Программа кружка по русскому языку «Эрудит»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050
тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: novoat_school@inbox.ru
ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001
«РАССМОТРЕНА» «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДЕНА»
на заседании методсовета зам по УВР Кадырова А. И. приказом № 126\1-од_от 31 августа 2016 г
протокол № 1 Директор школы:____________
от «29» августа 2016 г. «30» августа 2016 г Исхакова Ф.Ф
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Эрудит(Возраст детей: от 10-12 лет ( учащиеся 5-6 класса)).
Срок реализации программы: октябрь-май 2016-2017гг.
Составитель: Файзуллина Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
Год разработки: 2016
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
а также в соответствии с ООП НООи разработан в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312»,
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,
письмом Департамента общего образованияМинобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Положение по разработке образовательных программ дополнительного образования детей на базе ОУ
Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов:
кружка «Эрудит» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме организации кружковой; по времени реализации — одногодичной.
Программа разработана с учетом методических рекомендаций по разработке заданий для детей младшего школьного возраста на основе требований, предъявляемых ФГОС второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.
Актуальность необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей. Программа кружка направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей, проявляющих интерес к предмету. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу. В ходе проведения занятий кружка основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
• решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
• поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели и задачи:
Создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку.
Задачи:
1. Формирование общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;
2. Обучение детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных ситуациях;
3. Развитие потребности в самосовершенствовании, с акцентом внимания на речевой культуре, аналитических способностях, логическом мышлении;
4. Обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;
5. Развитие интереса к познавательной деятельности.
Новизной и отличительной особенностью программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: октябрь-май 2016 год.
Формы и режимы деятельности.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю ( 1 час). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.
Продолжительность занятий с группой - не более 1часа. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .
В начале занятий рекомендуется
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия ,- так и практические занятия; наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
Формирование творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа. Практических работ 23, теоретических -11
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование раздела |
Всего часов |
Практических часов |
Теоретических часов |
|
1 |
Введение |
1 |
1 |
||
2 |
Наука в жизни человека. |
11 |
9 |
2 |
|
3 |
Проектная деятельность |
24 |
16 |
8 |
|
Итого |
36 |
25 |
11 |
Содержание программы:
Введение (Знакомство детей с программой, основными требованиями и формами работы)
Вводное занятие
Знакомство с программой кружка
Наука в жизни человека. Способы получения информации в современном мире .Наука и книга. Структура книги.
Правила работы с книгой. Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста. Выбор книги в библиотеке по заданной теме. Алфавитный каталог. Систематический каталог.
Составление каталога. Справочная литература. Словари.
Работа со справочной литературой. Периодические издания. (газеты, журналы)
Работа с периодическими изданиями. Интеллектуальные игры.
Составление и проведение викторин .Сценарии праздников
Составление сценариев на любую тему. Коллективный проект.
Проектная деятельность. Проект. Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе науки. Проект: Подготовка и проведение праздника «Фокусы, загадки-шутки, иллюзии». Решение проектных задач Разработка и проведение математической игры. Разработка и проведение краеведческой игры «Знай свой край». Разработка и проведение интеллектуальной игры «Искорка». Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача». Коллективный проект «Лента Времени» Выбор темы для индивидуального проекта. Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия. Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия. Защита проекта. Коллективный проект «Муравьиная ферма». Решение проектных задач. Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу». Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу». Коллективный проект. Разработка и оформление экологического буклета «Сохраним природу Югорского края». Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг». Коллективный проект. История войны в песнях военных лет. Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны. Выставка проектов. Выбор тем индивидуальных проектов на следующий учебный год. Интеллектуальный марафон «Парад звёзд»
. Методическое обеспечение:
• пополнение периодической литературы и книг по темам;
• дидактический материал;
• наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
• методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
Личностными результатами изучения данного кружка являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .В результате годичного обучения в кружке эрудит
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Дата реализации темы занятия |
Планируемый результат |
Практических часов |
Теоретических часов |
|
Введение |
1 |
Вводное занятие Знакомство с программой кружка |
07.09 |
Введение основных понятий и терминов. |
1 |
|
|
Наука в жизни человека. |
1 |
Наука в жизни человека. Составление презентации по теме |
14.09 |
Умение использовать способы поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам. |
1 |
|
|
1 |
Способы получения информации в современном мире |
21.09 |
Формирование мировоззрения учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление. |
1 |
||
|
1 |
Наука и книга. Структура книги. Правила работы с книгой. |
28.09 |
Умение работать с книгой – источником знаний и информации. |
1 |
||
|
1 |
Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста. |
05.10 |
Умение использовать способы поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам. |
1 |
||
|
1 |
Выбор книги в библиотеке по заданной теме. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Составление каталога |
12.10 |
Формирование системы нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами |
1 |
||
|
1 |
Справочная литература. Словари. Работа со справочной литературой. |
19.10 |
