Урок биологии на тему «Эмбриональный период развития» (10–11 классы)
Методические разработки уроков 10-11класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи:
Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ- УУД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Сформировать знания об основных этапах эмбрионального, зародышевого развития организмов.
Охарактеризовать особенности каждого этапа.
Раскрыть сущность сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития.
Развитие организма начинается с одноклеточной стадии. Оплодотворенное яйцо — клетка и в то же время уже организм на самой ранней стадии его развития.
Такие клетки, не имеющие признаков специализации и неприспособленные для выполнения определенных функций, называют неспециализированными, недифференцированными, клетками.
Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс
Дифференцировка, или дифференцирование, — это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетка ми и частями зародыша.
Гомология зародышевых листков подавляющего большинства животных — одно из доказательств единства животного мира.
Эмбриональная индукция явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, и, кроме того, сам подвергается индуцирующему воздействию со стороны первого зачатка.
С момента образования зиготы и до выхода из яйцевых оболочек или рождения продолжается зародышевый период.
В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем и их дифференцировка.
Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых тканей и органов.
В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние друг на друга.
Эмбриональное развитие
Эмбриональное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до появления человека на свет. Вообще внутриутробное развитие состоит из 2-х фаз: первые два месяца – эмбриональный, а последующие (3-9) называются фетальным. Внутриутробное развитие продолжается около 280 дней, или 9 месяцев. Эмбрионом в акушерской практике называется зародыш, который развивается в организме около двух месяцев, далее эмбрион называют плодом
Эмбриональное развития: от оплодотворения до рождения
Мышечная оболочка эпителия сокращается, заставляя двигаться яйцеклетку по маточной трубе навстречу сперматозоидам, мужским половым клеткам. В результате этого происходит оплодотворение. В яйцеклетку сможет проникнуть только один сперматозоид, после чего вокруг нее появляется защитная оболочка, препятствующая попаданию внутрь других сперматозоидов. Эмбриональное развитие начинается с момента слияния двух ядер, образующих определенный набор хромосом. После этого начинаются самые ранние этапы развития эмбриона, которые заключаются в дроблении клетки на множество маленьких.
Малыш питается запасами желтка, которые находятся в яйцеклетке. Через некоторое время зародыш попадает в матку и происходит прикрепление, или имплантация. Уже на 7-е сутки малыш постепенно внедряется в матку. После этого эмбрион начинает вырабатывать хориальный гонадотропин, гормон, который является сигналом для матери о наступившей беременности (именно он обеспечивает появление двух полосок на тесте). На 10-14 сутки эмбрион, развитие которого проходит нормальными темпами, становится больше в 2 раза. Далее эмбриональное развитие происходит стремительно быстро. Нервная система начинает формироваться уже на 20-й день беременности. Через три недели у малыша бьется сердце. На сроке примерно в 28 дней появляется позвоночник, мышцы. При помощи ультразвукового исследования видны ручки, ножки, уши и глаза ребенка.
Всего за 30 дней размер малыша увеличился в 10 тысяч раз, и продолжает интенсивно развиваться. Через пять дней после этого уже различимы пальчики на руках и ногах, глаза темнеют, поскольку организм малыша вырабатывает специальный пигмент. На сроке 6 недель мозг начинает контролировать работу сердца и движение мышц эмбриона. Печень вырабатывает кровяные клетки. Еще через недельку появляются веки ребенка, которые защищают глаза от сухости и света. На этом сроке беременности активно формируется внешнее и внутреннее ухо малыша, зарождаются зачатки зубов и начинают оформляться челюсти. Однако самым важным и значительным изменением является то, что человечек начинает двигаться в утробе матери. К сожалению, он еще слишком мал, чтобы мама почувствовала эти шевеления. 8 недель – важная веха в развитии младенца. На этом этапе развития он уже похож человека. Его размер всего 2, 5 сантиметра, а у него уже уверенно бьется сердце, сокращаются мышцы, лицо приобретает определенные черты, а тело реагирует на прикосновения. Спустя 2 недели ребенок вырастает до 4 сантиметров и весит около двух грамм. Именно этот период характеризуется формированием половых органов малыша.
На 12-й неделе он уже сосет пальчик и энергично тренирует мышцы. Малыш начинает поворачивать голову, загибать пальцы на ручках, открывать и закрывать рот. На этом сроке плод видит и слышит, закрывает руками уши в ответ на резкие звуки и отворачивается от яркого луча света. В период с 16 по 24 неделю происходят активные изменения, которые заключаются в появлении волосяного покрова, ресничек. Малыш уже улыбается, икает, и мама чувствует это отчетливо. С 24 недели по 34-ю эмбриональное развитие практически завершается, младенец уже свободно выражает эмоции(радость, гнев, недовольство). Он может видеть сны. На фотографиях видны надутые губки или улыбка. 36-38 недели являются завершающим этапом развития ребенка. Теперь он уже полностью готов появиться на свет.
