Урок - презентация урока биологии по теме «Тайна мутаций» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока по теме «Тайна мутаций».
Технологическая карта изучения темы
Предмет |
Биология |
Класс |
10 |
Тип урока |
Урок закрепления знаний |
Технология построения урока |
Игровая (урок с элементами ролевой игры с участием 3 групп учёных), проблемно-диалогическая |
Методы |
Частично-поисковый |
Тема |
«Тайна мутаций». |
Цель: |
Организовать деятельность обучающихся, направленную на выявление причин и последствий генных, хромосомных и геномных мутаций, обобщить и углубить знания по теме «Мутации», закрепить навыки работы с ИЛ (инструктивными листами), с дополнительным материалом. |
Основное содержание |
Понятие мутации, виды мутаций по месту возникновения, их причины и последствия. |
Образовательные ресурсы |
Технические средства: компьютер, медиапроектор, презентация к уроку «Тайна мутаций». Раздаточный материал на группу: инструктивные листы (ИЛ) заданий, рабочие карты, информационные листы, иллюстрации. |
ФОПД |
Групповая, фронтальная |
Планируемые результаты |
Предметные: повторить понятие мутация; повторить материал по теме «Генетическая информация в клетке»; повторить классификацию мутаций; обобщить и углубить материал по теме «Мутации по месту возникновения». Уметь анализировать информацию, выполнять предложенные учителем задания, делать выводы, сравнивать. Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению и углублению ранее изученного материала, развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся, осознание важности и значимости изучаемого материала. Регулятивные УУД: определять цели и задачи, использовать дополнительную литературу (информационные карты), иллюстрации, как источник информации для достижения цели учебной деятельности, работать по инструктивному листу, вести записи, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, применять знания в новой учебной ситуации, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов. Коммуникативные УУД: слушать и слышать речь одноклассников и учителя, излагать своё мнение, организовывать работу в группе. |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения |
Организационный (этап мотивации) |
Приветствует учащихся и знакомится с ними. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Я учитель биологии Соянской средней школы. Обо мне можно сказать словами из песни «Я в дороге день за днём…» И сегодня дорога привела меня в вашу школу, в ваш класс. Я привезла с собой «тяжёлый, в прямом и переносном смысле, багаж», но очень надеюсь, что за 45 мин, отведённые нам для встречи, мы постараемся его вместе разобрать и осилить. Давайте, попробуем определить, о чём пойдёт разговор на нашем уроке? Листает слайды 1,2,3,4 и читает загадку – текст: «Это не волшебное перерождение. Это происходит всё время и везде. Любой человек имеет в себе в среднем около 100, отличающихся от папиных и маминых одной буквой. За 100 000 поколений они накапливаются и передаются…» Обращается к ученикам с вопросом: Я хочу вам предложить самостоятельно сделать выбор, какой урок мы с вами, сегодня проведём: урок повторения или урок закрепления ранее полученных знаний? Предлагает учащимся распределиться в 3 группы и познакомиться с «багажом»: Инструктивные листы (ИЛ) на группу. Индивидуальные рабочие карты. Информационные листы и иллюстрации на группу. Файл со словами. Сегодня закрепляем изученный материал, с вашего позволения, я меняю название темы урока (слайд 4). Почему тема урока Тайна мутаций вы мне объясните в конце урока. |
Приветствуют учителя. Слушают учителя. Определяют тему урока: Мутации. Отвечают на поставленный вопрос, определяя основную дидактическую цель урока. Предполагаемый ответ: Урок закрепления ранее полученных знаний. Образуют 3 группы. Знакомятся с «багажом». Проверяют личную готовность и готовность группы к уроку: наличие ИЛ, рабочих карт, информационных листов, иллюстраций. Записывают в рабочую карту тему урока. |
Личностные: готовность к уроку, смыслообразование – самооценка своих знаний и интересов, постановка дальнейших задач обучения. Формирование мотивационной основы деятельности. Регулятивные: определение темы, цели и задач урока. Коммуникативные: умение интегрироваться в группы, продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать свое мнение. |
