников на уроке в школе.
3. Систематизировать основные характеризующие (признаки) - выдержки, младшего школьника на занятии, (занесение результатов в таблицы.)

Для решения поставленных задач использовались

методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.


2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения.
3. Педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и включавший констатирующий этап.

 

Объект исследования – процесс развития выдержки младшего школьника на уроке.

Предметом исследования является - основные характеристики выдержки, как волевого качества младшего школьника проявляющегося на уроке.

Таким образом, можно сказать о том, что данная работа в полнее может иметь как научное, так и практическое значение, например для педагогов младших классов при организации учебно-познавательной деятельности учащихся со слабыми волевыми качествами, а также для многих учителей занимающихся изучением индивидуальных качеств учеников, в том числе и волевых. Данный анализ поможет выявлению методов стимулирующих, развивающих и выдержку, и другие волевые качества.

 

Различные подходы к понятию выдержки как волевого качества личности.

Существует множество подходов к раскрытию понятия воля, как психического явления. Формулировки встречаются разные, однако все стараются привести несколько примеров волевых качеств и раскрыть их характеристику. Так согласно словарю « Воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения внешним и внутренним препятствиям, влиянием и воздействиям.

Понятие  воли было введено в античный период для объяснения порождения действия, но не всякого, а лишенного стремления человека к нему. Как и два других основных понятия (разум и чувство) понятие воля в истории науки дифференцировалось. Из проблемы воли выделились как самостоятельные: исследование свободы воли, принятие решений, целеобразование в последнее время и саморегуляции» (5,1 )

Данное издание одно из самых современных, однако, здесь не упоминается о других волевых качествах, их характеристиках, и отдельно о них уже ничего тоже не упоминается, поэтому были изучены следующие работы К.Н.Корнилова, В.И.Селиванова, где понятие воли раскрывалось как усилия мобилизированные для преодоления внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий.

Волевые качества также упомянуты вскользь, а в свою очередь С.Л.Рубинштейн говорил «Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек. В величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.» ( 6 ,612)

Поэтому, обратившись к трудам С.Л.Рубинштейна можно найти высказывание, раскрывающее сущность волевых качеств «… существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения – необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем…» ( 6 ,607 )

Хотя это одно из самых наиболее понятных и глубоких формулировок раскрывающих сущность и взаимосвязь волевых качеств, но всёже отдельного определения и характеристики выдержки не выделяется, однако можно на основе вышесказанного попытаться составить самостоятельно. И так выдержка - это одно из существенных волевых качеств личности, которое обеспечивает господство высших мотивов над низшими при выполнении «не приятных, но необходимых действий», непосредственно соприкасающихся с терпением, осознанием цели.

Также можно вывести математическое соотношение, помогающее раскрытию понятия выдержки, которое описано в словах С.Л.Рубинштейна. Я предположила, что данное выражение может выглядеть следующим образом, хотя может быть не совсем точным, так как не все взаимосвязи, а уж темболее психические процессы, подлежат математическому изложению:

 

Выдержка =( Интеллект > Аффекта) + терпение, цели

 

Воля Самообладание = ( Сознание > влечение) + цель

Самоконтроль = ( Контроль > интерес) + цель

Еще один взгляд на определение воли и её качеств, представлен Л.С.Выготским: «Воля, как сознательная самоорганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленное на преодоление внутренних трудностей - это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.
У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.
Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели.
Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, выдержки в нужный момент не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание, выдержка и многие другие.
Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении» (2, 108 )

По мнению Л .С. Выготского оценка волевых качеств, в том числе и выдержки не может быть выражена одной лишь шкалой “сила - слабость”, а также выражается через моральную сторону воли. Характеристика качеств воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта.

Поэтому, можно сделать вывод о том, что выдержка в понимании Л.С. Выгодского, - это качество морально воспитанной воли, которую характеризуют социально – значимые, весомые, четко поставленные цели и

мотивы.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные определения волевых качеств личности, в том числе и выдержки, можно сформулировать одно большое общее понятие, основываясь на тех характеристиках , которые выделяют многие авторы.

