Министерство образования и науки Российской Федерации
Коми государственный педагогический институт
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра методики обучения технологии и предпринимательству
Психолого – педагогическая характеристика школьника
Выполнила: студентка 4-го курса
________________________________________________
Проверила: ____________________________
2008 г.
План:
Общие данные.
Учебная деятельность.
Труд.
Общественная деятельность и активность.
Направленность личности учащегося и специальные способности.
Дисциплинированность.
Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.
Особенности характера и темперамента.
Общие психолого – педагогические выводы.
I. Общие данные
ФИО, ________ года рождения, учащаяся _______ класса.
Уровень физического развития соответствует возрастным нормам.
Общее состояние здоровья хорошее, хронических заболеваний нет, осанка и зрение нормальные.
Маша – единственный ребёнок в семье. Семья благополучная. Общая атмосфера в семье благоприятная, отношения доброжелательные, доверительные. Между членами семьи наблюдается наличие согласия, взаимопонимания, уважения.
II. Учебная деятельность
Умственное развитие Маши очень хорошее. В учебе проявляет стремление к знаниям, получению хороших оценок. За все годы учебы является отличницей. В учебной деятельности Маша проявляет старательность и прилежность. За годы обучения показала прочные знания по всем предметам. Маша является постоянной участницей международного математического конкурса-игры «Кенгуру». Занимала первые места в конкурсе по школе. С целью получения дополнительного образования занимается в кружках: русского языка - «В мире слов», экологическом - «Мир вокруг нас», фольклорном - «Катшасинъяс», организованных при школе. Маша много дополнительно читает, книги берёт в школьной и сельской библиотеках. Увлекается подростковой литературой, выписывает республиканскую детскую газету «Радуга». Речь Маши хорошо развита, окрашена эмоционально, образна. Девочка обладает богатым словарным запасом. Умеет формулировать свои мысли, их выражает правильно, выразительно. Сочиняет небольшие стихи и сказки. Является участницей литературных конкурсов. Ее сказки и рисунки публиковались в детском журнале «Бикинь».
Девочка имеет навыки учебного труда. К различным учебным предметам проявляет увлечение, заинтересованность, стремление узнать что – либо новое. Из школьного курса нравятся такие предметы как математика, история, ИЗО. К учебе относится осознанно, с интересом. На уроках сосредоточена, внимательна, всегда проявляет высокую активность, помогает другим. Быстро схватывает учебный материал. Большую часть учебного материала запоминает со слов учителя. Знания прочные. Изученный материал легко воспроизводит на уроках закрепления и повторения.
У Маши развиты, в большей степени, зрительный и комбинированный типы памяти. У неё развита быстрая скорость заучивания, длительность сохранения полученной информации. Почти точно и безошибочно воспроизводит материал.
Хорошо развито мышление. Различает важное и не существенное. Маша умеет сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Её ум характеризуется гибкостью, умением находить новые способы решения, любознательностью, пытливостью. У неё развито умение логично, доказательно, обоснованно излагать свои мысли. Умеет сосредотачивать и удерживать свое внимание.
Проявляет старательность и организованность в учебной работе. Имеет необходимые учебные принадлежности, которые содержит в порядке. Уроки без уважительных причин не пропускает, всегда вовремя выполняет домашние задания. У Маши отмечается стремление к самостоятельному выполнению домашних заданий. Если испытывает какие – либо затруднения в работе, то пытается решить их сама, добивается необходимого результата.
Маша проявляет интерес к знаниям. Правильно оценивает свою работу и объективно относится к оценкам, поставленным учителями, как по учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Основным мотивом учебной деятельности является получение прочных знаний.
III. Труд
Отмечается положительное отношение к труду. У Маши выражается заинтересованность как к общественно - полезному труду, так и к домашнему. В процессе труда проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность. Хорошо организовывает работу, старается всё делать последовательно. Дома активно помогает маме: убирается, ходит в магазин. Сформированы навыки по самообслуживанию (например: стирка белья, приготовление пищи, мытьё посуды после еды, уборка вещей и т. д.). В классе следит за графиком дежурства, за чистотой в кабинете. Для девочки привлекательно овладение новыми трудовыми навыками. Любит осваивать новое. Не останавливается на достигнутом. Делится своими навыками на уроках труда с другими ребятами. Радуется вещи, сделанной своими руками. Свои поделки дарит подружкам и родным. Много читает из дополнительной литературы и претворяет в жизнь. В труде организованна и дисциплинированна.
