12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурина Зоя Алексеевна99
Россия, Московская обл., деревня Давыдово

МАОУ "Давыдовская гимназия"

Внеклассное мероприятие патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему : "Гуслицкий стиль книжного орнамента"

Выполнила: учитель начальных классов

Гурина Зоя Алексеевна

2016 год

Введение

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.Историческое краеведение способствует патриотическому воспитанию в школе. Учащиеся с помощью учителя получат новую информацию о своем крае, и это позволит ученику лучше понимать те процессы, которые характерны для всей страны. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей .Историческое краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единую систему. Это помогает воспитывать у школьников чувство уважения к делам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков-современников, развивать патриотические чувства.

Историческое краеведение предполагает:

− воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, родному краю, её замечательным людям;

− вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

− формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Цели:

познакомить детей с искусством художественного оформления книги в средневековой России;

дать первоначальные сведения о гуслицком стиле книжного орнамента;

пополнить словарный запас учащихся;

воспитывать любовь к родному краю, гордость за своих предков.

Оснащение: акварельные краски, кисти, альбомный лист, простой карандаш, гелевая ручка «золотого» цвета, шаблоны птиц, иллюстрации с гуслицким орнаментом, изделия из Гжели, Жостова, павловские платки и другие предметы декоративно-прикладного искусства Подмосковья.

Основная часть.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места.

2 Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие по Подмосковью, заглянем в далёкое прошлое, чтобы открыть новые страницы в истории и искусстве нашего края.

3. Беседа.

— Начнём наш урок стихотворением «Родина», которое написал Пименов Г.С., живущий в соседней деревне Сенькино:

Было детство с золотою речкой,

Был на речке брёвнышко-мосток.

И ещё - зелёное крылечко,

Над водой нависший бережок.

Обвила село моё колечком,

Знали люди - место выбирать.

Подскажи и укажи мне, речка,

Где же к детству бродик отыскать?

Берегов ольховые ресницы,

Омутов таинственная жуть,

Это ~ края отчего частица

И огромной Родины чуть-чуть.

Обвила ты жизнь мою колечком,

Мимо не пройти, не проскакать.

Разве есть у Родины местечко,

О котором нечего сказать?

— И действительно, есть ли у нас в Подмосковье на нашей малой Родине такой уголок, который бы ничем не прославился?

4 .Заочное путешествие в центры декоративно-прикладного искусства Подмосковья.

— Наш первый маршрут - в Гжель. Говорят, что знаменитая русская поговорка - «Хоть горшком назови, только в течь не станови» ~ появилась в Гжели. Этот район восточного Подмосковья славится самобытной русской керамикой. Если мы услышим слово «гжель», то перед глазами возникает сине-белая посуда: вазы, квасники, кувшины, игрушки. И пошли эти чудеса из Гжели, где трудились замечательные русские умельцы-гончары:

Мешали ту замесь упруго,

В избушке трудясь до утра.

Умельцы гончарного круга

И глиняных дел мастера.

Не зная расчётов науки,

Храня вековую мечту,

Из глины мужицкие руки

Умели лепить красоту.

— Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Так появились в Гжели изделия, принёсшие ей всемирную славу с сине-белой росписью.

— Здесь же, в восточном Подмосковье, расположился город Павловский Посад, знаменитый своими платками:

Сколько было смелого уменья,

Как приветлив был и точен взор,

Чтоб одной игрой воображенья

Дать неповторяемый узор.

Лето ярко цветёт на платках,

Словно зарево, шали красивы.

В этих ярких и пышных цветах

Самобытный характер России.

Не платок - красота, всех красавиц мечта

На головках девичьих играет.

Как набросят платок, так охапка цветов

На груди у девчат расцветает.

— А в 25км на север от Москвы расположилась старинная деревня Жостово, куда приезжают, чтобы узнать тайну жостовского искусства. Здесь декоративной росписью украшают подносы:

Не простая, сплошь витая,

В лёгком золоте жива,

Прорастает молодая

Черно-красная трава.

Огибает слева, справа,

Снизу, поверху цветёт

То ли горькая отрава,

То ли маки у ворот.

В стороне от звонких весей,

От ракитовых излук,

Тонко, гибко, легковесно

Оплелась трава вокруг.

Вьётся дерзко, гнётся жарко,

Не опомнится никак,

И поблескивает ярко

Развесёлый, тёплый лак.

— Есть ли что-то общее в орнаментах мастеров из Гжели, Павлово-Посада и Жостова?

(Растительные композиции).

— И хотя путешествовать по ремесленным центрам Подмосковья можно очень долго, мы вернёмся домой, где узнаем новый для вас растительный орнамент.

— Как изначально называлась наша местность? (Гуслица).

— Чем прославилась наша Гуслица? Какой вклад в культуру и искусство России внесла наша местность? Оказывается, есть немалая причина для гордости.