Итак выдержка это – одно из существенных качеств морально воспитанной воли личности, которое обеспечивает господство высших мотивов над низшими, а также характеризуется постановкой социально – значимых, весомых, целей.

Данное определение, возможно, не совсем полно раскрывает сущность выдержки как волевого качества, однако и неверным признать его нельзя, так как оно построено на основе выделенных характеристик выдержки как волевого качества

Основные характеристики выдержки можно сформулировать и представить в следующей схеме, хотя довольно относительной, так как с конкретным выделением характерных черт выдержки, автор не встречался при изучении психолого – педагогической литературы.

Сознат.контроль > влечения

. Высшие мотивы > низшие мотивы

Выдержка Социально – значимые цели + морально

Воспитанная воля личности

Основные аспекты развития

выдержки первоклассников на уроке.

Педагогу, работающему со школьниками, младшего школьного возраста(6-7 лет,до 8-9 лет), и даже подросткового, необходимо показывать, доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, важность их развития , оперируя успешной самореализацией во «взрослой жизни». Кинофильмы и книги, повествующие о героях содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества, решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофильмах отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Поэтому основная Задача педагога, по мнению Л.С.Выготского —не только представить ряд волевых качеств личности, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, раскрыть их характеристики.

Многие утверждают, что волевые качества, да и сама воля, как и разум – это новообразование подросткового возраста. Однако, судя по положениям выделенным С.Л. Рубинштейном, волевые действия у ребенка появляются очень рано и на каждой ступени его развития имеет свои качественные преобразования, особенности.

В волевом развитии крупный шаг вперед, ребенок делает в начале младшего школьного возраста, что является непосредственно следствием школьного обучения. Ребенок учится принимать, выполнять задания, упражнения из осознания необходимости их выполнить. Дисциплинирующая систематичность учебной деятельности и всего учебного процесса(школьной жизни), ее четкая организация являются существенным условием формирования, развития воли и волевых качеств учащихся.

«Он играет, а не учится!" - такую характеристику учителя и родители дают многим первоклассникам, которые в самом деле готовы учиться чему угодно, но предъявляют к процессу обучения собственные законные требования творческих людей. Во-первых, они хотят получать удовольствие от самого процесса занятий, согласно своему возрасту. Во-вторых, "игруны" хотят иметь постоянную пищу для воображения и импровизации. И если на уроке такой пищи недостаточно, они готовы щедро поделиться ею с окружающими.. И даже в период игры, ребенок вполне может развивать не только свои когнитивные способности, а также и волевые качества, но только в том случае если эта игра грамотно построена педагогом.

Игра помогает детям младшего школьного возраста

безболезненно освоить социальную роль школьника и социальные нормы школьного поведения.

 

На основе данных аспектов, можно выделить следующие аспекты, действующие на развитие выдержки младшего школьника на уроке: организованность педагогического процесса, четкая мотивация на

выполнение действий, игровая деятельность предполагающая развитие волевых качеств.

Продолжая выделять данные аспекты, необходимо сказать о том , что дети в младшем школьном возрасте понимают мир через свои руки, выполнение поделок, что объясняет введение с 1 го класса трудового обучения. Именно на этих уроках, во время работы и возможно развитие волевых качеств, в особенности выдержки, с учетом грамотности педагога в этой области, который не позволит скомкать

неполучившуюся поделку, а поможет, лучше подскажет и направит на исправление, через проявление некоторой выдержки первоклассника. Таким образом еще одним из аспектов развития выдержки младших школьников будет - самореализация в новых, для него видах деятельности, путем преодоления возникающих противоречий.

Поэтому если преподаватель в действительности заинтересован в успешном развитии волевой сферы личности, то ему необходимо самому знать, видеть, использовать данные аспекты по развитию выдержки, и других волевых качеств младшего школьника во время урока, а также помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существенной пользы. « Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания воли составляет систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортивной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и иной деятельности» ( 4,2 ).