Организационно – деятельностный этап: Актуализация знаний. Первичное закрепление в знакомой ситуации. Первичное закрепление в изменённой ситуации. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. |
Итак, начнём. Предлагаю остановиться на понятии Мутация. В каждой группе дано одно понятие, посмотрите, обсудите и прочтите его вслух. Слайд 5. Беседа с учащимися по вопросам: Группе 1: Что значит – наследственные? Что такое генетический материал? Группе 2: Где в клетке находится ДНК? Группе 3: Что такое генотип? Всем группам: Все три понятия верны. Какое понятие шире, почему? Что объединяет все 3 понятия? Предлагает учащимся в индивидуальных рабочих картах записать понятие мутации (Любое из предложенных на слайде). Знакомит учащихся с автором термина мутация. Так как мутации, так и или иначе связаны с генетическим материалом клетки, предлагаю вам вспомнить тему «Генетическая информация в клетке» и выполнить всей группой следующее задание: Из предложенных в конверте (файле) слов, составить логическую цепочку «Генетическая информация в клетке». Сравнить свои ответы с ответами на слайде. Слайд 6. Комментирует схему, поясняет, как этот материал поможет учащимся в дальнейшем закреплении темы урока. Дополнение к схеме: вызывающие изменения признаков и свойств организма через изменения в свойствах кодируемых генами продуктов (прежде всего - белков). В результате, могут изменяться самые различные биохимические, физиологические и морфологические признаки организма. Мутации бывают соматические и генеративные, доминантные и рецессивные, полезные, нейтральные и вредные, а какую классификацию мутаций помогает вспомнить данная схема? Слайд 7. Смотря, какой уровень наследственного материала меняется мутации делятся на генные, хромосомные и геномные. Я предлагаю каждой группе поработать самостоятельно и охарактеризовать один вид мутаций (на работу отводится 7 – 10 минут). Организует самостоятельную работу в группах и проводит инструктаж. Распределитесь в группе по ролям: сотрудники информационного банка охарактеризуют мутационные изменения, сотрудники экспертного банка найдут ответ на вопрос, почему возникают мутации, а сотрудники банка генетических заболеваний приведут пример одного заболевания, вызванного данным видом мутации, и расскажут об этом заболевании. Используйте для подготовки наглядный материал. |
Работают в группах. Зачитывают понятие. Группа 1. Мутация – это наследственные изменения генетического материала. Группа 2. Мутация – это изменения в ДНК клетки. Группа 3. Мутация – стойкое преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней и внутренней среды. Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в обсуждении вопроса. Выполняют задание. Сверяют ответы с ответами на слайде. Анализируют. Оценивают свою работу. Записывают правильный вариант ответа в рабочую карту. Отвечают на вопрос учителя: Классификация по уровню возникновения: генные, хромосомные, геномные. Группа 1 – генные мутации. Группа 2 – хромосомные мутации. Группа 3 – геномные. Работают с информационными листами, отвечают на поставленный вопрос, заполняют рабочую карту, обсуждают выполнение заданий в группе, готовятся к выступлению и обсуждению вопроса «Мутации по уровню возникновения, их причины и последствия». |
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса, самоопределение в условиях работы в группе, формирование коммуникативной компетентности в общении. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий, обсуждают, анализируют и обобщают, формулируют выводы, осуществляют самооценку, рефлексию. Регулятивные: умение работать по ИЛ, заполнять рабочую карту урока, организация деятельности согласно регламенту, контроль за выполнением заданий, осознание качества и уровня выполнения заданий группой. Коммуникативные: Формирование умения организовать учебное взаимодействие при работе в группе. |
Первичное применение, осмысление и закрепление полученных знаний. |
