Урок «Эмбриональный период» (Биология, 10 класс)
Урок биологии в 10 классе. «____»_______________ 20____ г.
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.
Цель. Углубить и расширить знания об индивидуальном развитии организмов.
Задачи.
Образовательные: сформировать знания о начальном периоде онтогенеза – эмбриональном развитии и его стадиях, охарактеризовать зародышевые листки, объяснить основы взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.
Развивающие: развивать умения правильно обобщать данные, делать выводы, умения сравнивать, анализировать, выделять главное.
Воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе и своему здоровью.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Биологический диктант.
Процесс формирования половых клеток, получил название ...
Процесс слияния гамет получил название ...
В результате слияния двух гамет образуется ...
Женская гамета называется ..., а процесс ее образования ....
Для рыб характерен ... способ оплодотворения.
Тест.
Для женских гамет млекопитающих, по сравнению с другими клетками, характерны:
А) малые размеры;
Б) неспособность к делению;
В) диплоидный набор хромосом;
Г) относительно крупные размеры;
Д) гаплоидный набор хромосом;
Е) подвижность в зрелом состоянии.
В какой последовательности происходит образование гамет?
В) утолщение и спирализация хромосом;
Г) расхождение хроматид к полюсам клетки;
Д) второе деление;
Е)образование гамет
Установите соответствие между половыми клетками и признаками, характерными для них.
Признаки Половые клетки
Большое количество цитоплазмы
Подвижность А) яйцеклетка
Очень плотная упаковка ДНК в ядре Б) сперматозоид
Округлая форма
Содержит запас питательных веществ
Отсутствуют многие типичные органоиды
Относительно большие размеры
В головке находится – органоид, содержащий
Ферменты для растворения оболочки гаметы
противоположного пола.
Выберите правильные утверждения.
А) образование мужских и женских половых клеток происходит одинаково
Б) при овогенезе образуется только одна зрелая яйцеклетка.
В) сперматозоиды мельче яйцеклеток и подвижны.
Г) в сперматозоидах активно идут процессы синтеза белка и других органических веществ.
Д) Размеры яйцеклетки у представителей разных классов очень близки.
В гаплоидных клетках человека 23 хромосомы. Сколько хромосом содержится:
А) в сперматозоидах человека_______________;
Б) в яйцеклетке _____________;
В) в соматических клетках после митоза _______________;
Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ;
Д) в клетках печени ____________________ ;
Е) в клетках кожи _______________ .
В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом содержится:
А) в сперматозоидах шимпанзе _______________;
Б) в яйцеклетке _____________;
В) в соматических клетках после митоза _______________;
Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ;
Д) в клетках желудка ________________________ ;
Е) в клетках крови ________________________ .
Бланк ответов.
Биологический диктант.
3) зигота
4) яйцеклетка, оогенез
5) наружное
Тест.
б |
г |
д |
в |
а |
б |
д |
г |
е |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
а |
б |
б |
в |
5. А) 23 Б) 23 В) 46 Г) 46 Д) 46 Е) 46
6. А) 24 Б) 24 В) 48 Г) 48 Д) 48 Е) 48
Изучение новой темы.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
3 типа онтогенеза:
- личиночный – насекомые, рыбы, земноводные – желтка в яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая питается и растет самостоятельно.
- яйцекладный – рептилии, птицы, яйцекладущие млекопитающие – яйцеклетки богаты желтком, зародыш развивается внутри яйца, стадия личинки отсутствует.
- внутриутробный – млекопитающие – зародыш развивается внутри организма матери, заканчивается деторождением.
оплодотворение рождение смерть
или выход из яйцевых
оболочек
эмбриональный период постэмбриональный период
- дробление - прямое развитие
- бластула - непрямое развитие
- гаструла
- нейрула
«Стадии эмбрионального развития» стр. 132-133
Стадии развития |
Описание процесса |
Рисунок |
Дробление |
||
Бластула |
||
Гаструла |
||
Нейрула |
Гистогенез и органогенез – формирование комплекса тканей и осевых органов из зародышевых листков.
Задание: выписать какие органы или системы органов образуются из зародышевых листков. Стр. 134
Влияние условий окружающей среды на развитие зародыша. Сообщения учащихся.
Закрепление.
Беседа с использованием вопросов.
В результате какого процесса из зиготы возникает многоклеточный организм?
С какого момента начинается и чем заканчивается стадия бластулы?
С какого момента начинается и заканчивается стадия гаструлы?
Что такое зародышевые листки, каковы их функции?
Домашнее задание.§35,36
Биологический диктант.
3)
4)
5)
Тест.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
5. А) Б) В) Г) Д) Е)
6. А) Б) В) Г) Д) Е)