Л.С.Выготский выделил некоторые приемы(методы) саморазвития волевых качеств, которые необходимо знать любому педагогу.

Приемы (методы) самовоспитания волевых качеств могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий:

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы

преодолеть его, “взять” эту “крепость”.
Методы: самоанализ, самоконтроль, самопринуждение

2. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.
Методы: самоконтроль, самопринуждение , самоприказ

3. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
Методы: самосознание, саморегуляция

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, не перескакивать с этапа на этап, а спокойно, планомерно, выдержанно намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

Методы: самоконтроль, самоанализ.

К числу важнейших условий формирования воли человека, волевых качеств относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, не имея определенной выдержки. они ничего не доводят до конца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь , выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью, выдержанностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю и ее качества, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.


 

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать.
Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств, в том числе и выдержки, происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

Таким образом, при формировании волевых качеств личности можно рекомендовать использовать следующие приемы самовоспитания:
- самоанализ
- самоконтроль
- самоприказ
- самопринуждение
- самосознание
- саморегуляция

Также подводя итог, можно еще раз упорядоченно выделить следующие

аспекты благоприятно влияющие на развитие выдержки младшего школьника на уроке.

1 Организованность, системность педагогического процесса, четкая постановка целей и мотивация на выполнение действий.

2 Использование на уроке игровых моментов, с элементами направленными на развитие выдержки младшего школьника на уроке.

3 Создание условий для самореализации учащихся, в новых для них видах деятельности, путем самостоятельного преодоления препятствий возникающих в процессе.

Данный перечень не совсем полный, может быть дополнен и другими аспектами, также следует сказать , что во многом степень развития волевых качеств, в том числе и выдержки, зависит еще и от характера, темперамента, индивидуальных качеств личности школьника.

Методика исследования

В эксперименте приняли участие 20 учащихся 1- х классов общеобразовательной школы № 1 г.Камышлова

Экспериментальная работа проводилась в течении - 2006 учебного года,

Включал констатирующий этап.

Констатирующий эксперимент, направленный на
выявление уровня проявления основных(выделенных выше)характеристик выдержки учащихся первых классов в школе.

Целью констатирующего этапа являлось – Выявление уровня волевых качеств(выдержки) при создании благоприятных условий обучения в 1 классе, а также определение уровня, степень соотношения:
1. Сознательного самоконтроля и влечения

2. Высших мотивов и низших

3 Социально – значимых целей и индивидуальных, личностных.

За основу разработки методики выявления уровня развития волевых качеств учащихся первых классов были выбраны следующие методики:

- Естественный эксперимент Лазурского.
- Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека),
- Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).

Уровень проявления основных(выделенных выше)характеристик выдержки учащихся первых классов в школе, был проанализирован в процессе игровой
деятельности учащихся, оценивался по следующим критериям:

10 баллов –Сознательный контроль намного превышает влечение, высокое развитие моральных качеств волевой сферы, высшие мотивы превалируют, всегда возобновляет деятельность в случае неудачи.

9 баллов –Высшие мотивы превалируют, над низшими, успешно преодолевает все возникшие трудности, возобновляет деятельность в случае неудачи.

8 баллов – Воглавенстве высшие мотивы, старается справляться с трудностями, не всегда возобновляет деятельность после неудачи.

7 баллов – Высшие мотивы немного превышают низшие, редко возобновляет деятельность после неудачи.

6 баллов – Высшие мотивы на одном уровне с низшими, их приоритет распределяется в соответствии с условиями, почти ни когда не возобновляет деятельность после неудачи.

5 баллов – Низшие мотивы немногого преобладают над высшими, не стремится возобновить деятельность после неудачи.
4 балла - Низшие мотивы преобладают над высшими, не возобновляет деятельность после неудачи.

3 балла – Низшие мотивы намного выше высших, иногда может отказаться от деятельности требующей волевых усилий.