Воспитание эстетической, графической культуры, культуры речи через подготовку и презентацию проекта, в процессе исследования, подготовку и представление докладов. |
1 |
||
|
1 |
Периодические издания. (газеты, журналы) Работа с периодическими изданиями |
26.10 |
Формирование мировоззрения учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных задач. |
1 |
||
|
1 |
Интеллектуальные игры. Составление и проведение викторин |
02.11 |
Умение использовать способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам. |
1 |
||
|
1 |
Сценарии праздников Составление сценариев на любую тему. Коллективный проект. |
09.11 |
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде сценариев к календарным и школьным праздникам. |
1 |
||
|
1 |
Рукотворная книга Проект: Изготовление книги. |
16.11 |
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде рукотворной книги. |
1 |
||
|
Проектная деятельность |
1 |
Проект. Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе науки. |
23.11 |
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе |
1 |
|
|
1 |
Проект: Подготовка и проведение праздника «Фокусы, загадки-шутки, иллюзии». |
30.11 |
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде сценария праздника. |
1 |
||
|
1 |
Решение проектных задач. |
07.12 |
Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач. |
1 |
||
|
1 |
Разработка и проведение математической игры. |
14.12 |
Для математической игры организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. |
1 |
||
|
1 |
Разработка и проведение краеведческой игры «Знай свой край» |
21.12 |
Для краеведческой игры организовать поиск интересных заданий или составление задач самими участниками кружка. |
1 |
||
|
1 |
Разработка и проведение интеллектуальной игры «Искорка» |
28.12 |
Для интеллектуальной игры организовать поиск интересных заданий или составление задач самими участниками кружка. |
1 |
||
|
1 |
Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача» |
08.01 |
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе |
1 |
||
|
1 |
Коллективный проект «Лента Времени» |
11.01 |
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде наглядного пособия, папке с событиями и презентации. |
1 |
||
|
1 |
Выбор темы для индивидуального проекта. |
18.01 |
Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты. |
1 |
||
|
1 |
Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия. |
25.01 |
Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач. |
1 |
||
|
1 |
Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия. |
01.02 |
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. |
1 |
||
|
1 |
Защита проекта. |
08.02 |
Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты. |
1 |
||
|
1 |
Коллективный проект «Муравьиная ферма». |
15.02 |
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. |
1 |
||
|
1 |
Решение проектных задач. |
22.02 |
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде буклетов с рекомендациями по здоровьесбережению, презентации, выставке плакатов «Полезные привычки». |
1 |
||
|
1 |
Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу». |
29.02 |
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных материалов или составление статей самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе |
1 |
||
|
1 |
Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу». |
07.03 |
Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде стенда. |
1 |
||
|
1 |
Коллективный проект. Разработка и оформление экологического буклета «Сохраним природу Югорского края». |
14.03 |
Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде концерта. |
1 |
||
|
1 |
Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг». |
21.03 |
Ребята индивидуально разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде буклета, презентации или стенда.
|
1 |
||
|
1 |
Коллективный проект. История войны в песнях военных лет. |
. 28.03 |
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. |
1 |
||
|
1 |
Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны. |
04.04 |
Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят в течении лета защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты. |
1 |
||
|
1 |
Выставка проектов. |
11.04 |
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. |
1 |
||
|
1 |
Выбор тем индивидуальных проектов на следующий учебный год. |
18.04 |
Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам. |
1 |
||
|
1 |
Интеллектуальный марафон «Парад звёзд» |
25.04 |
формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление. |
1 |
Список используемой литературы:
Для учителя:1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
10. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
11. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
12. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
13. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
15. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.
16. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
17. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
18. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
19. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
20. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
21. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.
22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
23. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.
24. Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска.
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд
Литература для детей
"Упражнения на каждый день: логика для младших школьников". Ярославль "Академия развития", 1998.
А. Зак. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М., НПО "Перспектива", 1993:
"Познавать играя";
"Дебют мыслителя";
"Поиск девятого";
"Почтальон-вычислитель";
"Почтальон-читатель".
Л. М. Лихтарников. Занимательные логические задачи. "Лань", "МИК", Санкт-Петербург, 1996.
Я. И. Перельман. Занимательные задачи для маленьких, М., "Омега", 1994.
Методическая литература для учителя.
В. Н. Русанов. Математические олимпиады в начальных классах, "Просвещение", 1990.
В. П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., "Просвещение", 1990.
Л. Чилингирова. Играя, учимся математике, М., "Просвещение", 1993.
И. Б. Голуб "Путешествия по стране слов", М., "Просвещение", 1992.
В. Волина "Веселая грамматика", М., "Знание", 1995.
Н. М. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. "Просвещение", 1978.
Е. Е. Семенова. Занимательная грамматика. "Омега", М., 1995.
О. В. Узорова. Все предметы начальной школы в викторинах. АСТ-Астрель, М., 2002.
Л. Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей. "Гринго", "Лайнер", 1995.
В. В. Лайно. Развитие памяти и повышение грамотности. М., "Дрофа", 2002.
Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. М., "Омега", 1997.
Словари.
Печатные пособия.
Иллюстративные материалы
Репродукции произведений искусства
Технические средства обучения
Компьютер
Принтер
Телевизор
Магнитофон
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по программе
Презентации
Оборудование для практических и исследовательских работ
ножницы, цветная бумага.