Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр № 11»
ПРИНЯТА |
СОГЛАСОВАНА Советом учреждения протокол №1 от 12.09.2014г. |
УТВЕРЖДЕНА |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основное общее образование
Составитель/Разработчик программы:
Алёшина Ольга Николаевна
Год составления программы: 2013
Квалификация - высшая
Педагогический стаж - 18 лет
Череповец
Содержание рабочей программы:
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Общая характеристика учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане . . . . .
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
предмета «Русский язык» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Содержание учебного предмета «Русский язык» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Планируемые результаты изучения учебного
предмета «Русский язык» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Приложение к программе (оценочный материал) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пояснительная записка
Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни, средством хранения и передачи информации, средством связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Цели изучения русского языка:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста;
овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в различных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка, истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий преподнесение материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса включает перечень лингвистических понятий и основные виды учебной деятельности.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
Познавательные универсальные учебные действия:
формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Нормативные документы:
Рабочая учебная программа разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012 г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Учебный план МБОУ «Образовательный центр № 11» г. Череповца на 2014-2015 учебный год (протокол педсовета № 1 от 30.08.2014)
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (протокол педсовета № 1 от 30.08.2012)
Авторская программа по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 классы \авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: «Просвещение», 2011
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме зачета. Зачет выставляется при наличии положительных годовых отметок, которые выводятся как среднее арифметическое четвертных (полугодовых) отметок, полученных в течение учебного года по всем предметам учебного плана.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является родным языком русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятии, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса по классам располагается следующим образом:
в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография (в 5 классе вводятся и первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса);
в 8 и 9 классах предметом изучения является систематический курс синтаксиса.
Материал в рабочей программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и в 6 классах, сведения по стилистике и речеведению - в 5, 6, 9 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Рабочая программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы по повторению зависит от уровня обученности класса. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В рабочей программе специально выведены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
С целью формирования языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции обучающихся рабочая программа предполагает использование дидактического материала, составленного учителем и представляющего собой тексты с грамматическими и творческими заданиями. Тематическая направленность текстов определяется возрастом учащихся и воспитательными целями, поставленными учителем. Так в 5 классе на уроках русского языка при изучении синтаксиса и пунктуации используются тексты, посвященные истории родного края, при изучении других разделов лингвистики- тексты, посвященные интересным фактам из жизни животных и растений, явлениям русской культуры, морально-этическим проблемам.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане:
Учебный план МБОУ «Образовательный центр № 11» предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 680 ч: в том числе: в 5 классе - 170 ч., в 6 классе - 204 ч, в 7 классе - 136 ч., в 8 классе - 102 ч., в 9 классе - 68 ч.
Предметные области |
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|||
Филология |
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
2 |
20 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Русский
язык»:
Личностные
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях общения.
Предметные
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, в процессе самообразования;
владение всеми видами речевой деятельности
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой;
способность свободно пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров;
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;
умение создавать устные и письменные тексты изученных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты изученных жанров, осуществляя осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения изученных норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), стилистически корректное использование лексики и фразеологии: соблюдение в практике письма изученных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения;
осуществление речевого самоконтроля; умение находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и редактировать собственные тексты;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц (соответственно изученному материалу);
освоение изученных базовых лингвистических понятий (лингвистика и её разделы, язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог и диалог, ситуация речевого общения, функционально-смысловые типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи);
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический); анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка (в соответствии с изученным материалом), особенностей языкового оформления, использования изученных выразительных средств языка.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения, письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический; официально-деловой, язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке.
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных явлений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием и профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия.
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика.
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме мягкости и твёрдости согласных. Способы обозначения [J,].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, с СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды, переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология.
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение слова как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология.
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия и деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура.
