План конспекта лекции «Эмоционально-поведенческие нарушения младших школьников»
Пояснительная записка к презентации
План конспекта лекции
Общая информация: Возрастно-педагогическое консультирование;
Направление: Педагогическое образование
Курс: 4 , группа 29114
студентов, для которых предназначена лекция;
темы лекции: Эмоционально-поведенческие нарушения младших школьников
Количество студентов: по списку _____, присутствовало_____
Дата и время проведения: 26.03.2014 г.
2. Цели и задачи лекции :
Цель: изучить эмоционально-поведенческие отношения младших школьников
Задачи:
выяснить проблему готовности /неготовности ребенка к школьному обучению
Ознакомить с понятиями психогенная школьная дезадаптация (ПШД), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),
Выявить проблемы межличностных отношений в коллективе сверстников (ученический коллектив),
Объяснить проблемы поведения
3. Дидактические средства, используемые на лекции презентации
4. Тип лекции: проблемная, информационная
5. Краткое содержание лекции с указанием
-вводной части
Приветствие орг. момент, установление контакта,: Здравствуйте ребята!
проблемный ввод в лекцию),
Как правило, у истоков эмоционально-поведенческих нарушений стоят те или иные неблагополучия на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте).
Нарушение - это прекращение, прерывание нормального хода развития, состояния чего-либо (Русский Толковый словарь, В.В.Лопатин, Л.Е. Лопатина, М., 1997).
Эмоциональные нарушения - устойчивые эмоциональные состояния, как отдельные, так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога, страхи, упрямство, раздражительность и обидчивость, легко меняющееся настроение и др. (В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг). Предполагается, что нормальное эмоциональное состояние было прервано, прекратилось по каким-либо причинам, из-за влияния каких-то факторов (биологических, психологических, социальных). [8;7]
Биологические предпосылки включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов (Каплан Г.И. и Сэдок) была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Нельзя отрицать роль и наследственных факторов, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести и соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний.
К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относятся особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения, низкая самооценка и др. У младших школьников отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению.
Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к ребенку и влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. [3;13]
Для старших дошкольников и младших школьников определяющими являются факторы семейной ситуации, поскольку влияние школы и тем более детского сада опосредуется семейной ситуацией.
Семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:
- нарушения психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность;
- неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль;
- нарушения механизмов функционирования семьи, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей. [10;34]
В дошкольном и младшем школьном возрасте для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви. Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут прибегнуть к различным способам получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям с целью привлечение внимания к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, т. е. страх выражения окружающим своих истинных чувств.[10;40]
Необходимо помнить о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития.
Некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста (мокрые пленки, сосание пальца, частичный набор женских или мужских качеств, различные страхи, временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии и т.п.). Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов. Следует с особым вниманием относится к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий в определенной обстановке. Симптомы бывают разные. Одни обусловлены неправильным воспитанием ребенка, другие – психическими расстройствами. [9;35]
Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря на изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищённость.
На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности — игровой, трудовой, учебной. [2]
Данные ученых свидетельствуют о том, что 50% детей с проблемами речевого и психического развития имеют выраженные эмоционально-поведенческие нарушения, а дети без подобных проблем только – 18%, что, в свою очередь, влечет за собой:
- снижение мотивации речевой активности;
- замедление формирования ВПФ (память, внимание, восприятие и т.п);
- уменьшение активность познавательной деятельности;
- пассивное восприятие информации.
Для этих детей характерно:
- дезадаптация в окружающей среде,
- неуспешность во всех видах деятельности,
- наличие объективных проблем обучения,
- пассивное восприятие информации,
- нарушение произвольности психических процессов, навыков контроля и самоконтроля,
- формирование неуверенности в интеллектуальных возможностях,
- заниженная самооценка и неуверенность в своих интеллектуальных возможностях,
- низкая мотивация познавательной деятельности,
- негативизм или отказ от познавательной и творческой деятельности,
- низкий уровень работоспособности,
- снижение когнитивных способностей.
Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс. Поведенческие проявления ПШД: – затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем (например так называемый «смысловой барьер»), нарушения дисциплины, отказы ходить в школу или угрозы сделать это настолько общеизвестны и, к сожалению, часты, что с определенной точки зрения делают ПШД «нормальной», хотя и отрицательной, возрастно-психологической характеристикой детей младшего школьного возраста. Об этом говорят и статистические данные: по мнению ряда детских патопсихологов и психоневрологов (а они имеют не меньшую практику с детьми младшего школьного возраста, чем психологи), до 20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи в связи с ПШД. Можно утверждать, что еще большее число детей нуждается в психологической помощи и профилактике в их допсихотерапевтических формах. Именно на этот контингент и должна быть ориентирована работа возрастных психологов-консультантов.
Одновременно эти нарушения являются базой для дальнейшего углубления эмоционально-поведенческих расстройств, вплоть до девиантного поведения.[1]
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder(ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте[1][2][3]. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность[4].
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается, как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения[2]. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни[2].
СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов[5][6][7][8]. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у дете
Таким образом, эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть детерминированы целым рядом причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода к психологической коррекции.
-основной части с указанием вопросов плана и времени, отводимом на данный
пункт,
-заключительной части (формулирование выводов).
6.Список использованной литературы
http://3ys.ru/konsultirovanie-v-otdelnye-periody-ontogeneza/sindrom-psikhogennoj-shkolnoj-dezadaptatsii.html
4.Вопросы, которые были заданы студентами после лекции.
Гульнара Рахимова
Мутагарова Наталья Александровна