Элективный курс «Теория решения изобретательских задач» в школе
Пояснительная записка.
Элективный курс “Теория решения изобретательских задач” рассчитан на 17 часов для учащихся 7-9–х классов и призван помочь в углублении знаний школьных предметов, научиться решать творческие задачи.
Цель курса:
формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.
Задачи курса:
1. Удовлетворение познавательного интереса учащихся.
2.Выработка практических навыков по решению изобретательских задач.
3.Развитие творческого воображения школьников.
4.Воспитание навыков коллективного труда: коммуникабельности, объективности в оценке своих и чужих идей; навыков общения в коллективе.
5.Приобщение учащихся к систематической творческой работе, к решению задач, опирающихся на поиск, созидание нового
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Формы организации учебных занятий: беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.
Основное внимание уделяется решению задач разных уровней сложности.
Формы контроля: решение задач, игра, соревнование, творческие работы, школьный конкурс, дистанционные олимпиады.
Основные знания и умения учащихся
В результате изучения элективного курса “Теория решения изобретательских задач” учащиеся должны
знать:
- основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия, морфологический анализ;
- основные понятия ТРИЗ: техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие, информационный фонд;
- алгоритм решения изобретательских задач.
уметь:
- применять основные категории, понятия в практической деятельности для анализа конкретной задачи;
- составлять модели технической системы;
- применять информационный фонд для решения задач;
- проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи
Ожидаемым результатом, исходя из цели, должны стать приобретенные навыки осознанных элементов процесса мышления: чувствительность к проблеме, к дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды. Продуктом творческого мышления являются новые идеи.
Для элективного курса “Теория решения изобретательских задач»” не существует определенного учебного пособия. Поэтому основными источниками будут являться задачи из открытых источников (профильные сайты ТРИЗ).
Содержательная основа курса — элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): открытые задачи; приёмы развития творческого воображения, системного мышления; психологическая инерция; противоречие и способы его разрешения; система; главная функция системы; идеальный конечный результат; эффекты; ресурсы. В курсе также осваиваются неалгоритмические приёмы активизации мышления: мозговой штурм, морфологический анализ.
Актуальность:
Главная проблема современной школы — проблема загруженности учеников, непрерывное увеличение учебного материала, который должны освоить учащиеся. Это увеличение имеет объективные причины: постоянное развитие науки и увеличение объема знаний, накопленных человечеством. До сих пор эту проблему пытались решить экстенсивным путем, увеличивая продолжительность обучения или сокращая объем изучаемого материала.
Очевидно, что экстенсивный путь решения названной проблемы — тупиковый. Невозможно остановить развитие науки и накопление знаний человечеством. А значит, и время обучения придется увеличивать бесконечно. Решение возможно только при переходе с экстенсивного пути на интенсивный. Необходимо научиться за то же время давать учащимся больший объем знаний; растить из ребенка не репродуктора полученных знаний, а «решателя задач», способного ставить задачи и решать их. Именно это и дает ТРИЗ.
ТРИЗ предназначен для решения конкретных технических задач, но не менее важна другая функция ТРИЗ: обеспечение такой технологии мышления, которую в старых терминах мы называем талантом.
Основной целью педагогики как науки об обучении была подготовка кадров для осуществления всех технологических операций на любом участке функционирования общества как социальной и производственной структуры. Ещё сто лет назад человек рождался и жил в окружении объектов, созданных его руками и практически не изменяющихся на протяжении всей его жизни. Передача знаний, т.е. умения работать с этими объектами, происходила чаще всего в виде деятельности по принципу «Делай как я». Внедрение принципиально новых технологий растягивалось на достаточно длительный период, и подготовка кадров для их обслуживания не представляла особых проблем.
С конца 19 века мир объектов вытесняется миром процессов: каждое новое поколение появляется в окружении одних объектов, а уходит при совершенно других. 20 век, особенно его последнее десятилетие, стремительно совершенствовало технологии практически во всех отраслях науки и техники. По данным учёных количество информации каждые 15 лет удваивается. За последние 50 лет сменилось 8 поколений ЭВМ. Все эти процессы только ускорились в начале 21 века.
Такой темп развития научно-технического прогресса предъявляет очень жёсткие требования к уровню персонала, обслуживающего данные технологии. Старые знания и навыки оказываются ненужными, и возникает постоянная потребность приобретения новых знаний и навыков, что, соответственно, требует колоссальных расходов.
До настоящего времени педагогика шла за потребностями общества, удовлетворяя их порой со значительным опозданием. И каждая новая потребность была для общества чаще всего неожиданностью: кто может сказать, какие специальности нужны будут завтра? Разве что научная фантастика. Темп современного научно-технического прогресса ставит перед системой образования принципиально новую задачу: сформировать личность исполнителя, эффективно реагирующего на постоянное изменение технологии как на своём рабочем месте, так и во всей технологической цепочке.
Основная концепция плохой школы: готовить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. Курс ТРИЗ помогает учителям подготовить учащихся к сотворению нового. Прогресс держится на творчестве. Человек, занятый творчеством, не может быть плохим человеком, ему неинтересно быть плохим человеком, это только отнимает время.
ТРИЗ-педагогика – это новое слово в работе с одарёнными детьми, так как непосредственно направлена на раскрытие потенциальной одарённости детей и перевод личности учащегося из состояния потенциальной одарённости в состояние актуальной одарённости.
ТРИЗ ориентирует детей на творчество. А это дает большие гарантии облагородить общество и вселяет надежду на возможность решения глобальных проблем на Земле.
ТРИЗ предполагает сознательный уход от стереотипов мышления и предлагает приемы «расчистки плацдармов» для нестандартных идей. Для решения сложных творческих задач в ТРИЗ есть специальный алгоритм (АРИЗ), который включает 40 шагов, десятки правил, приемов и способов разрешения противоречий. Алгоритм довольно сложен, но зато эффективен!
Основное содержание курса.
1. Что такое ТРИЗ?-
- Метод проб и ошибок (МПРиО). Методы активизации перебора вариантов – 1 час.
Классические виды мышления.
Решение задач методами ТРИЗ.
-
Диалектическое мышление.- 1 час
Синергетическое мышление. – 1 час
Логическое мышление. – 1 час
Функциональное мышление. – 1 час
Противоречия в нашей жизни. – 1 час
Сильное решение. (ИКР). – 1 час
Ресурс. – 1 час
Упрощённый алгоритм решения задач методами ТРИЗ. – 1 час
6. Решаем и составляем задачи сами. – 6 часа.
Используемая литература:
1. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. Изд. "Советское радио", Москва, 1979 г.
2. Г.С.Альтшуллер, А.Б.Селюцкий. Крылья для Икара. Изд. "Карелия", Петрозаводск, 1980 г.3. Г.Альтов. И тут появился изобретатель. Изд. "Детская литература". М, 1984. Второе издание - 1987.
4. Б.Злотин, А.Зусман. Месяц под звездами фантазии. Изд. "Лумина", Кишинев, 1988 г.
5. Л.Асанов «Лучшие задачи на сообразительность», Москва «АСТ-Пресс» 1999г., стр.17, 40,100, 102,152,205.
https://trizway.com
http://schooltalented.com
http://triz.natm.ru
Тахтаракова Валентина Анатольевна