Организует обсуждение темы «Мутации по уровню возникновения, их причины и последствия». Управляет презентацией. Дополняет учащихся. Демонстрирует с помощью иллюстраций примеры последствий возникших мутаций. Дополнение группе 1: слайды 9, 11 – 14 Дополнение группе 2: слайды 16, 17, 19. Дополнение группе 3: слайды 22, 24, 25. Просит обратить внимание на причины возникновения мутаций. А всё ли вам понятно в этом вопросе? Почему нарушается удвоение ДНК? Почему нарушается кроссинговер в профазе 1 мейоза? Почему нарушается расхождение гомологичных хромосом и хроматид в анафазе митоза и мейоза? Можно ли ответить на эти вопросы? Обратимся к слайду 27 «Свойства мутаций» Продолжает дискуссию. Предлагает учащимся разгадать тайну мутаций. Мутации связаны с изменениями во внешней и внутренней среде. Слайд 28, 29. Приводит в качестве примера воздействия на организм человека мутагена никотина. |
Выступают перед одноклассниками, используя слайды презентации. Группа 1: слайды 8,10. Группа 2: слайды 15, 17,18. Группа 3. Слайд 20,21,23. Заполняют рабочую карту. Сравнивают заполнение таблицы с образцом на слайде 26
Пытаются ответить на вопросы. Принимают информацию к сведению. Формулируют выводы. Выдвигают свои гипотезы. Сравнивают их с ответами на слайде 27. |
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: универсальные логические действия, умение структурировать знания. Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения заданий. |
Рефлексивно-оценочный. |
Подводит итоги урока: Итак, в начале урока вы пообещали мне разобрать мой «багаж» и запланировали закрепление ранее изученного материала по теме «Мутации». Получилось ли достичь поставленной цели? Был сегодняшний урок полезным для вас? Вернёмся к теме урока «Тайна мутаций». Почему урок получил такое название? Постановка ДЗ: Придумайте себе вопрос на тему «Мутации» и найдите ответ на него. А мне хочется вам задать вопрос: слайд 30 и «угостить по теме» слайд 31 - Банан – триплоид, он пригоден к употреблению, так как не образует семян, в отличие от диплоида, который состоит из жестких семян и почти не имеет мякоти. У животных и растений полиплоидия встречается часто, особенно у культурных растений. При отборе человек просто не замечал, что отбирал полиплоиды. Итак, я вас угощаю триплоидным бананом! |
Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности. Составляют вопрос, например, Бывает ли полиплоидия у человека? |
Личностные: установление связи между целью и результатом. Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка. |
Индивидуальная рабочая карта для изучения темы…………………………………….
1 задание. Мутации – это ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2 задание. Логическая схема «Генетическая информация в клетке».
Ядро …… …… …… ………. …….. …………
3 задание. Табл. «Мутации по уровню возникновения, их причины и последствия»
Вид мутации |
Характер мутационных изменений |
Причина |
Последствия |
Генные |
Изменение 1. 2. 3. 4. |
||
Хромосомные |
Изменение 1. 2. 3. 4. |
||
Геномные: 1. |
Изменение |
||
2. |
4 задание. Сформулируйте вывод по теме……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Группа 1. Инструктивный лист (ИЛ) для изучения темы «Тайна мутаций».
1 задание. Прочитайте вслух и обдумайте следующее понятие Мутация – это наследственные изменения генетического материала.
Разберитесь, обсудите вместе с одноклассниками и учителем понятие Мутации – это………… и запишите его в рабочую карту.
2 задание. Вспомните ранее изученный материал по теме «Генетическая информация в клетке». Используя опорные слова: аминокислота, хромосома, ДНК, белок, триплет, ген, ядро, составьте вместе с одноклассниками логическую схему «Генетическая информация в клетке». Сверьте свой ответ с ответом на слайде. Перенесите схему в рабочую карту.
3 задание. (Объект изучения – ГЕННЫЕ МУТАЦИИ). Распределитесь в группе по ролям: сотрудники информационного банка охарактеризуют мутационные изменения, сотрудники экспертного банка найдут ответ на вопрос, почему возникают мутации, а сотрудники банка генетических заболеваний приведут пример одного заболевания, вызванного данным видом мутации, и расскажут о симптомах заболевания. Используйте для поиска ответов ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ. Внесете полученные данные в таблицу «Мутации по уровню возникновения, их причины и последствия» в рабочих картах. Выполнив задание в группе, разберитесь и обсудите вместе с одноклассниками вопрос о причинах и последствиях всех видов мутаций. Дополните таблицу в рабочих картах.
