Элективный курс «Тайны причастия» (Русский язык, 7 класс)
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Тайны причастия»
Автор-составитель: Домащенко В.А.
Программа элективного курса «Тайны причастия» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2019), стандартов основного общего образования, нормативных документов и рассчитана на уч-ся 7 класса
Цель данного курса: 1)формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению данной темы 2) овладение прочными осознанными знаниями по теме «Причастие»
Структура программы: программа построена так, чтобы школьники знакомились сначала с теорией, затем с практикой и каждая тема заканчивается игровым уроком, который предполагает выполнение трудных заданий и работу в группах. На занятиях рассматриваются вопросы орфографии, а также вопросы синтаксиса и пунктуации. Всего программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Различать причастия от других частей речи (а именно от прилагательного и глагола)
Разбирать причастия морфологически и по составу
Правильно писать слова на изученные орфограммы и находить их в словах
Пользоваться орфографическими словарями и справочниками
Личностные результаты:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явленийна межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные задачи курса:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Методы и приемы:
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся
Формы проведения занятий:
Лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности, их индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Виды контроля:
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Актуальность:
Программа элективного курса «Тайны причастия» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | РАЗДЕЛ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | ПРАКТИКА | 11 |
2 | ТЕОРИЯ | 11 |
3 | ИГРА | 11 |
4 | ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ФОРМА | ДАТА |
1 | Что это за часть речи- причастие? | Лекция | |
2 | Найди меня и укажи мою форму | Практика | |
3 | Узнавай меня | Игра | |
4 | Причастный оборот. Знаки препинания | Лекция | |
5 | Правописание предложений с причастным оборотом | Практика | |
6 | Расставляй правильно знаки препинания | Игра | |
7 | Мы такие разные. Действительные и страдательные причастия | Лекция | |
8 | Не путай нас | Практика | |
9 | Попробуй нас различить | Игра | |
10 | Действительные причастия настоящего времени | Лекция | |
11 | Образование действительных причастий настоящего времени | Практика | |
12 | Не допускай ошибки | Игра | |
13 | Действительные причастия прошедшего времени | Лекция | |
14 | Образование причастий прошедшего времени | Практика | |
15 | Не путай меня | Игра | |
16 | Страдательные причастия настоящего времени | Лекция | |
17 | Образование страдательных причастий настоящего времени | Практика | |
18 | Пиши меня правильно | Игра | |
19 | Страдательные причастия прошедшего времени | Лекция | |
20 | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Практика | |
21 | Знай мои суффиксы | Игра | |
22 | Одна и две буквы –н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Лекция | |
23 | Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий | Практика | |
24 | Будь внимателен | Игра | |
25 | Слитное и раздельное написание не- с причастиями | Лекция | |
26 | Правописание НЕ- с причастиями | Практика | |
27 | НЕ- с причастиями и с другими частями речи | Игра | |
28 | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Лекция | |
29 | Правописание букв Е-Ё после шипящих в суффиксах причастий | Практика | |
30 | Грамматическое домино | Игра | |
31 | Морфологический разбор причастия | Лекция | |
32 | Морфологический разбор причастия | Практика | |
33 | Знай мои морфологические признаки | Игра | |
34 | ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ | ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА | |