12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1948
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень
7

План конспекта лекции «Эмоционально-поведенческие нарушения младших школьников»



План конспекта лекции

Общая информация: Возрастно-педагогическое консультирование;

Направление: Педагогическое образование

Курс: 4 , группа 29114

студентов, для которых предназначена лекция;

темы лекции: Эмоционально-поведенческие нарушения младших школьников

Количество студентов: по списку _____, присутствовало_____

 Дата и время проведения: 26.03.2014 г.

2. Цели и задачи лекции :

Цель: изучить эмоционально-поведенческие отношения младших школьников

Задачи:

выяснить проблему готовности /неготовности ребенка к школьному обучению

Ознакомить с понятиями психогенная школьная дезадаптация (ПШД), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),

Выявить проблемы межличностных отношений в коллективе сверстников (ученический коллектив),

Объяснить проблемы поведения

3. Дидактические средства, используемые на лекции презентации

4. Тип лекции: проблемная, информационная

5. Краткое содержание лекции с указанием

-вводной части

Приветствие орг. момент, установление контакта,: Здравствуйте ребята!

проблемный ввод в лекцию),

Как правило, у истоков эмоционально-поведенческих нарушений стоят  те или иные неблагополучия на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте). 

Нарушение  - это прекращение, прерывание нормального хода развития, состояния чего-либо (Русский Толковый словарь, В.В.Лопатин, Л.Е. Лопатина, М., 1997).

            Эмоциональные нарушения  - устойчивые эмоциональные состояния,  как отдельные,  так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога,  страхи,    упрямство, раздражительность  и  обидчивость,  легко  меняющееся  настроение и др. (В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг). Предполагается, что нормальное эмоциональное состояние  было прервано, прекратилось по каким-либо причинам, из-за влияния каких-то факторов (биологических, психологических, социальных). [8;7] 

Биологические предпосылки включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов (Каплан Г.И. и Сэдок) была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Нельзя отрицать роль и наследственных факторов, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений. 

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести и соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний.     

К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относятся особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения, низкая самооценка и др. У младших школьников отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению.

Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к ребенку и влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. [3;13]

Для старших дошкольников и младших школьников определяющими являются факторы семейной ситуации, поскольку влияние школы и тем более детского сада опосредуется семейной ситуацией.  

Семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

- нарушения психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность;

- неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль;

- нарушения механизмов функционирования семьи, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей. [10;34]

В дошкольном и младшем школьном возрасте для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви. Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут прибегнуть к различным способам получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям с целью привлечение внимания к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.   При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, т. е. страх выражения окружающим своих истинных чувств.[10;40]

Необходимо помнить о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития.

Некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста (мокрые пленки, сосание пальца, частичный набор женских или мужских качеств, различные страхи, временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии и т.п.). Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.       Следует с особым вниманием относится  к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий в определенной обстановке. Симптомы бывают разные. Одни обусловлены неправильным воспитанием ребенка, другие – психическими расстройствами. [9;35]  

Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в ус­ловиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собст­венно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря на изначальную сохранность моз­говых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказы­ваются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожи­дания возможной опасности, незащищённость.

На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности — игровой, трудовой, учебной. [2]

Данные  ученых свидетельствуют о том, что 50% детей с проблемами речевого и психического развития имеют выраженные эмоционально-поведенческие нарушения,   а дети без подобных проблем только – 18%, что, в свою очередь, влечет за собой:

- снижение мотивации речевой активности;

- замедление формирования ВПФ (память, внимание, восприятие и т.п);

- уменьшение активность познавательной деятельности;

- пассивное восприятие информации.

Для этих детей характерно:

- дезадаптация в окружающей среде,

- неуспешность во всех видах деятельности,

- наличие объективных проблем обучения,

- пассивное восприятие информации,

- нарушение произвольности психических процессов, навыков контроля и самоконтроля,

- формирование неуверенности в интеллектуальных возможностях,

- заниженная самооценка и неуверенность в своих интеллектуальных возможностях,

- низкая мотивация познавательной деятельности,

- негативизм или отказ от познавательной и творческой деятельности,

- низкий уровень работоспособности,

- снижение когнитивных способностей.

Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) определяет­ся как психогенное заболевание и психогенное формирование лич­ности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный ста­тус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный про­цесс. Поведенческие проявления ПШД: – затрудне­ния в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушения взаи­моотношений со сверстниками и учителем (например так называемый «смысловой барьер»), нарушения дисциплины, отказы ходить в школу или угрозы сделать это настолько общеизвестны и, к сожалению, часты, что с определенной точки зрения делают ПШД «нормальной», хотя и отрицательной, возрастно-психологической характери­стикой детей младшего школьного возраста. Об этом говорят и статистические данные: по мнению ряда детских патопсихологов и психоневрологов (а они имеют не меньшую практику с детьми младшего школьного возраста, чем психологи), до 20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи в свя­зи с ПШД. Можно утверждать, что еще большее число детей нуждается в психологической помощи и профилактике в их допсихотерапевтических формах. Именно на этот контингент и долж­на быть ориентирована работа возрастных психологов-консуль­тантов.

Одновременно эти нарушения являются базой для дальнейшего углубления эмоцио­нально-поведенческих расстройств, вплоть до девиантного поведения.[1]

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder(ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте[1][2][3]. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность[4].

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается, как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения[2]. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни[2].

СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов[5][6][7][8]. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у дете

Таким образом, эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть детерминированы целым рядом причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода к психологической коррекции.

-основной части с указанием вопросов плана и времени, отводимом на данный

пункт,

-заключительной части (формулирование выводов).

6.Список использованной литературы

http://3ys.ru/konsultirovanie-v-otdelnye-periody-ontogeneza/sindrom-psikhogennoj-shkolnoj-dezadaptatsii.html

4.Вопросы, которые были заданы студентами после лекции.


эмоциональное поведение
PPTX / 62.55 Кб

Опубликовано


Комментарии (2)

Мутагарова Наталья Александровна, 08.06.17 в 21:25 0Ответить Пожаловаться
http://pedagog-social.ru/kontrolnye-raboty/40-kontrolnaja-rabota-tema-jemocionalno/560-prichiny-jemocionalno-povedencheskih-narushenij-v.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.