Статья «Эмоциональный настрой на урок как важный компонент современного урока»

1
0
Материал опубликован 14 October 2022



Ищук Елена Николаевна,

учитель начальных классов

                                                                                    МБОУ «СШ №53 города Мариуполя»





ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НА УРОК КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА



Аннотация. В статье представлены стихотворные формы приветствия, которые задают тон общению, заряжают класс позитивным настроением на организационном этапе урока.

Ключевые слова: эмоциональный настрой, психологический климат, рифмовки, плодотворная активная работа.

Цель статьи: поделиться опытом работы с детьми младшего школьного возраста на организационном этапе урока, эмоциональном настрое на урок, его продуктивности в зависимости от мотивации.



Наше время-это время перемен. Современному обществу нужны компетентностные личности, которые смогут применять свои знания в жизненных ситуациях. Поэтому главным вектором обновления содержания образования стал компетентностный, системно-деятельностный подход и формирование ключевых компетентностей личности обучающегося. Обязанность педагога – это поиск таких форм проведения урока, которые бы заинтересовали, принесли радость и удовольствие ребёнку от процесса познания.

Каждый сумеет закончить фразу: «Ученик –это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Как же зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как же сделать, чтобы каждый ученик чувствовал себя членом единой команды класса?

Каждый учитель старается найти интересные, интерактивные формы и методы обучения, выбрать определённую тактику, стиль работы, старается создать условия для позитивного образовательного процесса. Современный урок не может быть простой передачей знаний от учителя к ученику.

В Государственном стандарте начального общего образования отмечается, что реализация цели начального общего образования базируется на таких важных ориентирах: как крепкое здоровье, которое можно достичь способом формирования здорового образа жизни и создание условий для гармонического физического и психоэмоционального развития. Образовательный процесс направлен на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, на развитие коммуникативных навыков по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формированию основ здоровьесберегающей учебной культуры, умений организовывать успешную учебную работe.[1]

Организационный (мотивационный) этап каждого урока призван создавать атмосферу доверия и доброты, обеспечить нормальные внешние обстоятельства для работы и психоэмоционального настроения обучающихся.

Выдающийся педагог Песталоцци предлагал начинать любое совместное обучение людей с объединения их «через настроение».

В трудах известного педагога К.Д.Ушинского есть мысль, что ребёнок чувствует сердцем чувства, которые вызывает у взрослых.

Стоуэнс, английский учёный, утверждал, что ученики, которые эмоционально настроены на урок, достигают лучших результатов, чем те, которые не мотивированы.

Пифагор писал: «Начало-половина целого». На учителя, который начинает урок, возлагается важное задание – создать оптимистическую установку, эмоционально настроить на урок, забыть про недочёты, видеть только перспективные линии развития, чтобы в глазах детей засветилась радость, чтобы у каждого их них появилась уверенность в собственных силах.

Поэтому в начале урока нужно создать благоприятный психологический климат в классе, а также настроить обучающихся на активную работу и продуктивное взаимодействие.

Диагностика эмоционального настроя на урок помогает учителю выявить проблемы и трудности в социально- психологическом аспекте. Когда знаешь, какие эмоции и чувства преобладают у учеников, учителю легче будет построить свою деятельность на уроке, спроектировать урок.

Организация обучающихся к уроку не должна занимать много времени, может продолжаться меньше минуты, но должна дать детям заряд психологической энергии и трудолюбия.

Организационный момент урока направлен на подготовку обучающихся к продуктивной работе. Для этого учитель должен определить эмоциональный фон класса, при необходимости –усилить или скорректировать его.

Свой урок я начинаю с приветствия, которое задаёт тон общению, заряжает позитивным настроением, передаёт моё доброе отношение к детям.

Очень большое значение имеет правильный психологический настрой обучающихся в начале урока. И в этом в моей работе очень помогают интересные стихотворения, рифмовки.

***

Учитель - Мы будем на уроке думать?

Дети. (хором) -Да!

Учитель – А может, будем спать?

Дети-Нет!

Учитель-Мы будем рассуждать?

Дети-Да!

Учитель – А в облаках летать?

Дети-Нет!

Учитель-Друг другу будем помогать?

Дети-Да!

***

-Ноги на месте? - На месте!

-Руки на месте? – На месте!

-Спинка прямая? – Прямая!

-Локти у края? – У края!

***

Всем, всем- добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Эти стихотворения, как девиз урока, организовывают детей, активизируют и мотивируют обучающихся в образовательном процессе.

Как хочется затронуть детские сердца! Зажечь в них огонёк познания. Не зря говорят: «Как урок начнёшь, так и проведёшь!» Поэтому считаю,

организационный момент одним из самых важных этапов урока. Нужно подобрать такие формы и методы работы, которые бы обеспечили позитивное настроение, настроить детей на плодотворную работу.

Создание эмоционального настроя на урок повышает качество урока. А формы и методы, которые направлены на заряд положительных эмоций обучающихся, повышают позитивную мотивацию на образовательный процесс.



Литература:

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики: утверждён Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 года №21-НП.

2.Концепция формирования положительной мотивации и здоровый способ жизни детей и молодёжи // Основы здоровья: книга для учителя. - К.:Генеза, 2015.

3.Мокрогуз О.П. Инновационные технологии в преподавании общественных дисциплин. – Чернигов, 2012.

4. Пометун О.В. Интерактивные методики и система обучения. – К.: Школьный мир, 2017.


Ресурсы Интернет:

Государственный образовательный стандарт начального общего образования

Донецкой Народной Республики: утверждён Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 года №21-НП. https://drive.google.com/file/d/11IpyQeWcTaWmuLtaiM0BFLfeXAJReta7/view

(дата обращения 13.10.2022 г.)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.