12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Ольга Сергеевна37

Богородицкий филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района Тамбовской области

ПРОГРАММА

«Эрудит»

на 2017/2018 учебный год

для обучающихся 7- 8лет

(общеинтеллектуальное направление)

СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель начальных классов

Кузнецова Ольга Сергеевна

с.Богородицкое. 2017г.

Пояснительная записка

Актуальность, практическая значимость, новизну и педагогическую целесообразность программы.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и вне­школьной работы, способствующих повышению интереса школь­ников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны.

Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового сло­варя С.И. Ожегова следует, что интеллект - ум, мыслительная спо­собность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллекту­альный марафон для младших школьников - это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уров­нем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализи­ровать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта: Интеллектуальные марафоны предоставля­ют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах.

Эту подготовка ведётся с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить виктори­ны на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа).

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальная концепция «Наша новая школа»;

ФГОС (Приказ от 6 октября 2009 №373) с изменениями и дополнениями;

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);

Устав МБОУ «Никифоровская СОШ №1».

 

Цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Задачи программы:

формирование умение учиться как основной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

стимулирование творческой деятельности детей;

развитие творческого и логического мышления учащихся.

Сведения о сроках реализации программы

Программа кружка рассчитана на 1 год, составляет 35 часов, 1 занятие в неделю. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 7-8 лет.

Главные принципы реализации программы

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные формы работы кружка

Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и коллективную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы занятий:

беседы;

тренинги;

диагностика;

викторины;

конкурсы;

интеллектуальные игры;

творческие работы;

экскурсии.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

 

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы и виды контроля, формы подведения итогов работы

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку и математике, конкурсах логического мышления.

Мониторинг результативности работы с учащимися:

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.

Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.

Формирование моральной самооценки.

Развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Формировать:

умение учиться и способность к организации своей деятельности;

умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

готовность к преодолению трудностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность;

учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учебно-тематический план кружка «Эрудит»

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

1.

Интеллектуальные, развивающие игры

15

1

14

2.

Занимательная математика

10

1

9

3.

Русское слово

10

1

9

ИТОГО:

35

3

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Эрудит»

занятия

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

план.

факт.

теоретич.

практич.

всего

   

Интеллектуальные, развивающие игры (15ч.)

 

Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

 

1

1

   
 

Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)

 

1

1

   
 

Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

1

1

2

   
 

Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование")

 

1

1

   
 

Интеллектуальные игры. Игры с числами.

 

1

1

   
 

Логические задачи.

 

3

3

   
 

Логические цепочки

 

2

2

   
 

Логические задачи на воссоздание отсутствующего.

 

1

1

   
 

Задания Конкурса логического мышления

 

3

3

   

Занимательная математика (10ч.)

 

Магические квадраты.

 

1

1

   
 

Комбинаторика.

1

1

2

   
 

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

 

2

2

   
 

Интересные приёмы устных вычислений.

 

1

1

   
 

Математические игры и тренажеры

 

2

2

   
 

Задачи с геометрическим содержанием.

 

2

2

   

Русское слово (10ч.)

 

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

 

2

2

   
 

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика.

 

1

1

   
 

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология.

1

1

2

   
 

Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

 

2

2

   
 

Выполнение заданий по русскому языку для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».

 

2

2

   
 

Интеллектуальный марафон.

 

1

1

   

ИТОГО:

3

32

35

   

Учебно-методическое обеспечение реализации программы кружка “Эрудит”.

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka. ucoz. ru/blog/2008-04-14-16

Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm. kirov. ru/tasks. Htm

Дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, русский язык).

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

Логические задания. www.irsho.ru/logics

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Мельникова Светлана Федоровна, 17.12.17 в 12:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший материал .
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.