4 задание. Обратите внимание на причины возникновения мутаций? Сформулируйте вывод по теме урока.
Информационный лист по теме «Генные мутации»
http://medbiol.ru
Генные мутации - это мутации, в результате которых изменяются отдельные гены и появляются новые аллели. Генные мутации связаны с изменениями, происходящими внутри данного гена и затрагивающими его часть. Обычно это замена азотистых оснований в ДНК (смотри рис 1. Генные мутации, А2), вставка лишней пары (смотри рис 1. Генные мутации, А3) или выпадение пары оснований.
Конечно, генные мутации могут быть связаны и с заменой, выпадением или вставкой не только одной пары, но и нескольких оснований (смотри рис 1. Генные мутации, А4).
Надо заметить, что даже замена одной пары оснований может повлечь серьезные последствия (пример: серповидно-клеточная анемия).
Серповидно-клеточная анемияСерповидно-клеточная анемия - заболевание, открытое в 1910 г. При ней эритроциты имеют необычную серповидную форму (Смотри рис. 2). В 1949 г. американский химик Л.Полинг показал, что болезнь вызывается наличием в таких эритроцитах дефектного гемоглобина. Дефектный гемоглобин отличается от нормального только одной аминокислотой.
http://vse-pro-geny.ru
Это нарушение вызвано мутацией одного нуклеотида (происходит замена аденина (А) на тимин (Т)) в гене (Смотри рис. 3). Это приводит к тому, что в 6 позиции глутамат (глутаминовая кислота) заменяется валином. Гемоглобин S, который образуется в результате этой мутации, называют HbS, в отличие от нормального гемоглобина, который называется HbA. То есть, исследуемое генетическое заболевание связано с мутацией одного нуклеотида и, соответственно, изменением последовательности кодона из GAG (ГАГ) на GTG (ГТГ) в молекуле ДНК.
Такой гемоглобин нарушает структуру мембраны эритроцитов и придает им серповидную форму. Эритроциты теряют способность к нормальному транспорту кислорода. Возрастает вязкость крови и нарушается прохождение эритроцитов по капиллярам. Через несколько лет снижение кровообращения проводит к атрофии органов, в частности селезенки, и гибели детей. Гетерозиготы по этой мутации живут нормально.
Примечание: Гомозиготы HbS/HbS умирают в раннем детстве. Зато гетерозиготы HbA/HbS характеризуются слабо измененными эритроцитами. При этом изменение формы эритроцитов значительно повышает устойчивость гетерозигот к малярии. Поэтому в тех регионах Земли, где свирепствует малярия (например, в Африке), отбор действовал в пользу гетерозигот. Таким образом, серповидноклеточная анемия – это пример относительности «полезности» и «вредности» мутаций.
http://www.bio-faq.ru
Генные мутации – изменение строения одного гена. Это изменение в последовательности нуклеотидов: выпадение, вставка, замена и т.п. Например, замена А на Т. Причины – нарушения при удвоении (репликации) ДНК. Примеры: серповидно-клеточная анемия, гемофилия и др
https://ru.wikipedia.org/
Гемофи́лия или Гемофили́я — наследственное заболевание, связанное с нарушением коагуляции (процессом свёртывания крови); при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства
Иллюстрации группе «Генные мутации»
Рисунок 1. Генные мутации
Рисунок 2. «Серповидно-клеточная анемия»
Рисунок 3. Замена одного нуклеотида на другой.
ДНК ГАГ
иРНК ЦТЦ
АМК ГЛУ
Гемоглобин HbA – норма
ДНК ГТГ
иРНК ЦАЦ
АМК ВАЛ
Гемоглобин HbS – Серповидно-клеточная анемия
Группа 2. Инструктивный лист (ИЛ) для изучения темы «Тайна мутаций».
1 задание. Прочитайте вслух и обдумайте следующее понятие Мутация – это изменения в ДНК клетки.
Разберитесь, обсудите вместе с одноклассниками и учителем понятие Мутации – это………… и запишите его в рабочую карту.
