Статья «Теория решения изобретательских задач и народное художественное творчество»

2
0
Материал опубликован 1 May 2019

Людмила Георгиевна Федосеева, ГБПОУ Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства»

 

Теория решения изобретательских задач

и народное художественное творчество

 

 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) создавалась Г. С. Альтшуллером в 50-70-е годы ХХ века применительно к техническому творчеству, а в 80-90-е годы переросла в теорию развития творческой личности. Г. С. Альтшуллеру принадлежит идея применения ТРИЗ в педагогическом процессе [1; 2]. В настоящее время ТРИЗ-технологии, адаптированные к задачам образовательного процесса, применяются педагогами разных специальностей [12].

Цель данной статьи – раскрыть актуальность теории решения изобретательских задач применительно к учебной дисциплине «Народное художественное творчество». Студенты колледжа культуры и искусства, обучающиеся по специальности 51.02.01. Народное художественное творчество (по видам) изучают этот предмет в составе профессионального цикла.

Рассмотрим задачу, которую придётся решать каждому выпускнику колледжа культуры: создание народного костюма для руководителей и участников творческих коллективов.

Дано: некоторое количество псевдонародных усреднёно-русских костюмов в костюмерной1.

Требуется: обеспечить участников творческих коллективов народными костюмами для выступлений.

Студентам предлагается обсудить алгоритм решения данной задачи.

Преодоление инерции требуется уже на этапе постановки задачи: необходимо понять, что воспроизведение ложных стереотипов лишь закрепляет искажённое представление о народном костюме и не способствует сохранению национальной идентичности. Отправной точкой для решения задачи является поиск образца. В качестве образца для создания новых костюмов нельзя использовать даже «очень красивые и удобные» сценические костюмы. Следует отказаться и от идеи купить готовые «русские костюмы», которые в огромном количестве продаются в интернет-магазинах. Единого русского народного костюма не существует. Есть множество локальных вариантов. Ни один интернет-магазин не предложит приобрести, к примеру, костюм Мезенского уезда Архангельской губернии или Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

Необходимо изучить подлинные образцы локального варианта костюма (фактура, цвет качество тканей, крой, сочетаемость элементов и др.). Музейные и частные коллекции, семейные сундуки, а также музейные каталоги с качественными цветными иллюстрациями дают богатый материал для исследования [4; 5; 7; 8; 10; 11].

Формулировка идеального конечного результата в данном случае может иметь два варианта:

1) Реконструкция народного костюма (максимально точное воспроизведение подлинного образца).

2) Сценический народный костюм-стилизация. Настоящая стилизация предполагает узнаваемость элементов локального стиля в сценическом костюме2.

Идеальный конечный результат – это максимальная задача. Для её осуществления потребуются немалые средства3 и время, поскольку нужно сшить новый костюм из новых тканей, предварительно изучив крой и технологию пошива подлинного образца. Как утверждает Г. С. Альтшуллер, «при решении задачи следует ориентироваться на идеальный ответ. Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему» [1, с. 84].

Начинать решение целесообразно с минимальной задачи. Г. С. Альтшуллер определяет минимальную задачу так: «Минимальная задача может быть получена из ситуации по формуле: то, что есть, минус недостаток, или то, что есть, плюс требуемое достоинство (новое качество)» [2, с. 26].

В нашем случае «то, что есть» – это псевдонародный усреднено-русский костюм4. Студентам предлагается мысленно доработать имеющийся костюм путём удаления или добавления элементов (деталей, характеристик) таким образом, чтобы снять максимальное количество противоречий между имеющимся костюмом и существующими подлинными образцами локального костюма.

По словам Г. С. Альтшуллера, в поисках решения талантливое воображение сразу включает несколько экранов и держит в поле зрения систему, подсистему и надсистему [1, с. 71].

В нашем случае системой является уже имеющийся костюм, подсистемами – его составные части (головной убор, рубаха, сарафан, обувь), а также все детали, которые можно отпороть или пришить. Надсистема 1 – комплект костюмов для коллектива; надсистема 2 – все костюмы в костюмерной; надсистема 3 – все материальные возможности культурно-досугового учреждения (например, изделия, которые созданы или могут быть созданы участниками кружка декоративно-прикладного творчества).

Итак, решаем минимальную задачу, используя возможности манипуляций с подсистемами и надсистемами.

Примеры действий по принципу «то, что есть, минус недостаток»:

1. Убираем искусственный цветок с картуза мальчика или мужчины зрелого возраста (если только это не комический персонаж, поскольку цветок в картузе или в петлице – знак жениха).

2. Не надеваем кокошник на голову девочки-подростка, поскольку кокошник – женский головной убор.

3. Не надеваем на голову девочки «золотые» повязки, венцы и другие украшенные жемчугом, камнями, золотым шитьём5 головные уборы (которые совершенно неверно называют кокошниками). Только девушка на выданье может носить такие головные уборы. Исключение уместно сделать для девочки, которая исполняет «взрослую» роль в детском спектакле.

4. Пытаемся убедить женщин зрелого возраста отказаться от ношения девичьих повязок6. Следует заменить их женскими головными уборами.

5. Отпарываем декоративные полосы с рукавов рубахи в области плеча и манжеты, если ткань сарафана шёлковая7, а манжеты и нашивки сделаны из той же ткани, что и сарафан. В сочетании с парчовыми и шёлковыми сарафанами на Севере носили однотонные, преимущественно белые, рубахи.

