Статья «Продуктивные задания по математике как особенность современного урока»

2
0
Материал опубликован 19 December 2021

Продуктивные задания по математике

как особенность современного урока

Предвечнова Наталья Николаевна,

учитель математики МКОУ «Камызякская СОШ №4»

 

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
Г. Песталоцци

 

Проблема развития продуктивного мышления учащихся актуальна во все времена существования и развития человечества. Это основа умственного воспитания и условие всестороннего развития личности.

Особо значимой и актуальной является проблема умственного воспитания в настоящее время, так как развитое мышление обеспечивает социально-культурные, экономические, жизненно важные решения многих проблем.

Существенные изменения в системе образования, предполагают выявление закономерностей развития личности, развитие мышления направлено на достижение творческого результата, на становление творчески мыслящей личности .

По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное (шаблонное, воспроизводящее мышления) и продуктивное (творческое мышление, благодаря которому решается проблема, вырабатывается новая стратегия, создается что-то новое).

Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие

Внедрение продуктивных заданий в образовательный процесс – одно из направлений, связанных с реализацией школьных образовательных стандартов второго поколения. Каждая составляющая продуктивного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Деятельностная составляющая включает в себя предметные умения, умение работать с информацией, исследовательские умения. Надо отметить, что в учебниках, по которым работают дети в настоящее время, продуктивных заданий практически нет. Между тем задания такого типа можно использовать на каждом уроке, независимо от этапа обучения, а также при выполнении домашних заданий.

При подведении итогов учебной деятельности отмечается эффективность этих заданий, которая заключается в том, что учащиеся приобретают следующие навыки и умения:

умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, оценивать результаты своей деятельности;

умение делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;

умение получить в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Немаловажно и то, что изменилась позиция учителя от передачи готовых знаний к обучению умению добывать эти знания учащимися самостоятельно.

Вместо традиционного объявления темы урока учащимся, учитель дает такое продуктивное задание, которое позволяет выявить границу между знанием и незнанием или высветить явное противоречие (проблему). Так, при классификации продуктивных заданий выявилась группа заданий для определения темы и постановки целей урока самими учащимися. (Ребус, «Расшифруй», кроссворд, «распредели по группам», «вычисли» - с опережающим заданием, проблемный вопрос)

Например

(5 класс) Расшифруйте слово и разгадайте ребус. Определите тему урока. Чем мы будем заниматься на уроке?

 

У

В

А

Е

Н

И

Р

х+70=100

 

900-х=840

х+100=120

400-х=30

122-12=х+10

х-100=29

12-х=6

30

6

20

60

100

370

100

129

370

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Уравнение)

t1639935169aa.jpg

(Задача)

2. Радиус Луны равен 1747,7 км, а радиус Земли в 4 раза больше радиуса Луны.

Найдите радиус Земли? (Учащиеся разными способами находят ответ)

Радиус Солнца в 401 раз больше радиуса Луны. Найдите радиус Солнца?  

(Выполнив умножение, дети получат разные ответы. Чей ответ правильный?)

Учащиеся формулируют тему урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число»

3.Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне? («Объем прямоугольного параллелепипеда»)

4. (6 класс) Урок – обобщения

Поставь точки в таком порядке, как стоят их координаты

(на слайде –точки на прямой, координаты)

Слово – СРАВНЕНИЕ

m1639937263.jpg
После столкновения разных мнений  учащихся идет побуждающий диалог для планирования деятельности на уроке.

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмыслить задание (что надо сделать?)

Найти нужную информацию (текст, рисунок, …)

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)

Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

 

Как традиционные задания сделать продуктивными?

1. Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

Пример

Традиционное

Найди число, если 11 % его равно 275.

Продуктивное

Представь, что ты являешься финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %. Свое мнение объясни.

 

2.Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

Пример

Традиционное

Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м

Продуктивное

 Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если его измерения 13 м и 23 м?

3. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Пример

Традиционное

Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?

Продуктивное

Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

4. Дать задание паре или группе, распределив роли участников

Пример

Традиционное

Назовите преимущества и недостатки графического метода решения уравнений (8-9 класс)

Продуктивное 

Поработайте в паре: один из вас приводит преимущества этого метода, другой – его недостатки; затем поменяйтесь ролями и обсудите эффективность использования графического способа для решения уравнений.

 

Для сравнения можно рассмотреть таблицу обычных, традиционных заданий и продуктивных заданий, применяемых при закреплении изученного материала

 

Традиционное

Продуктивное

Вычисли: 274-(36+174)

Найди всевозможные способы вычисления значения выражения и выбери рациональный

Запишите числа: один миллион двести шестнадцать, три тысячи триста два и т.д.

Из набора чисел выбери и запиши указанные числа.

Сколько точек можно разместить на отрезке АВ=234 см так, чтобы расстояния между двумя соседними (учитывая точки А и В) было 13 см.

Сколько точек можно разместить на отрезке АВ=234 см так, чтобы расстояния между двумя соседними (учитывая точки А и В) было 13 см.

Сформулируйте задачу, обратную данной, и решите её.

Птицефабрика должна отправить в магазин 6000 яиц. Она уже отправила 10 ящиков по 360 яиц в каждом и 4 ящика по 240 яиц. Сколько яиц осталось отправить?

 

Птицефабрика должна отправить в магазин 6000 яиц. Она уже отправила 10 ящиков по 360 яиц в каждом и 4 ящика по 240 яиц.

а) напишите пояснения к следующим действиям:

360 – 240, 10 + 4, 10 – 4.


 


 

б) что можно узнать, если выполнить такие действия:

6000 – 360 * 10, 6000 – 240 *4

Из 240 м шелка сшили платья, блузки и халаты. На блузки израсходовали 60 м шелка, на платья- на 20 метров больше, чем на блузки, а на халаты- остальной шелк.

Сколько метров шелка израсходовали на халаты?

 

 

Из 240 м шелка сшили 35 платьев, 25 блузок и 66 халатов. На блузки израсходовали 37 м шелка, а на платья – на 32 м больше, чем на блузки, а на халаты – остальной шелк. Сколько метров шелка израсходовали на халаты?

Все ли числа вы использовали при решении задачи?

Измените условие задачи так, чтобы в нем остались только те числа, которые необходимы для ее решения

 

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

-резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.


 

Список литературы

Антонович, Н.К. Как научиться решать задачи. 180 занимательных задач. РИПЭЛ, 1994.

Болховитинов, В.Н. Твоё свободное время. Издательство «Детская литература», 1994.- 80 с.

Глейзер, Г.Д. Повышение эффективности обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1991.-240 с.

Соловейчик И.Л. Я иду на урок математики. 5 класс. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-352 с.

Соловейчик, И.Л. Я иду на урок математики. 6 класс. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.-320 с.

Карп, А.П. Даю уроки математики…: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1992.- 192с.

Кострикина, Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986г.- 96 с.

Кузнецова, Е.В. Элементы творческой деятельности учащихся 5-6 классов при решении занимательных задач. «Математика в школе». «Школа-Пресс», 1997, №5.- 7с.

Фарков, А.В. Математические олимпиады: методическое пособие. -М.:

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004.- 143с.

Шеврин, Л.Н. Математика: Учебник – собеседник для 5-6 классов средней школы. -М.: Просвещение, 1989.- 495 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.