Рабочая программа кружка «Эрудит» для обучающихся 7–8 лет
Богородицкий филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Никифоровского района Тамбовской области
ПРОГРАММА
«Эрудит»
на 2017/2018 учебный год
для обучающихся 7- 8лет
(общеинтеллектуальное направление)
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель начальных классов
Кузнецова Ольга Сергеевна
с.Богородицкое. 2017г.
Пояснительная записка
Актуальность, практическая значимость, новизну и педагогическую целесообразность программы.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны.
Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового словаря С.И. Ожегова следует, что интеллект - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллектуальный марафон для младших школьников - это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта: Интеллектуальные марафоны предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах.
Эту подготовка ведётся с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа).
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальная концепция «Наша новая школа»;
ФГОС (Приказ от 6 октября 2009 №373) с изменениями и дополнениями;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);
Устав МБОУ «Никифоровская СОШ №1».
Цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
формирование умение учиться как основной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся.
Сведения о сроках реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год, составляет 35 часов, 1 занятие в неделю. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 7-8 лет.
Главные принципы реализации программы
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные формы работы кружка
Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и коллективную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы занятий:
беседы;
тренинги;
диагностика;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
экскурсии.
Методы обучения.
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы и виды контроля, формы подведения итогов работы
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку и математике, конкурсах логического мышления.
Мониторинг результативности работы с учащимися:
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
Формирование моральной самооценки.
Развитие познавательных интересов.
Регулятивные УУД:
Формировать:
умение учиться и способность к организации своей деятельности;
умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
готовность к преодолению трудностей;
умение адекватно оценивать свою деятельность;
учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Учебно-тематический план кружка «Эрудит»
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, час |
Количество часов |
|
теория |
практика |
|||
1. |
Интеллектуальные, развивающие игры |
15 |
1 |
14 |
2. |
Занимательная математика |
10 |
1 |
9 |
3. |
Русское слово |
10 |
1 |
9 |
ИТОГО: |
35 |
3 |
32 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Эрудит»
№ занятия п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
|||
план. |
факт. |
|||||
теоретич. |
практич. |
всего |
||||
Интеллектуальные, развивающие игры (15ч.) |
||||||
Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) |
1 |
1 |
||||
Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки) |
1 |
1 |
||||
Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы). |
1 |
1 |
2 |
|||
Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование") |
1 |
1 |
||||
Интеллектуальные игры. Игры с числами. |
1 |
1 |
||||
Логические задачи. |
3 |
3 |
||||
Логические цепочки |
2 |
2 |
||||
Логические задачи на воссоздание отсутствующего. |
1 |
1 |
||||
Задания Конкурса логического мышления |
3 |
3 |
||||
Занимательная математика (10ч.) |
||||||
Магические квадраты. |
1 |
1 |
||||
Комбинаторика. |
1 |
1 |
2 |
|||
Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). |
2 |
2 |
||||
Интересные приёмы устных вычислений. |
1 |
1 |
||||
Математические игры и тренажеры |
2 |
2 |
||||
Задачи с геометрическим содержанием. |
2 |
2 |
||||
Русское слово (10ч.) |
||||||
Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. |
2 |
2 |
||||
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика. |
1 |
1 |
||||
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. |
1 |
1 |
2 |
|||
Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика. |
2 |
2 |
||||
Выполнение заданий по русскому языку для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». |
2 |
2 |
||||
Интеллектуальный марафон. |
1 |
1 |
||||
ИТОГО: |
3 |
32 |
35 |
Учебно-методическое обеспечение реализации программы кружка “Эрудит”.
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka. ucoz. ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm. kirov. ru/tasks. Htm
Дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, русский язык).
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
Логические задания. www.irsho.ru/logics
Мельникова Светлана Федоровна