Эмбриональный период развития
Эмбриональный период, именуемый эмбриогенезом, берёт начало с соединения ядер женской и мужской половых клеток и представляет собой процесс оплодотворения. Так, у тех организмов, которым свойственно внутриутробное развитие, эмбриогенез заканчивается рождением, у организмов с личиночного типа развитием – выходом из зародышевых оболочек. Эмбриональный период развития имеет несколько стадий:
1.Зигота. При оплодотворении мужская половая клетка, достигая яйцеклетки, провоцирует её развитие. В ней начинают происходить химические и физические процессы, которые способствуют образованию симметрии яйцеклетки, ликвидации мембран ядер, в результате чего, ядра двух клеток соединяются, и образуется ДНК. -
2. Дробление (первый этап развития зиготы) – начинается деление зиготы. В яйцеклетке, которая продвигается по фаллопиевой трубе, образуются борозды, благодаря чему происходит деление клеток. Образовавшиеся таким путём клетки называются морулы. Эту стадию проходят все многоклеточные организмы, которые размножаются половым путём, различным является только процесс деления клеток (радиальное, билатеральное, спиральное). Особенностью деления клеток является то, что они не растут. Этот процесс предполагает образование из одной крупной клетки (яйцеклетки) большого количества клеток мелких, с меньшим количеством цитоплазмы возле ядер. Эмбриональный период на этом не заканчивается, рассмотрим следующие стадии развития эмбриона.
3. Бластула (образование многоклеточной структуры в форме пузырька) – состоит из слоя клеток, которые именуются эмбриональными. Размер бластулы приближается к размерам яйцеклетки, поэтому при делении клеток, возрастает число ядер и ДНК. -
4. Гаструляция – стадия движения клеток эмбриональных, в результате чего образуются три слоя зародышевых листов. Эта стадия характеризуется возрастанием синтеза белков и рибосом, в этот период происходит выпячивание полюса (вегетативного) внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость, которая получила название бластопор или первичный рот. Таким образом, гаструляция является необходимым моментом развития эмбриона, поскольку эмбриональный период на этой стадии даёт возможность формированию его органов и тканей, а также систем организма. Следует отметить, формирование тканей и органов эмбриона в разные периоды имеют разную чувствительность к повреждающим воздействиям среды, например, к инфекциям, радиации или химическим агентам. Эти периоды повышенной чувствительности называют критическими, здесь повышается вероятность развития отклонений.
Так, эмбриональный период имеет несколько критических моментов. Рассмотрим их более детально:
1. Период бластулы (первые две недели после зачатия) – эмбрион либо погибает, либо продолжает развиваться без отклонений. В это время погибает большое количество эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток.
2. С двадцатого по семидесятый день после оплодотворения – период наибольшей ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы.
3. Плодный период характеризуется быстрым ростом плода. Здесь довольно часто могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили своего формирования.
Таким образом, эмбриональный период онтогенеза характеризуется формированием и развитием эмбриона путём делением клеток, образования у него тканей, органов и систем. У различных живых организмов этот период разнится по времени, но в любом случае, начинается он с момента зачатия и заканчивается рождением новой жизни.
Заполните таблицу. Ответьте на вопросы:
Из какого листка формируется:
а) лимфатическая система;
б) мышцы;
в) сетчатка глаза;
г) печень;
д) эмаль зубов;
е) почки.
Зародышевые листки и их производные
Зародышевые листки |
Производные зародышевых листков |
1. Эктодерма |
|
2. Энтодерма |
|
3. Мезодерма |
Вопросы для обсуждения
1.Что собой представляет и в чем выражается 9 дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?
Какими опытами можно доказать, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития?
Какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных, или недифференцированных клеток?
Вопросы и задания для повторения
Что такое эмбриональное развитие животных?
Назовите стадии эмбрионального развития много-
клеточных животных.
Охарактеризуйте период дробления.
Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?
Как образуется двуслойный зародыш?
Какие зародышевые листки образуются в ходе эмбрионального развития?
1.Что собой представляет и в чем выражается
дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?
2.Что такое эмбриональная индукция? Как можно доказать, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития?
3.О чем свидетельствует гомология зародышевых листков?
Развитие эмбриона с момента оплодотворения in vitro и до 5-6 дня развития (реальное видео)
Эмбриология. 1. Прогенез. Начальный период: оплодотворение
Эмбриология. 2. Начальный период: дробление, имплантация. Гаструляция 1.
Эмбриология. 3. Гаструляция
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.
Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.
Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"
Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова
Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций