12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Шамсутдинова73
Работаю учителем начальных классов, мой стаж 29 лет, имею высшую квалификационную категорию категорию, увлекаюсь путешествиями. Главное для меня – научить детей верить в себя, научить их делать первый выбор, сделать всё, чтобы увлечь их процессом познания
Россия, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный

Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников.

Автор: учитель начальных классов,

педагог – психолог,

практик Шамсутдинова Е.Л.

МБОУ «СОШ №4»

г Гусь – Хрустальный

 

Эмоции делают человека человеком.

Делают нас теми, кто мы есть.

Роберт Кийосаки


Актуальность.

 

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

В настоящее время большой интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействие и взаимовлияние. Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир человека, определяет его поведение и взаимодействие с другими людьми.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания.

Во время обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное развитие детского организма. У младшего школьника при поступлении в школу изменяется образ жизни, появляются новые цели, все это приводит к значительным изменениям эмоциональной жизни ребенка.

Первое время младшему школьнику с трудом даётся участие в учебной деятельности на уроках, общение с учителем и коллективом в процессе обучения, так как это требуют большой сдержанности в чувствах.

Постепенно младшие школьники учатся контролировать свое поведение, вести себя более сдержанно в процессе выполнения повседневных школьных обязанностей, требований, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом.

Значение эмоций в младшем школьном возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя.

Основные направления формирования эмоционального интеллекта у детей ориентированы на развитие умения различать эмоции и состояния человека, понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Именно на это ориентировано предлагаемое занятие.


Цель: развитие эмоционального интеллекта, сохранение психического здоровья ребенка.
Задачи:

- актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению;
- развивать восприятие, саморефлексию, коммуникативные способности;
- формировать интерес к собственному эмоциональному миру.
Оборудование и материалы: мелодия «Таинственный сон» Александр Степаненко; отрывок из мультфильма «Головоломка» про эмоции; на доске наглядное пособие (вначале занятия закрыта, потом открыть на игру, приложение №1); простой карандаш, цветные карандаши, ножницы и лист, разделенный на 8 равных частей (приложение №2)
Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста (1-2 класс).
Продолжительность занятия: 35 минут.

 

Ход занятия:

1. Приветствие:

Упражнение «Потягушечки» (4 минуты)

 

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

 

Педагог предлагает всем поспать, отдохнуть, звучит музыка расслабляющая. Дети сидят на стульчиках в круг, закрывают глаза. Педагог (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко-сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Педагог: «Все друг к другу повернулись и друг другу улыбнулись, пожелали, не спеша, соседу Доброго дня». Дети говорят друг другу пожелания и садятся на места.

 

2. Основная часть

1. Беседа «Мир эмоций» (5 минут)

 

Цель: психологическое просвещение, актуализация имеющихся знаний.

 

Педагог: Окружающий мир и самого себя человек познает с помощью чувств. Чувства и эмоции – это отношение человека ко всему происходящему в жизни. Они помогают лучше понять окружающих, разобраться в себе. Если выражение лица быстро меняется – это эмоция. А если лицо медленно меняет выражение и сохраняет его надолго, то это чувство. Зачастую эмоция – это переживание какого-либо чувства. «Я боюсь этого человека» - это чувство, «Мне страшно» - это эмоция. Эмоции - это состояние души, душевное переживание, которое сопровождается внешними проявлениями на лице такими как мимика.

Сейчас мы попробуем изобразить и рассмотреть, как наше лицо выражает те или иные эмоции, играя в игру «Море волнуется…..», но правила у этой игры немного другие, когда я буду говорить:

Морская фигура на месте замри, эмоцию мне покажи, - каждый из Вас замрёт с эмоцией на лице, а я попробую отгадать. (сначала отгадываю сама, потом выбираем ведущего, достаточно 4-5 человек, ведущий пытается доказать, что эта та или иная эмоция,

 

2. Упражнение «Зеркало» Закрепление знаний. (6 - 7 минут)

 

Цель: учить детей выражать эмоции радости и грусти.

 

Встаньте друг напротив друга, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.

Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.

Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.

Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»

Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

 

- Как вы думаете, получилось у Вас передать эмоции?

 

3. Беседа и просмотр отрывка мультфильма «Головоломка» (5 минут)

- Дети, что же такое эмоции? (ответы детей)

- Что влияет на наши эмоции? (ответы детей)

Просмотр отрывка и беседа:

- Какие эмоции присутствуют в мультфильме, что они обозначают и какое значение имеют?

 

4. Игра «Составь эмоцию» (6 минут)


Цель: развитие умения понимать эмоции окружающих через проигрывание эмоционального состояния. (приложение №1)

 

t1665736237aa.jpgt1665736237ab.jpg

 

 

 

 

 

 

(это пособие можно использовать индивидуально, в группе)

 

 

5. Рисуем эмоции линиями. Арт-терапевтическое упражнение. (7 - 9 минут)

 

Цель: развитие креативности, «проработка» эмоций и чувств.

 

Надо заполнить поочередно каждую ячейку, нарисовав с помощью линий свою ассоциацию, к слову, указанному в ней. (необходимо отметить важное условие: необходимо, чтобы получилось абстрактное изображение. На иллюстрации эмоции и чувств не должно получиться общепринятых символов (слез, сердец, звезд и т.п.).

Приложение №2

 

РАДОСТЬ

ПЕЧАЛЬ

УДИВЛЕНИЕ

ГНЕВ

СТРАХ

СТЫД

СПОКОЙСТВИЕ

НА ВЫБОР

 



3. Заключительная часть


Упражнение «Что мне запомнилось» (3-5 минуты)


Цель: рефлексия занятия, развитие коммуникативных навыков.


Дети садятся в круг и по очереди рассказывают, что им запомнилось из занятия.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.