IV. Общественная деятельность и активность
Маша проявляет интерес к общественной жизни класса и школы, активно участвует во всех делах коллектива. Добросовестно, осознанно и вовремя выполняет все возложенные на неё поручения, никогда ни в чём никого не подведёт. В классе является оформителем.
Она участница районного этапа республиканского конкурса «Зеркало природы», республиканского конкурса «Мой добрый хлеб», организованного ООО «Сыктывкархлеб», многих экологических конкурсов.
V. Направленность личности учащегося и специальные способности
Имеет способности к рисованию, ее рисунки выставляются для участия в творческих конкурсах. Отзывается на участие в делах, связанных с оформительской работой. Также Маша занимается художественной гимнастикой в спортивной школе. Принимает участие в районных, республиканских соревнованиях, имеет III юношеский разряд по «Спортивной акробатике».
Маша мечтает свою жизнь связать с медициной, хочет стать зубным врачом, чтобы «вовремя лечить детям зубы, чтобы не было сильной боли». Для достижения этой цели она много времени уделяет учебным занятиям. (Одним из возможных способов воплощения своей мечты она видит в хорошей учёбе.)
VI. Дисциплинированность
В школе Маша ведет себя спокойно, сдержанно, контролирует свои эмоции, не нарушает выполнение школьного режима. Аккуратна и опрятна в одежде. Уважительно относится к взрослым, тактична. Спокойна. Хорошо ведет себя для своего возраста. Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает последствия в случае нарушения некоторых правил.
VII. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
Маша пользуется уважением в классе. Её ценят одноклассники за общительность, отличную учебу. В классе с одноклассниками поддерживает ровные, дружеские отношения, оказывает помощь в учебе. Хорошо общается со всеми членами коллектива, постоянно находится с ними в контакте. Ко всем старается проявить товарищеские качества: взаимопомощь, взаимовыручка, надёжность. Дорожит мнением коллектива. Имеет друзей по интересам. Проявляет способности заводить и сохранять друзей. Ценит других людей и их мнение. Конфликтов со сверстниками не наблюдается.
К учителям относится уважительно, легко входит в контакт. Прислушивается к мнению учителя. Ценит в учителе доброжелательность, спокойствие, компетентность в предмете, занимательность в изложении материала.
Девочка довольна своим положением в классе. Дорожит пребыванием в школе. Ценит возможность проявить себя в различных видах деятельности (уроки, внеклассные мероприятия), возможность общения с одноклассниками, с друзьями.
VIII. Особенности характера и темперамента
У Маши преобладает коллективистическая направленность. Об этом свидетельствует большое количество друзей, подруг, хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Нравственно девочка воспитана хорошо, ей свойственны такие понятия как доброта, честность, справедливость, порядочность.
Характер решительный, в некоторых ситуациях может проявить настойчивость, упрямство.
Маша хорошо контролирует свои эмоции, владеет собой, проявляет сдержанность. Реакция на педагогическое воздействие спокойная. Частой смены настроения не наблюдается. Для неё характерно весёлое настроение, но в школе, в основном, она серьёзная.
IX. Общие психолого – педагогические выводы
Я считаю, что личность развивается в хорошем, правильном направлении. Девочка активная, целеустремлённая, трудолюбивая. Умеет строить общение, как со сверстниками, так и со взрослыми. Чувствует себя уверенно в любом обществе. Со стороны родителей и учителей чувствуется к Маше доверие, уверенность.
В дальнейшем надо продолжать поддерживать интерес Маши к учёбе, получению новых знаний, активному участию в делах класса и школы, привлекать к участию в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях.
Список используемой литературы:
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., Просвещение, 1988.
Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М., Издательский центр «Академия», 1995.
Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2: Психология образования – 2-е изд. М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., ВЛАДОС,1998.