6. Отпарываем зелёные, чёрные, жёлтые и синие декоративные полосы с рукавов рубахи. Для северного костюма характерны вышивки и полосы узорного ткачества красного цвета (на белом фоне), а также вставки из кумача. При наличии другого цвета в узоре красный остаётся господствующим. Следует учесть, что такие вставки не сочетаются с парчовыми и шёлковыми сарафанами.

7. Отпарываем все блестящие украшения (золотистую тесьму, стразы и т.п.) с ситцевого или пестрядинного (в клеточку) сарафана.

8. Отказываемся от белых чулок (гольф, колготок), обуви на шпильках и платформах.

Примеры действий по принципу «то, что есть, плюс требуемое достоинство (новое качество)»:

1. Подпоясать рубахи мальчикам и мужчинам независимо от комплекции. В изготовлении поясов может помочь кружок декоративно-прикладного творчества (надсистема 3).

2. Подпоясать сарафаны независимо от комплекции (исключением могут быть парчовые и шёлковые сарафаны).

3. Добавить платочки или ленты девочкам и юным девушкам (взамен блестящих повязок, венцов и корон).

4. Добавить повойники и платки женщинам (взамен девичьих головных уборов).

5. Передать повязки (головные уборы) девушкам не моложе 17 лет.

6. Добавить длину подола (если сарафан слишком короткий). Варианты: а) сделать оборку из той же ткани; б) сделать контрастную полосу-вставку в нижней части подола (традиционное место расположения декоративных элементов).

7. Вставить клинья, если сарафан или рубаха слишком узкие. Сочетание прямоугольников и клиньев – характерная черта народного кроя.

Дополнительные материалы для 6 и 7 действий можно взять в той же костюмерной (надсистема 2). Для этого выбрать несколько костюмов, которые не подлежат доработке или ремонту (морально устаревшие, значительно повреждённые). Подобные действия соответствуют народной традиции: детали изношенных вещей вставлялись в новую вещь. Следует учесть сочетаемость тканей не только по цвету, но по фактуре и другим свойствам (например, учесть возможность усадки).

8. Костюм может быть дополнен карманом-лакомником (вязаным или сшитым в технике лоскутного шитья). Подобные дополнения делаем с учётом стиля и функции костюма.

Рассматриваем варианты доработки костюма по принципу «удалить-добавить» с учётом надсистемы 1. Сложившаяся в советский период практика пошива совершенно одинаковых костюмов для всего коллектива отдаляет нас от народной традиции. Преодолеть монотонность униформы можно за счёт деталей. В данном случае отсутствие «километров» одинаковой тесьмы сослужит добрую службу и станет толчком для поиска творческих решений. Даже если все сарафаны по-прежнему будут из одной ткани, можно варьировать ширину и цвет декоративной тесьмы, могут отличаться платочки, ленты, пояса. Таким образом, решение минимальной задачи (преобразовать то, что есть) станет первым шагом на пути к осуществлению максимальной задачи.

 

Литература

 

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979. – 103 с.

3. Бобрихин А. А., Егорова С. И. Проблема интерпретации народного костюма в дизайне // Концепт. – 2014. Спецвыпуск № 06. – ART 14581. –URL: http://e-koncept.ru/2014/14581.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77 – 49965. – ISSN 2304-120X.

4. Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера в собраниях музеев Архангельской области: каталог / Г. А. Григорьева ; ФГБУК "Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря". – Северодвинск: Северодвинская типография; [Москва]: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря, 2018. – 575 с.

5. Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера". – М.: Северный паломник, 2006. – 272 с.

6. Ковычева Е. И. Проблемы костюма современного фольклорного коллектива // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2012. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kostyuma-sovremennogo-folklornogo-kollektiva (дата обращения: 27.03.2019).

7. Левачева Т.А. Поморский традиционный костюм Архангельск: Правда Севера, 2007. – 428 с.

8. Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: каталог / Н. П. Лютикова. – Архангельск: Правда Севера, 2009. – 431 с.

9. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легбытиздат, 1994. – 348с.

10. Пашкова З. Г. Пинежский народный костюм XVIII - начала XX века Карпогоры: Правда Севера, 2008. – 168 с.

11. Северный русский народный костюм конца ХIХ – начала ХХ вв.: Комплект из 18 открыток. – М., 1993.

12. Ширяева В. А. Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Наука, 2009. – 88 с.

1 Подобные костюмы можно найти в костюмерной любого учреждения культуры. Причины этого печального явления проанализированы в статье А. А. Бобрихина и С. И. Егоровой [3]. См. также статью Е. И. Ковычевой [6].

2 Прекрасными примерами стилизации могут служить костюмы, созданные Н. Б. Терюхиным для Государственного академического Северного русского народного хора. См.: http://sevhor.ru/

3 Следует заметить, что праздничный костюм крестьянской девушки стоил дорого (цена была сопоставима с ценой лошади). Костюм передавался по наследству.

4 В качестве материала для обсуждения используются фотографии, сделанные во время фольклорных праздников, а также товары, предлагаемые интернет-магазинами в качестве «русского народного костюма».

5 Разумеется, в сценических костюмах используется имитация этих дорогих и блестящих материалов.

6 В этом случае надо проявлять большую осторожность и готовность идти на компромисс, поскольку «традиция нарушения традиции» сложилась в советское время ещё до того как нынешние восьмидесятилетние бабушки пошли в школу. Многие из таких «бабушек-повязочниц» понимают, что надевают девичий головной убор, но в таком наряде они молодеют; это продлевает жизнь и самим певицам, и фольклорным песням, которые они исполняют.

7 Шёлк, скорее всего, синтетический.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.