2 задание. Вспомните ранее изученный материал по теме «Генетическая информация в клетке». Используя опорные слова: аминокислота, хромосома, ДНК, белок, триплет, ген, ядро, составьте вместе с одноклассниками логическую схему «Генетическая информация в клетке». Сверьте свой ответ с ответом на слайде. Перенесите схему в рабочую карту.
3 задание. (Объект изучения – ХРОМОСОМНЫЕ МУТАЦИИ). Распределитесь в группе по ролям: сотрудники информационного банка охарактеризуют мутационные изменения, сотрудники экспертного банка найдут ответ на вопрос, почему возникают мутации, а сотрудники банка генетических заболеваний приведут пример одного заболевания, вызванного данным видом мутации и расскажут о симптомах заболевания. Используйте для поиска ответов ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ. Внесете полученные данные в таблицу «Мутации по уровню возникновения, их причины и последствия» в рабочих картах. Выполнив задание в группе, разберитесь и обсудите вместе с одноклассниками вопрос о причинах и последствиях всех видов мутаций. Дополните таблицу в рабочих картах.
4 задание. Обратите внимание на причины возникновения мутаций? Сформулируйте вывод по теме урока.
Информационный лист по теме «Хромосомные мутации»
http://medbiol.ru/m
Хромосомные мутации (хромосомные перестройки)
Хромосомные мутации - это перестройки хромосом. Участки хромосом могут изменить свое положение, потеряться или удвоиться. Проиллюстрируем основные типы хромосомных мутаций: условно обозначим нормальный порядок генов как 12345678910, тогда 123-78910 - потеря участка, 1234-234- 5678910 - удвоение участка, 123-7654-8910 - поворот участка на 1800, 123-АБВГДЕ - перемещение участка на негомологичную хромосому (смотри рис. 1 Хромосомные мутации).
https://ru.wikipedia.org/
При хромосомных мутациях происходят крупные перестройки структуры отдельных хромосом. В этом случае наблюдаются потеря (делеция) или удвоение части (дупликация) генетического материала одной или нескольких хромосом, изменение ориентации сегментов хромосом в отдельных хромосомах (инверсия), а также перенос части генетического материала с одной хромосомы на другую (транслокация) (крайний случай — объединение целых хромосом, т. н. Робертсоновская транслокация, которая является переходным вариантом от хромосомной мутации к геномной). (смотри рис. 1 Хромосомные мутации).
http://www.bio-faq.ru
Хромосомные мутации – изменение строения хромосом: выпадение участка, удвоение участка, поворот участка на 180 градусов, перенос участка на другую (негомологичную) хромосому и т.п. Причины – нарушения при кроссинговере. Пример: синдром кошачьего крика.
Синдром кошачьего крика, также болезнь кошачьего крика, синдром Лежёна — по имени описавшего его в 1963 году французского учёного) — редкое генетическое расстройство, вызываемое отсутствием фрагмента 5-й хромосомы.
При этом синдроме наблюдается:
общее отставание в развитии,
низкая масса при рождении и мышечная гипотония,
лунообразное лицо с широко расставленными глазами,
характерный плач ребёнка, напоминающий кошачье мяуканье, причиной которого является изменение гортани (сужение, мягкость хрящей, уменьшение надгортанника, необычная складчатость слизистой оболочки) или недоразвитие гортани. Признак исчезает к концу первого года жизни.
Кроме того, встречаются врожденные пороки сердца, костно-мышечной системы и внутренних органов. Частота синдрома примерно 1:45 000. Соотношение полов М1 : Ж1,3.
Клиническая картина синдрома и продолжительность жизни людей с этим синдромом довольно сильно варьируются по сочетанию врождённых пороков развития органов.
Лечение симптоматическое. Показаны средства, стимулирующие психомоторное развитие, лечебный массаж и гимнастика.
Иллюстрации группе «Хромосомные мутации»
Рисунок 1. Хромосомные мутации
Группа 3. Инструктивный лист (ИЛ) для изучения темы «Тайна мутаций».
