Статья «Внеурочная деятельность — важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска
Внеурочная деятельность –
важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
Подготовила
учитель изобразительного искусства, технологии
I квалификационной категории
Усманова Эльвира Асхатовна
Великая ценность образования
– это не знания, а действия.
английский философ, социолог и педагог
Герберт Спенсер
Мы никого и ничему не можем обучить –
Мы только можем помочь познать себя.
Галилео Галилей
Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования.
Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности.
Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни.
Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь педагогов, так как на основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.
По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
Напомню, что внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е ВД, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО и ООО.
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников.
Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков, и образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).
Цель любого мероприятия- зажечь искру в душе ребенка, помочь ему раскрыться и доказать не только самому ученику, но и педагогам иначе взглянуть на учащегося.
Ни один ребенок не похож на другого. У каждого свой характер, свои интересы и цели в жизни.
Воспитание, многие понимают, как исправление. Но ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. В нем нечего исправлять.
Как я уже сказала, современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер.
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Моя задача, как классного руководителя, ненавязчиво подталкивать детей к участию во внеклассных, школьных мероприятиях, региональных конкурсах и семинарах, достигать поставленной цели.
Конечно, нет сомнения, что вся внеурочная деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Ребенка надо обучать всему необходимому и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его способностей.
Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда более опытные учащиеся, передают свой опыт. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива, самореализации учащихся.
Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной деятельности должно быть добровольным, НО задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков.
Правильная организация внеурочной деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.
Как в нашей школе происходит формирование творческого потенциала учащихся, их самоопределение и самореализация? О своём опыте работы с классным коллективом расскажет классный руководитель 6б
В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».
Выводы:
1. В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед нами стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст. 29 пункта I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы, от того, каким образом будет организована внеурочная деятельность, потому что внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.
2. Необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы она обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и была направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, определяемых в ООП образовательного учреждения.
3. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволит педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создаст условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Подводя итоги четырёхлетней внеурочной деятельности ребята приобрели:
Дети принимали участие в музыкальных постановках, в концертной и деятельности на уровне класса, школы, (День учителя, концерты на День матери, Новый год, городские семинары, конкурсы-фестивали на День защитника Отечества, Весняночка, Женский день 8 марта, День Победы, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, соблюдения ПДД и т.д.). Заметно повышение исполнительского мастерства, культуры поведения на сцене.
Трудности, конечно же, возникают, но я вижу, как с моей помощью раскрываются физические и творческие способности учащегося, формируется школьный коллектив, меняются в лучшую сторону нравственные ориентиры ребят. А это и является главным в воспитании , ведь в современной школе РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ученика главная цель образования.
Я верю в детей, заинтересована в их судьбе. Для меня ребенок -развивающаяся человеческая личность. Ученик и учитель должны действовать вместе, быть сотоварищами. Я за требовательность без принуждения, основанную на доверии. И, считаю, что замена принуждения желанием, порождает успех.