2 балла – Низшие мотивы превалируют, то есть не реагирует на деятельность требующую усилий воли.
Приложение №

Для определения уровня развития школьной мотивации автором была проведена методика «Беседа о школе», разработанная Т.И. Нежновой. С этой целью учащимся
предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень;
- нравится;
- не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе
часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома;
- бывает по-разному;
- иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что в школу не обязательно приходить всем ученикам,
желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю;
- остался бы дома;
- пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
- не нравиться;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю;
- не хотел бы;
- хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю;
- хотел бы;
- не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
- мало;- много;
- нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;
- не очень ;
- не нравятся

Шкала оценок.
Положительный ответ – 3 балла, нейтральный – 1 балл, отрицательный – 0 баллов.
Результаты беседы с учащимися 1 «б» класса общеобразовательной школы № 1 занесены в таблицу (Приложение)
Все результаты были занесены в таблицы (приложения), проанализированы и сделаны следующие выводы:

10% школьников – часто проявляют выдержку на уроке, особенно в новом для них виде деятельности,

60 % школьников - время, от времени проявляют выдержку на уроке, в зависимости от вида деятельности.

40% учащихся совсем не желают прилагать волевых усилий к трудным по их мнению заданиями, без попыток.

А также

- 35 % учащихся общеобразовательной школы ходят в школу по принуждению, им
нравится лишь общение с товарищами;
- 40 % учащихся общеобразовательной школы нравится внешняя сторона обучения,
то есть им нравится статус ученика, доставляет удовольствие хорошие оценки;
- 25 % учащихся общеобразовательной школы показывает более высокий уровень сформированности учебной мотивации.

Основными показателями выдержки младших школьников на уроке является:

- уровень развития мотивации, преобладание высших мотивов
- Сознательный самоконтроль

- Высокая степень самопринуждения.

Ход исследования.

В данной экспериментальной работе не ставились сложные задачи по формированию и развитию выдержки учащихся на уроке, а всего лишь требовалось с помощью беседы и игровых моментов выявить уровень выдержки младших школьников на уроке.

В связи с чем автор выбрал урок с элементами игры, включающей моменты по проявлению выдержки учащихся.

Была разработана серия заданий, в ходе выполнения которых автор наблюдал за степенью проявления выдержки учащихся.

1 задание. « Оживить затейливые линии», работа в воображаемой мастерской художника, Цель: Придумать и изобразить из каждой не затейливой, предложенной линии – живое существо.

Анализ выполнения задания показал: что для многих задание являлось затруднительным, хотя было рассчитано на бурную фантазию детей младшего школьного возраста, однако лишь 10% учащихся с легкостью справились, остальным пришлось подключать свои волевые качества, выдержку,самоконтроль,5% так и бросили не законченным это задание.

2 задание.»графическая работа» проведение идеально прямых линий, различных по ширине, тону, длине. Ребенок самостоятельно определяет время завершения. Цель: Выявить путем соотношения затраченного времени и качества выполнение задания.

Анализ выполнения задания показал что 60 % учащихся не волнуются за качество выполнения работы, а торопятся побыстрее от него избавится.

Результаты анализа заданий размещены в таблицах. (приложение1 )

В таблицах указывают кол-во детей или процент от общего их количества. В таблицах можно указывать уровни развития данного умения у детей, или кол-во выполненных заданий, и т.д.

Также результаты были внесены в следующую таблицу, позволяющие представить детей по определенным уровням: (в этом случае необходимо указать, по каким критериям дети относятся к тому или иному уровню)

Для выявления у детей уровня .проявления выдержки на уроке, были разработаны следующие критерии, опирающиеся на анализ результата игровой деятельности учащихся,

Были выделены три уровня .... :

Высокий: ...10 – 8 баллов

Средний: ..7-6 баллов.

Низкий: ...5-3 балла

В таблице № 2,приложение №1 представлено соотношение количества детей

Высокого, среднего, низкого уровня развития выдержки.

