Статья «Эмоционально-волевые нарушения у детей с ОВЗ»

2
1
Материал опубликован 10 December 2016 в группе

Вступление.

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные со­стояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения). Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Так как процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные средовые воз­действия могут стать причиной временных нарушений поведе­ния, а закрепившись, они могут привести к аномальному (иска­женному) развитию личности.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечи­вающих развитие ребенка, уже само по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов вешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблаго­приятными ситуациями (условиями развития) и не связанные c органическим поражением ЦНС:

энурез

физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяже­лой формы сколиоза и др.),

внезапное сильное раздражение устрашающего характе­ра (пожар, нападение злой собаки и др.)

Несмотря на различие проявлений, «общим симптомом», свя­зывающим все случаи реактивных состояний является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перена­пряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повешенная склонность к аффек­тивным реакциям.

Нарушения психического развития могут быть связаны с тя­желыми внутренними конфликтными переживаниями, когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имею­щей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят дли­тельный, социально обусловленный характер; они приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях.

Причинами конфликтных пережива­ний чаще всего являются:

неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.).

дети, оставленные родителями, усыновлен­ные.

недостатки и Дефекты психофизического развития, в частности, тяжелая форма заикания.

пси­хотравмирующие ситуации в условиях школьного коллекти­ва

Также достаточно сложным нервно-психическим расстрой­ством является психастения - нарушение психической и интел­лектуальной деятельности, обусловленное слабостью и наруше­нием динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения сомати­ческого здоровья, нарушения общего конституционального раз­вития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гармональных расстройств и др.). Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, сни­жение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологиче­ских нагрузках.

Психопатия (от гр. - psyche - душа, payhos - болезнь) опреде­ляется в специальной психологии как патологический склад ха­рактера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, пло­хой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вари­ант формирования личности, это - дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева и др.) показали диалектическое взаи­модействие социальных и биологических факторов в происхожде­нии психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешни­ми патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции - общие и мозговые, черепно-мозговые травмы - внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность. А так же неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействий при воспитании ребенка.

Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, по­этому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психо­патического развития личности характерны: слабость воли, им­пульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недораз­витие эмоционально-волевой сферы проявляется также в опреде­ленном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сфе­ры выражены при органической психопатии, в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и «бестормозные».

При возбудимом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие заме­чания у детей и подростков возникают бурные реакции, протеста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак­терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, склонности к бродяжничеству.

При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность, настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору процессе коррекционной работы.

При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостно­сти, малая потребность в общее с окружающими. Ядерным свой­ством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде слу­чаев отмечается своеобразие моторной сферы - неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению прак­тической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие по­требности в общении (аутистичные проявления), отсутствие ин­тереса к практической деятельности, а позднее - замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.

Истерическое психопатическое развитие проявляется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демон­стративном поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Она проявляется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому уси­лию, что составляет сущность психической дисгармонии. Специфические черты истероидной психопатии проявляют­ся в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем достичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудностями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и про­являют агрессивность, если им это не удается. Отмечается край­няя неустойчивость (лабильность) настроения.

В подростковом возрасте происходит интенсивное преобра­зование психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляется в стремлении к познанию, формировании абстрактного мышления, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно форми­руются волевые процессы. Подростку свойственны настойчи­вость, упорство в достижении поставленной цели, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формируется сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность пси­хического развития, которая часто проявляется в акцентуированности характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормального характера, но в то же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических и психопатических расстройств. В многочисленных исследованиях психологов показано, что степень дисгармоничности у подростков различна, а акцентуированность характера имеет разные качественные особенности и по разному проявляется в особенностях поведения подростков. К ос­новным вариантам акцентуаций характера относятся следующие:

Дистимический тип

Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче­ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника­бельны, активны. В период спада настроения они немногословны пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано­вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се­бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли­тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип личности

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст­роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви­тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип

Основной чертой этого типа является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет­стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост­ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени­ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

Интровертированный тип

У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нужда­ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип

При этом типе характера у подростков наблюда­ется несбалансированность между возбудительными и тормозны­ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо­дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо­жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив­ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от­ношениях с окружающими.

Демонстративный тип.

Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель­ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благоприятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва­ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност­ных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Педантичный тип

Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцен­тированная черта характера проявляется в поведении личности. «Поведение педантической личности не выходит за пределы ра­зумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, свя­занные с тенденцией к основательности, четкости, законченности». (С. 64). Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждению. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип

Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется прежде всего в учебной или трудовой деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустойчивых подростков наблюдается также повышенная внушаемость, в связи с чем их социальное по­ведение в значительной степени зависит от окружения. Повышен­ная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддиктивному (зависимому поведению): алкого­лизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ре­бенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неус­тойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подро­стков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих по­ступков. При надлежащем контроле возможно исключить появле­ние неструктурированного поведения. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально при­емлемые формы поведения.