5 Знакомство с гуслицким стилем книжного орнамента.

— Издавна в Гуслицах переписывали книги. Печатных книг было мало, их писали от руки, и стоили они очень дорого. Высоко ценился и труд книгописцев. От них требовалось владение навыками красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный почерк называется - устав. Каждую букву уставного письма наносили на листы с особым тщанием, каждое слово требовало большого труда. А художественное оформление книги в то время было целым искусством. И украшали её только лучшие мастера.

Главным украшением рукописной книги была заставка - это небольшая орнаментальная композиция, узор, выделяющий и украшающий начало нового раздела книги. В Гуслицах была своя манера, свой стиль узоров и орнаментов. Манера, стиль - это то, что делает изделие узнаваемым, отличает его от других. Он так и называется Гуслицкий - нарядный, роскошный, с пышными растительными мотивами. Появился он более 300 лет назад, в 17 веке. Посмотрите на эти изысканные узоры. (Показ орнамента).

Это заставка из рукописной книги. Какие чувства вызывают узоры у вас в душе? О чём же были эти книги, так нарядно украшенные? Они были предназначены для церковного песнопения, то есть, содержание было духовным, обращённым к богу. Книгу для пения, записанную специальными крюковыми нотами, где над буквами точки и крючки, открывали по праздникам. На листах рукописных книг староверов пели чудесные песни фантастические птицы. Узоры из вьющихся трав и цветов нереальны, полыхают изобилием золота. Рисовали их тонким перышком. Художник наносил отдельные мазки. Цвет из интенсивного плавно переходит в менее насыщенный и заканчивается как бы отдельными лучами. В более поздних книгах золота меньше или оно отсутствует, зато цвета становятся более яркими: изумрудно-зелёные, ярко-розовые, оранжевые. Узоры не повторяют друг друга. В них заключён совершенно особый, поэтический образ России.

Излюбленным элементом гуслицкой росписи была изящная фантастическая птица с позолотой на оперенье.

Вот она, порхая над волшебным лугом, опустилась на чудесный цветок, грациозно вскинула головку, чистит свои перышки.

— Какого цвета её тело?

— Крылья?

— Хвост?

— Где её коснулась «золотая» кисточка?

— Наша задача на уроке - заполнить класс этими чудесными птицами, оживить морозный зимний день удивительной сказкой.

6 Практическая работа.

— Вы получили шаблон птицы. Обводим его простым карандашом. Им же намечаем крылья, хвост, голову, лапки. Прорисовываем глаза, клюв, намечаем границы нанесения «золота».

Затем приступаем к работе с красками. Начинаем с более светлых тонов, затем переходим к тёмным.

После того, как краска подсохнет, чёрным цветом прорисовываем мелкие элементы рисунка. Это перышки на шее, теле птицы, крылья, глаза, клюв. Всё это называется оживкой. Обводим птицу полностью, наносим «золото» гелем.

Работаем . аккуратно. Пользуемся салфеткой.

(Учитель показывает ход работы поэтапно).

7. Выставка работ. Итог зания.

(Рисунки детей помещаются на доску).

— Посмотрите на свои работы.

— Какие песни могли бы петь эти птицы. Давайте пофантазируем.

— Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось и запомнилось?

— Что сможете рассказать родителям?

— С каким настроением уходите домой?.

8. Уборка рабочего места учащихся.

Список использованных источников.

1. Алексеев, В. Н., Лизунов, В. С. Старообрядческая Палестина // Моя Малая Родина. Край Орехово-Зуевский : Руководство по краеведению. — Орехово-Зуево, 1998.

2.Гуслицкая округа : Историко-краеведческий альманах. — Владимир: Транзит-ИКС, 2006—2009. 

3.Гуслицкие чтения : Город Куровское, 11 ноября 2006 года. — Куровское, Москва: Археодоксiя, Карпов Е. В., 2007. — 128 с. 

4.Гуслицкие чтения : Ликино-Дулёво, 26 октября 2007 года. — М.: Археодоксiя, 2008. — 112 с. 

5.Гуслицы : Историко-краеведческий альманах. — 2004—2009. — № 1—7.

6.Кочетков, Е. П. Гуслица. Связь веков и поколений. Альбом. — М.: ИП Леонов Ю. Б., 2013. — 171 с. 

7.Лизунов, В. С. Старообрядческая Палестина: из истории Орехово-Зуевского края. — Орехово-Зуево, 1992.

8.Ордынский, И. И. О народных названиях местностей Московской губернии // Сб. мат-лов для изучения Москвы и Московской губернии. — М., 1864. — Вып. 1.

9.Пряников, П. Молиться — в сосняке: подмосковные староверы // Рус. жизнь. — 24.04.2008.

10.Соколов, В. А. Старообрядческие фамилии восточного Подмосковья. История поиска и находок. — Казань: Респ. центр мониторинга качества образования, 2014. — 484 с. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.