12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Татьяна Васильевна62
Россия, Архангельская обл., с.Березник Устьянского района

Целеполагание как увлекательный этап современного урока

Публикация подготовлена Ивановой Татьяной Васильевной, учителем английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Березницкая ОГ» Устьянского района Архангельской области.

Данный материал содержит информацию о разнообразных способах целеполагания на уроках. Все приемы и методы взяты из опыта работы учителя. Статья может быть полезна не только учителям английского языка, но и другим учителям-предметникам, а также ее можно использовать при проведении обучающих семинаров для молодых педагогов.

 

Этап целеполагания занимает одно из ведущих мест и в структуре современного урока: учитель не говорит свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать». «Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. (Словарь Ожегова С.И.)

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое-то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: - понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); - инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); - диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Аt1573543583aa.jpg сейчас представим, что урок – это дом. Он может быть необычным, незнакомым или похожим на какой-то другой дом. Но, тем не менее, он нас зовет: приглашает зайти и узнать, что в нем находится, кто в нем живет. Цель – это крыльцо дома, на котором мы стоим и думаем, что нас там ждет, а будет ли там интересно, стоит ли вообще туда идти, а может еще не поздно вернуться. Посмотрите, пожалуйста, на этот дом – Дом кузнеца Кириллова в Свердловской области. Наверняка, вы считаете его необычным, привлекательным, интересным. Он приглашает нас войти. А хотели бы зайти в него? Почему?

А как сделать так, чтобы детям также захотелось на урок?

Вернемся к дому и проведем аналогию с уроком. Чтобы завлечь гостей зайти в гости можно:

Позвать, то есть использовать силу слова;

Красиво пригласить;

Показать что-то интересное (вещь, фильм, игрушку);

Заинтриговать;

Пообещать интересный досуг;

Пригласить интересного гостя;

Попросить помочь.

А теперь соотнесем данные способы завлечения гостей с приемами, способствующими целеполаганию на уроке.

«Сила слова». Сюда можно отнести такие приемы:

«Лишнее слово»; Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель. Нужно осторожно выбирать слова-исключения, так как дети могут выбрать не то слово, которое мы ждем, выбрав другой признак выделения лишнего слова.

Группировка: Разделить ряд слов на группы. Изучение признаков, в основе классификации, и будет целью урока.

«Опорные слова». Учитель выбирает слова для фонетической разминки из упражнений урока. Некоторые слова должны быть знакомыми. Формулируется тема и цель урока.

«Путаница». Перепутанные буквы в словах, в которых одно слово незнакомое и является темой урока. Значение данного слова дети находят с помощью словаря или других средств, которые посчитают нужными для решения проблемы.

Подводящий диалог: На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения.

«Красивое приглашение»:

«Небольшое стихотворение или рифмовка»;

Пословицы, поговорки

Высказывание.

Включить песню. Например, изучая тему “Home, Sweet Home” я предложила детям песню с одноименным названием, где в припеве отчетливо слышны слова “Home, Sweet Home”.

«Что-то интересное»:

Догадайся о ком или о чем идет речь;

Сюжетные картинки. Например, изучая отрывок произведения «Путешествие Гулливера», показать картинку, соответствующую данному отрывку. Из этого последует тема, цель и задачи.

Показать отрывок фильма, мультфильма, презентацию, которые подводят к теме урока, а соответственно и к цели. Например, традиционные дома Британии.

Подарки для Лулу и Ларри. В подарочных упаковках (как раз после Нового года) находились игрушки. Детям нужно было назвать игрушки и определить, где, чей подарок. Тема была «Игрушки», в которой должны были активизировать притяжательный падеж. То есть в самой этой ситуации было все раскрыто, детям стоило только правильно сформулировать цель и задачи.

«Интрига»:

Проблема предыдущего урока. Например, изучая грамматическое правило Past Simple, на первом уроке изучить правильные глаголы, а в конце урока подвести к тому, что есть и неправильные, о которых дети узнают на следующем уроке.

«Сюрприз». Дети должны догадаться, что спрятано, например, в коробке, используя Yes/NoQuestions.

«Интересный досуг»:

«Кроссворд», «сканворд». В отгаданных словах выделяются буквы, из которых составляется слово, обозначающее тему урока;

Загадки. Можно даже в виде синквейна.

Игра «Бинго».

Игра «Изобрази животное», где ученики по очереди показывают животных, а одно из них им незнакомое. С другими темами эту игру тоже можно связать.

Паззлы. Составляют паззлы со словами, а на обратной стороне получается тема урока или сюжетная картинка.

«Интересный гость»

Младшим школьникам очень нравится, когда к ним приходят разные сказочные герои в виде игрушек или картинок, задают вопросы или рассказывают о себе, приносят разные подарки, задания, сюрпризы.

Ребятам постарше предлагаются герои из современных фильмов, книг, знаменитые актеры, певцы, которые включены в какой-нибудь сюжет. Например, изучая в 5 классе тему “Would you like to be a popstar?” я показала на слайде иллюстрацию известной группы «Винтаж», по которой дети должны были ответить на предложенные вопросы, один из которых взят из темы урока.

«Оказание помощи»

Сделать поделку. По теме «Животные», в которой должен изучаться грамматический материал мн.ч существительных (исключения), мною было предложено задание сделать оригами рыбки и отдельной группе детей самостоятельно по схеме – оригами мышки. Тему дети определили сразу. Но потом возникла проблема, когда я их попросила посчитать рыбок и мышек, и сказать мне полный ответ, они, конечно же, добавили окончание S. Тогда я им задала вопрос, а уверены ли они. То есть интонацией показала, чтобы они засомневались. Поэтому получилась проблема, которую надо было решить на уроке. Из нее вытекает и цель.

«Проблема». Создать проблемную ситуацию, которую нужно решить в течение урока. Например, при изучение темы “A Glimpse of American History” я выдала детям вопросы по Америке по группам, на некоторые вопросы они не знали ответы. Из вопросов следует тема, из проблемы цель.

Это не все приемы, но самые основные, которые я использую чаще. Современные учебники продуманы авторами так, что иногда и придумывать ничего не надо, а просто прочитай тему в виде вопроса или проблемы и из нее уже легко вывести цель. Но оно и то же быстро надоедает детям, а мне нравится придумывать что-то новое, чтобы заинтересовывать детей. Я считаю, что данный этап самый интересный в уроке. И хочется привести слова древнеримского философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной – и успех не будет полным.

Т. Драйзер

 

Список использованной литературы и источников

 

http://citaty.su/teodor-drajzer-citaty-i-aforizmy

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/05/27/tselepolaganie-kak-etap-sovremennogo

https://socratify.net/quotes/lutsii-annei-seneka/21750

https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fcs6.pikabu.ru%2Fpost_img%2Fbig%2F2015%2F06%2F14%2F5%2F1434263868_1167919224.jpg&text=Дом%20кузнеца%20Кириллова%20в%20Свердловской%20области&lr=2&rpt=simage&source=wiz

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/263590

Чайкина Ж.В., Максина О.А., Павлунина Т.А. Целеполагание и технология формулирования целей урока при обучении школьников экономике // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/56PDMN317.pdf

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.