1 задание. Прочитайте вслух и обдумайте следующее понятие Мутация – это стойкое преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней и внутренней среды.
Разберитесь, обсудите вместе с одноклассниками и учителем понятие Мутации – это………… и запишите его в рабочую карту.
2 задание. Вспомните ранее изученный материал по теме «Генетическая информация в клетке». Используя опорные слова: аминокислота, хромосома, ДНК, белок, триплет, ген, ядро, составьте вместе с одноклассниками логическую схему «Генетическая информация в клетке». Сверьте свой ответ с ответом на слайде. Перенесите схему в рабочую карту.
3 задание. (Объект изучения – ГЕНОМНЫЕ МУТАЦИИ). Распределитесь в группе по ролям: сотрудники информационного банка охарактеризуют мутационные изменения, сотрудники экспертного банка найдут ответ на вопрос, почему возникают мутации, а сотрудники банка генетических заболеваний приведут пример одного заболевания, вызванного данным видом мутации и расскажут о симптомах заболевания. Используйте для поиска ответов ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ. Внесете полученные данные в таблицу «Мутации по уровню возникновения, их причины и последствия» в рабочих картах. Выполнив задание в группе, разберитесь и обсудите вместе с одноклассниками вопрос о причинах и последствиях всех видов мутаций. Дополните таблицу в рабочих картах.
4 задание. Обратите внимание на причины возникновения мутаций? Сформулируйте вывод по теме урока.
Информационный лист по теме «Геномные мутации»
ГЕНОМНЫЕ МУТАЦИИ - связанные с изменением числа хромосом. Особый интерес представляет ПОЛИПЛОИДИЯ - кратное увеличение числа хромосом (смотри рис. 1), т. е. вместо 2n хромосомного набора возникает набор 3n, 4n, 5n и более. Возникновение полиплоидии связанно с нарушением механизма деления клеток. В частности, нерасхождение гомологичных хромосом во время первого деления мейоза приводит к появлению гамет с 2n набором хромосом.
Полиплоидия широко распространена у растений (смотри рис. 2) и значительно реже у животных (аскарид, шелкопряда, некоторых земноводных). Полиплоидные организмы, как правило, характеризуются более крупными размерами, усиленным синтезом органических веществ, что делает их особенно ценными для селекционных работ.
Изменение числа хромосом, связанное с добавлением или потерей отдельных хромосом, называется АНЕУПЛОИДИЕЙ. Мутацию анеуплоидии можно записать как 2n-1 (моносомия), 2n+1 (трисомия), 2n-2 (нуллисомия) и т. д. Анеуплоидия свойственна всем животным и растениям. У человека ряд заболеваний связан именно с анеуплоидией. Например, болезнь Дауна связана с наличием лишней хромосомы в 21-й паре.
Полиплоидные мутации ведут к изменению хромосом в кариотипе, которое кратно гаплоидному набору хромосом.
Анеуплоидные же мутации приводят к изменению числа хромосом в кариотипе, некратное гаплоидному набору.
Геномные мутации – изменение количества хромосом. Причины – нарушения при расхождении хромосом.
Геномные мутации одни из самых страшных. Они ведут к таким заболеваниям, как синдром Дауна (трисомия, возникает с частотой 1 больной на 600 новорожденных), синдром Клайнфельтера и др.
Синдром Дауна. Болезнь, обусловленная аномалией хромосомного набора, основными проявлениями которой являются умственная отсталость, своеобразный внешний облик больного и врожденные пороки развития. Одна из наиболее распространенных хромосомных болезней, встречается в среднем с частотой 1 на 700 новорожденных.
У мальчиков и девочек болезнь встречается одинаково часто. Дети с синдромом Дауна чаще рождаются у пожилых родителей. Если возраст матери 35 - 46 лет, то вероятность рождения больного ребенка возрастает до 4,1 %, с возрастом матери риск увеличивается. Возможность возникновения повторного случая заболевания в семье с трисомией 21 составляет 1 - 2 %.
Иллюстрации группе «Геномные мутации»
Рисунок 1. Полиплоидия.
Рисунок 2. Полиплоидные растения.