Программа кружка по русскому языку «Волшебная кладовая» (5–6 класс)

0
0
Материал опубликован 26 December 2018

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

по русскому языку

«Волшебная кладовая»

для учащихся 5-6 классов

общеобразовательных учреждений

составила

Носенкова Маргарита Вячеславна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.


 

 

2015г.


 

Пояснительная записка

Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые ставит современная действительность перед школой. Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету, способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся.

Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако очень много материала об истории развития русского литературного языка, о его богатстве и возможностях, взаимосвязи с историей русского народа остается «за бортом». Привлечь учащихся к более глубокому изучению русского языка - одна из задач внеурочной деятельности по предмету.

Таким образом, основная цель кружка русского языка – воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Задачи курса:

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

Первые занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю алфавита, письменности, топонимику, этимологию некоторых слов и такие понятия лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Позже учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка, с фразеологизмами, стилистическими особенностями. На занятиях кружка широко используется наблюдение за живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.

Важным моментом является звуковая наглядность: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, речевые тренинги и т.п.

Курс рассчитан на один год, всего 34 часа.

 Ожидаемые результаты выполнения программы:

Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.

Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.

Совершенствование навыков лингвистического анализа.

Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.

Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Формирование социальной активности и коммуникабельности.

Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Учебно-тематический план кружка

 

Раздел,  тема

Количество часов

Форма занятий

1

Организационное занятие «Понемногу о многом»

1

Речевые игры

2

История письменности.

1

Занятие - игра

3

Звук и буква. Древнеславянский и древнерусский алфавиты.

2

Коллективная деятельность

4

Памятники русской письменности.

2

Лекция с элементами творческой деятельности

5

Откуда взялись названия букв?

2

Семинар с элементами занимательности

6

Жизнь слов.

1

Беседа с элементами занимательности

7

Почему так называется…..?

3

Занятия – исследование. Мини-проекты

8

Слова - родственники

2

Беседа с элементами занимательности

9

Словари – наши добрые спутники

2

Практическое занятие

10

«Тезки наоборот». О словах одинаковых, но разных

2

Театрализованное занятие с элементами игры

11

В.И.Даль – мичман, врач, писатель, языковед.

2

Театрализованное представление

12

Фразеологические обороты

1

Беседа с элементами занимательности, практическая работа.

13

Расскажи о фразеологизме.

2

Мини-проекты

14

«Голос возвысил и бросил крылатое слово»

2

Исследовательская деятельность

15

Биография слов

2

Занимательная викторина.

16

Язык имеет свои краски.

2

Беседа с элементами исследовательской деятельности

17

Вечер грамматических игр.

2

Занимательные игры – соревнования.

18

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

2

Экскурсия. Беседа.

19

Выпуск стенной газеты «Тайны языка»

1

Практическое занятие.

Содержание программы

Тема  1.     Организационное занятие «Понемногу о многом»

Язык – «друг мой и враг мой». Значение языка для общения. Мировые языки. Группы языков. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Игра «Дежурная буква».

Тема  2.     История письменности. История развития человечества и письменности. Язык – хранитель знаний с древнейших времен до современности. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси.

Тема  3.     Звук и буква. Древнеславянский и древнерусский алфавиты. Язык - звучащая речь. Знакомство со старославянским и старорусским алфавитами. Основные фонетические процессы. Родственные славянские языки. Полногласие и неполногласие. Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее», «Переводчик». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки.

Тема  4.    Памятники русской письменности. Смоленская «Гороухща», новгородские берестяные грамоты. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

Тема  5.    Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Тема  6.   Жизнь слов. Как рождаются, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Помощь происхождения написанию («терра» - земля).

Тема  7.    Почему так называется…?

Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения.

Тема  8Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. АббревиатураНовые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема 9.  Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).

Тема 10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Паронимы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема 11. В.И.Даль. История жизни В.И.Даля. «Словарь живого великорусского языка», Театрализованное представление для учащихся школы.

Тема 12. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Тема 13. Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе и др.).

Тема 14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Тема 15. Биография слов. Викторина по фразеологии:

Откуда пришли выражения? Пять фразеологизмов из сказок. Названия литературных произведений, ставших крылатыми. Подобрать синонимы к фразеологизмам.

Привести фразеологизмы наших дней. Написать короткий рассказ про фразеологизм.

Вопросы занимательной грамматики. Шарады.

Тема 16. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Тропы.

Тема 17. Вечер грамматических игр.

Тема 18. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Тема 19. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

Список литературы

Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011, - 348 с.

«Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.

Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.

Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.

Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.