Психолого-педагогическая характеристика школьника: структура и содержание
Психолого-педагогическая характеристика школьника:
структура и содержание
В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.
1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.
2. Характеристика ученика должна быть легко "читаемой" и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.
3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:
1) общие сведения о ребенке;
2) особенности познавательной деятельности ребенка;
3) особенности личности ребенка;
4) особенности поведения ребенка;
5) выводы и рекомендации.
Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.
Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика (ученицы) ___ класса
(название школы)
Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.
Дата рождения.
Дата поступления в учреждение.
Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).
Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).
Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).
Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).
Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).
Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).
Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).
Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).
Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).
Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).
Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).
Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):
- общественная активность-пассивность;
- трудолюбие-леность;
- ответственность-безответственность;
- организованность–неорганизованность;
- аккуратность;
- стремление к успеху, лидерству;
- решительность;
- настойчивость.
Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):
- положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).
- особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).
- особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).
Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):
- скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах
- уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других
- самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.
В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 "Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика", представленная ниже.
РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Соблюдение социальных норм и правил поведения.
Реакция на неудачи и промахи.
Поведение в конфликтных ситуациях.
Вредные привычки.
Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)
РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Общее впечатление о ребенке.
Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).
Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
___ КЛАССА
(название школы)
Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).
Формальная структура класса (актив класса).
Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).
Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).
Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).
Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).
Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.
Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).
Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).
Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).
Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).
Таблица 1
Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика
Параметры оценки ребенка |
Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка |
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА |
|
Внимание |
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает |
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их |
|
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их |
|
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке |
|
Память |
При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко |
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом |
|
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его |
|
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки |
|
Мышление |
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. |
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает |
|
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач |
|
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». |
|
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА |
|
Отношение к делам, поручениям |
|
Общественная активность |
Активно участвует во всех общественных делах. |
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. |
|
Редко принимает участие в общественных делах. |
|
Трудолюбие |
Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. |
Дела по дому и поручения взрослых выполняет. |
|
Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно. |
|
Ответственность |
Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. |
Часто выполняет в срок порученное ему дело. |
|
Редко доводит до конца порученные ему дела. |
|
Организованность |
Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу. |
Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого. |
|
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. |
|
Аккуратность |
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. |
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. |
|
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество. |
|
Стремление к успеху, первенству |
Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. |
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. |
|
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». |
|
Решительность |
Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. |
Иногда колеблется перед ответственным решением. |
|
Редко решается принять какое-либо ответственное решение |
|
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение |
|
Настойчивость |
Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. |
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. |
|
Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. |
|
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. |
|
Отношение к людям |
|
Положение ребенка в классе |
|
Авторитет в классе |
Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела |
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. |
|
В классе авторитетом не пользуется. |
|
Симпатии одноклассников |
Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. |
Пользуется симпатией только у части одноклассников. |
|
В классе его не любят. |
|
Отношения со взрослыми |
|
Вежливость, тактичность |
Всегда проявляет должное уважение к другим людям. |
Иногда бывает невежлив и нетактичен. |
|
Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит. |
|
Самокритичность |
Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки. |
Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. |
|
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления |
|
Отношения со сверстниками |
|
Общительность |
Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. |
Общается с ограниченным кругом людей. |
|
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен. |
|
Коллективизм |
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. |
Как правило, помогает товарищам, когда его просят. |
|
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. |
|
Бескорыстие |
В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. |
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. |
|
В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела. |
|
Честность, правдивость |
Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно». |
Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям |
|
Часто говорит неправду ради собственной выгоды |
|
Справедливость |
Активно борется с тем, что считает несправедливым. |
Редко выступает против того, что считает несправедливым. |
|
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. |
|
Отношение к себе |
|
Скромность |
Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. |
Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. |
|
Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами |
|
Уверенность в себе |
Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. |
Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости. |
|
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. |
|
Самоконтроль |
Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. |
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. |
|
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя. |