Для высокого уровня характерно Сознательный контроль намного превышает влечение, высокое развитие моральных качеств волевой сферы, высшие мотивы превалируют, всегда возобновляет деятельность в случае неудачи.

Для среднего уровня характерно – Во главенстве высшие мотивы, старается справляться с трудностями, не всегда возобновляет деятельность после неудачи.

Для низкого уровня характерно – Низшие мотивы намного выше высших, иногда может отказаться от деятельности требующей волевых усилий.

Таким образом, в ходе исследования выявились определенные проблемы

В области волевой сферы учащихся 1 класса, также класс был поделен

В следствии анализа результатов ,

на 3 группы:

1 высокий уровень развития выдержки как волевого качества

2 средний уровень развития выдержки

3 низкий уровень развития, данные результаты представлены в таблицах(приложение №1)Данное разделение детей по группам является

Одним из положительных условий для , четкого, конструктивного и системного подхода преподавателя к развитию волевых качеств учащихся.

Заключение.


Успешное решение задач развития личности ребенка, повышения эффективности обучения, во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень развития не только их познавательных процессов. Но также и волевых качеств.
Требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых , более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка..
Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе, а также проблема развития волевых качеств, в частности выдержки на уроках, получает особое значение . Так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Также следует сказать о том, что выделенные (в 1 части) условия, аспекты способствующие развитию волевых качеств, могут быть использованы не только учителями младших классов, но также и всеми педагогами заинтересованными в развитии выдержки учащихся на уроке, в развитии их самоконтроля, самоанализа.

Необходимо отметить работу автора над составлением определения выдержки, и выделением основных ее характеристик, в ходе анализа различной психолого – педагогической литературы. Результат данной работы непосредственно имеет важное значение, не только для педагогов, но также и для студентов, и реализует первую поставленную задачу исследования: изучение различных подходов к понятию выдержка как волевое качество личности. В следствии чего, автор попытался самостоятельно обобщить и выделить основные характеристики выдержки учащихся, представил свое видение на данную проблему, даже попробовала составить математическое выражение раскрывающее некоторые стороны выдержки младшего школьника на уроке.

 

Таким образом в ходе исследования был выявлен определенный уровень

развития выдержки, как качества воли, у 1»б» класса в целом, и также у каждого учащегося в отдельности, которые представлены в

приложениях.

Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий уровень
выполнения заданий. Поэтому следует систематически проводить развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности школьников, а также основные условия и аспекты по развитию выдержки.

Можно также сказать о том, что результаты получились не совсем такие как предполагались, однако помогли выявить некие проблемы в области волевой сферы даже успешных учащихся.

Таким образом, можно считать, что цель эксперимента (выявление уровня выдержки учащихся первых классов в школе) была реализована.

Список литературы.


1. Альманах психологических тестов – М, КСП,1996,2 издание.

2 Выгодский Л.С Мир психологии –М, Эксмо –пресс,2000 -,108ст.
3.Добрович А.Б. Общение,наука и искусство-М, издат. Зная,1978,

4 Черноченко А.А, Самовоспитание и формирование волевых качеств личности – Киев, 2005,сайт энциклопедия замечательных идей.

5 Словарь по психологии 2002 -2006, Сайт Михаила Шпилевского, Hotlog

6 Рубинштейн С.Л Основы общей психологии . издат.дом Питер, 2006.

7 Цукерман.Г.А. Что развивает, и что не развивает учебная деятельность школьника, сайт Childpsy.ru,2006

8 Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? // Вестн. Ассоциации "Развивающее обучение". 1997. № 2. С. 48-65.


 


 




 

Приложение №1

 

Легко справились %

 

Количество детей №№

Не выполнили

 

Затруднились

 

1 задание 10%

 95%

 5%

2 задание 35%

 60%

 5%

Уровень знаний/умений

Количество детей №№

Абсолютное число 20

%

Высокий

 3

 15%

Средний

 11

 60%

Низкий

 6

 25%

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.