Доклад на тему «Эмоциональное развитие младшего школьника»

0
0
Материал опубликован 10 June 2020

Эмоциональное развитие младшего школьника

 

Жупикова Марина Васильевна

Учитель начальных классов, категория отсутствует

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 51"

Астраханская область, г. Астрахань

 

 

Если говорить об эмоциональном развитии, необходимо понять, каковы функции эмоций. В среде ученых считается, что вся психическая организация держится на такой классической триаде как «когниция», то есть познание, эмоции и воля. Менее всего из этой триады изучены эмоции, хотя в настоящий момент их изучению отводится большое место в отечественной и особенно в зарубежной науке.

Эмоциональная сфера представляет собой разнообразные проявления множества видов эмоций – чувств, переживаний, ощущений, настроений, аффектов, является регулятором четкой связи человека с объективной реальностью, выполняя своего рода защитную функцию, то есть, сигнализируя о состояниях человека в тот или иной момент времени. Жизнь без эмоций невозможна, поэтому очень важно для каждой личности владеть способностью управлять ими, корректировать свои проявления, исходя из необходимости, диктуемой нормами и правилами поведения, принятого обществом.

Эмоциональная сфера выводится в ранг базовых основ личности, когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мир

Отношение формируется в процессе жизнедеятельности младшего школьника. Эмоционально реагировать на окружающее – значит, переживать, пропускать через себя. Поэтому проблеме изучения эмоционального мира учащихся уделялось большое внимание. Первая системная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он совершенно определенно указывал на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

В зарубежной психологии одним из ведущих ученых в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследовал человеческие эмоции с различных позиций. Изард пытался объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он анализировал важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизиться к общему пониманию человеческих эмоций. Изард исследовал эмоции в связи с познавательной способностью и деятельностью человека.

Многие отечественные психологи, такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта.

Так А.Н. Леонтьев связывал эмоции с мотивом деятельности. Он подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, ее мотивам.

В своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович писали, что эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Ученые считали, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» Рассмотрим более подробно основные термины, связанные с изучением эмоциональной сферы человека.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К эмоциям относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это есть «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Главная функция эмоций состоит в том, чтобы лучше понимает других; можно, не пользуясь речью, судить о состояниях другого человека, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции плохо поддаются волевой регуляции, их трудно вызвать по своему желанию. Здесь уместно затронуть волевую сферу личности.

Сущность воли в том, что она есть потребность в преодолении препятствий. Как любая потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или не преодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных – в случае неспособности преодолеть внутреннюю преграду и положительных – в случае победы над ней. Эта потребность выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми результатами. Данное положение подчеркивает неразрывность эмоционально-волевых процессов, их взаимообусловленность.

Возникновение эмоции удовольствия от преодоления препятствий, помех – наиболее яркий показатель воли. Индивидуальная норма удовлетворения «рефлекса свободы» – воли – чрезвычайно важная черта характера.

 

Библиографический список

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 78-86.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2007. – 96с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.