Аффективно-лабильный тип.

Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость на­строения. Частые перемены настроения сочетаются со значитель­ной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со свер­стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настрое­ния лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанно­сти к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Следует отметить, что проявления психопатического разви­тия не всегда заканчиваются полным формированием психопа­тии. При всех формах психопатического поведения при условии раннего целенаправленного коррекционного воздействия в соче­тании (при необходимости) с лечебными мероприятиями могут быть достигнуты значительные успехи в компенсации откло­няющегося развития у данной категории детей.

Основное содержание комплексной коррекциониой работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами

Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим эмо­ционально-волевыми расстройствами, предусматривает решение ряда организационно-педагогических задач и практическую реа­лизацию следующих направлений коррекционной работы.

Всестороннее изучение причин нарушения эмоционально-волевой сферы у данного ребенка, нарушений поведения, причин, способствовавших возникновению аффективных реакций. Выяснение условий воспитания и развития ребенка в семье.

Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов (в том числе негативных психотравмирующих факторов социального плана, например неблагоприятных усло­вий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педа­гогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.).

Определение и практическая реализация рационального (с уче­том индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учеб­ной деятельности. Организация целенаправленного поведения Ребенка; формирование адекватного поведения в различных социально-бытовых ситуациях.

Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совместно с педагогом и другими детьми) - с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в данном образо­вательном учреждении.

Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройствами (замкнутость, негативизм (в том числе речевой негативизм) раздражительность, сензитивность (в частности, повышенная чувствительность к неудачам), безразличное отношение к проблемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.).

Важное значение имеет преодоление и предупреждение невро­тических реакций и патохарактерологических нарушений: эго­центризм, инфантильность с постоянной зависимостью от окру­жающих, неуверенность в своих силах и др. С этой целью преду­сматривается:

- предупреждение аффективных реакций, реактивного поведе­ния; недопущение возникновения социально-бытовых ситуаций, вариантов межличностных контактов между детьми, провоци­рующих аффективные реакции у ребенка;

- рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция дея­тельности ребенка;

- предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д.

Не менее важное значение придается и другим направлениям коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы. К ним относятся:

формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелатель­ным, корректным отношением к окружающим;

Формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе (прежде всего, нормализация или установление пра­вильных межличностных отношений между ребенком, страдаю­щим эмоционально-волевыми нарушениями, и другими детьми воспитательской группы [класса]); проведение разъяснительной работы с окружающими данного ребенка детьми. Обучение ребенка сотрудничеству с другими детьми.

Целенаправленное формирование у детей с эмоционально-во­левыми нарушениями игровой, предметно-практической числе художественно-изобразительной), учебной и элементар­ной трудовой деятельности; проведение на этой основе систе­матической разноплановой педагогической работы по нравствен­ному, эстетическому воспитанию детей, формированию положи­тельных качеств личности.

Упорядочение и развитие ориентировочно-исследовательской деятельности (на основе целенаправленного формирования сен­сорного восприятия, зрительного и слухового гнозиса, операций анализа воспринимаемого предмета и целостной предметной ситуации и др.);

Приобщение к коллективным формам деятельности, вовлече­ние ребенка в совместную с другими детьми игровую, предмет­но-практическую и учебную деятельность. Формирование у ре­бенка навыков работы в коллективе: умений учитывать общие правила и цели данного вида деятельности, интересы других детей, умения подчиняться требованиям коллектива, соотносить свои действия с работой других и т.д.

В содержание комплексной коррекционной работы входит также следующее:

Развитие познавательных интересов и потребностей, форми­рование сознательного, ответственного отношения к своим обя­занностям, выполняемым учебным заданиям, общественным по­ручениям и др.

Формирование устойчивых мотивов учебной и предметно-практической деятельности, соответствующей возрасту.

- Развитие познавательной активности детей;

- Использование в процессе коррекционно-педагогической ра­боты с детьми разнообразных методов и приемов, специально направленных на формирование активности и самостоятельности Детей в учебной и предметно-практической деятельности (учеб­ные задания с элементами соревнования, задания творческого характера с использованием яркого, красочного дидактического Материала; упражнения, построенные по принципу «малых ша­гов», «подъема по ступенькам» и др.).

- Регулярные занятия в разнообразных кружках, секциях, клу­бах по интересам;

Проводимые учебные и воспитательские занятия должны быть динамичными, разнообразными, интересными и в то же время - не должны содержать излишней информации, большого числа трудных для самостоятельного выполнения заданий, что не редко вызывает у детей отрицательные эмоции, усталость, негативные поведенческие реакции.

* Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической)

* Воспитание целенаправленности и планомерности деятельно­сти, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, пра­вильной самооценки собственной деятельности и поведения.

* Активное вовлечение детей в участие в подготовке и проведе­нии праздников, экскурсий, культурно-массовых и спортивных мероприятий.

* Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной моторики, в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности.

* Проведение занятий по психологической и психолого-педаго­гической коррекции отмечаемых у детей нарушений эмоциональ­но-волевой сферы: коррекционно-развивающие занятия, психо­логический тренинг, занятия по системе арткоррекции (осущест­вляется средствами игротерапии, музыкальной терапии, изобра­зительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и др.).

Важное значение при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет игровая психотерапия. Для сюжетно-ролевых игр подбираются социально-бытовые ситуа­ции, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него в личностном плане. В процессе игры ребенок обучается адекват­ным взаимоотношениям с окружающими его людьми. Важное значение имеет дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению (на­пример: "Моя семья", где в роли родителей выступают дети, а «роль» детей выполняют куклы; "Наши маленькие друзья", "Мы

- строители", "Космонавты", "Наш двор", "Играем на детской площадке" и др.)

* Осуществление комплекса лечебных и лечебно-оздоровитель­ных мероприятий:

- врачебное консультирование (педагогов и родителей),

- правильное питание, диетотерапия и фитотерапия;

- медикоментозное лечение,

- физиотерапия,

- водолечение и закаливающие процедуры;

- лечебная гимнастика и массаж и др.*

Примечание. При проведении коррекционно-педагогической работы необходим постоянный контакт педагога с врачом-психоневрологом и психологом.

Педагогическая работа с семьей ребенка:

- выявление и оценка социально-бытовых условий, в которых проживает семья ребенка,

- изучение и анализ условий воспитания и развития ребенка в семье.

- выявление и устранение неправильных подходов к воспита­нию ребенка в семье (воспитание в условиях гиперопеки, дефи­цита воспитательного воздействия окружающих /гипоопека/, завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны взрослых при организации различных видов его деятельности, и др.)

- Выработка единого (для педагогов и родителей) и адекватно­го понимания проблем ребенка.

- Определение (совместно с родителями) правильного педаго­гического подхода к воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных личностно-психологических особенностей.

- Формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи - между родителями и ребенком, между ребенком и други­ми детьми в семье).

- Педагогическое образование родителей; обучение их некото­рым доступным приемам коррекционно-педагогической работы; Включение родителей (а также ближайших родственников) в коррекционно-педагогическую работу с ребенком (проведение коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях) и др.

От педагогов и родителей требуется особенно внимательное, спокойное и тактичное отношение к ребенку с психопатологиче­скими чертами личности. В педагогической работе следует опи­раться на положительные характерологические черты личности ребенка, активное использование приемов поощрения, воспита­ния на положительных примерах, отвлечение от неблагоприятно действующих моментов и сторон окружающей жизни.

В работе с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами необходим спокойный, ровный тон, доброжелательность в соче­тании с требовательностью, отсутствие разнонаправленных уста­новок при организации деятельности и поведения ребенка.

Настоящий учитель —

не тот, кто тебя постоянно воспитывает,

а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов

Литература

1. Абрамян Л.A. Роль игры в воспитании детей с трудностями в эмоциональном развитии// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д.Кошелевой-М., 1985. -С. 136-171.

2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под общей редакцией В.В.Зеленского. -ЗАО «Диалог» —ИП «Лотаць». -СПб -Мн., 1997. -С. 103-114.

3. Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей// Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -М.: ТОО «Симе», 1995.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. -Рига, 1984, 44с.

6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности/ С.В. Коноваленко. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. - 64 с.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника/С.Я. Рубинштейн. - М., ВЛАДОС,1986. - 342 с.

8.http://www.dissercat.com/content/diagnostika-i-korrektsiya-emotsionalno-volevoi-sfery-detei-iz-neblagopoluchnykh-semei#ixzz2K2eT1NsZ

9.http://www.maaam.ru/stati/detskie-sady/plany-i-programy/psihokorekcija-yemocionalno-volevoi-sfery-detei-starshei-i-podgotovitelnoi-k-shkole-10.grup.html

10.http://www.dissercat.com/content/diagnostika-i-korrektsiya-emotsionalno-volevoi-sfery-detei-iz-neblagopoluchnykh-semei

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за информацию!!

3 August 2017

Похожие публикации