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№ п.п. |
Раздел/Тема программы |
Всего часов |
Из них |
||
На изучение темы |
Развитие речи |
Контрольные работы |
|||
5 класс |
|||||
1. |
Язык и общение |
3 |
2 |
1 |
- |
2. |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
24 |
17 |
6 |
1 |
3. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
28 |
23 |
4 |
1 |
4. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. |
14 |
11 |
2 |
1 |
5. |
Лексика. Культура речи |
10 |
7 |
2 |
1 |
6. |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
22 |
17 |
4 |
1 |
7. |
Имя существительное |
21 |
16 |
4 |
1 |
8. |
Имя прилагательное |
12 |
7 |
4 |
1 |
9. |
Глагол |
30 |
23 |
6 |
1 |
10. |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе |
6 |
5 |
1 |
- |
Итого: |
170 |
128 |
34 |
8 |
|
6 класс |
|||||
1. |
Язык. Речь. Общение |
4 |
3 |
1 |
- |
2. |
Повторение изученного в 5 классе |
10 |
8 |
1 |
1 |
3. |
Текст |
5 |
3 |
2 |
- |
4. |
Лексика. Культура речи |
10 |
7 |
2 |
- |
5. |
Фразеология. Культура речи |
5 |
3 |
1 |
1 |
6. |
Словообразование. Орфография. Культура речи. |
34 |
28 |
5 |
1 |
7. |
Имя существительное |
20 |
16 |
3 |
1 |
8. |
Имя прилагательное |
25 |
19 |
5 |
1 |
9. |
Имя числительное |
17 |
15 |
1 |
1 |
10. |
Местоимение |
26 |
21 |
4 |
1 |
11. |
Глагол |
30 |
23 |
6 |
1 |
12. |
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах |
18 |
17 |
1 |
- |
Итого: |
204 |
164 |
32 |
8 |
|
7 класс |
|||||
1. |
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Повторение изученного в 5-6 классах |
12 |
10 |
1 |
1 |
3. |
Причастие |
26 |
21 |
4 |
1 |
4. |
Деепричастие |
11 |
8 |
2 |
1 |
5. |
Наречие |
28 |
23 |
4 |
1 |
6. |
Категория состояния |
4 |
3 |
1 |
- |
7. |
Предлог |
10 |
9 |
1 |
- |
8. |
Союз |
13 |
11 |
1 |
1 |
9. |
Частица |
16 |
13 |
2 |
1 |
10. |
Междометие |
4 |
3 |
- |
1 |
11. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
11 |
9 |
2 |
- |
Итого: |
136 |
111 |
18 |
7 |
|
8 класс |
|||||
1. |
Русский язык в современном мире |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Повторение изученного в 5-7 классах |
7 |
4 |
2 |
1 |
3. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
7 |
6 |
1 |
- |
4. |
Простое предложение |
3 |
2 |
1 |
- |
5. |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения |
8 |
6 |
2 |
- |
6. |
Второстепенные члены предложения |
8 |
5 |
2 |
1 |
7. |
Односоставные предложения |
11 |
8 |
2 |
1 |
8. |
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения |
15 |
12 |
2 |
1 |
9. |
Обособленные члены предложения |
18 |
15 |
2 |
1 |
10. |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение |
4 |
3 |
1 |
- |
11. |
Вводные и вставные конструкции |
7 |
4 |
2 |
1 |
12. |
Чужая речь |
7 |
5 |
1 |
1 |
13. |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
6 |
5 |
1 |
- |
Итого: |
102 |
76 |
19 |
7 |
|
9 класс |
|||||
1. |
Международное значение русского языка |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Повторение изученного в 5-8 классах |
8 |
6 |
1 |
1 |
3. |
Сложное предложение. Культура речи |
4 |
2 |
2 |
- |
4. |
Сложносочиненные предложения |
4 |
3 |
1 |
- |
5. |
Сложноподчиненные предложения |
4 |
2 |
1 |
1 |
6. |
Основные группы сложноподчиненных предложений |
18 |
15 |
2 |
1 |
7. |
Бессоюзное сложное предложение |
9 |
7 |
1 |
1 |
8. |
Сложные предложения с различными видами связи |
10 |
7 |
2 |
1 |
9. |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
10 |
8 |
2 |
- |
Итого: |
68 |
51 |
12 |
5 |
|
Всего: |
680 |
527 |
117 |
36 |
Тематическое планирование 5-9 класс*
...
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебно-методическому комплекту:
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 классы \авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: «Просвещение», 2011
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе. Пособие для учителей и методистов. М.: «Просвещение», 2011
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (в 2-х частях). Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская - М.: «Просвещение», 2013
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (в 2-х частях). Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская - М.: «Просвещение», 2013
Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. М.: «Просвещение», 2011
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю, Ладыженская Т.М. Русский язык 6 класс. Методические рекомендации: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина, И.И.Кулибаба - М.: «Просвещение», 2014
Касатых Е.А. Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: «Просвещение», 2014
Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» (М.: «Просвещение», 2013)
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
www.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Мультимедийный компьютер
Интерактивная доска
Принтер лазерный
Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, Votum-web, 2012 - интерактивная система голосования).
Литература:
Русский язык. ФГОС. 5 класс. Тематический контроль /Под ред. И.П.Цыбулько. - М, 2012
Русский язык. ФГОС. 5 класс. Тематический контроль /Под ред. И.П.Цыбулько. - М, 2012
Русский язык. 5-6 классы. Мониторинг качества знаний: 30 вариантов типовых тестовых заданий с ответами \ сост. А.Б.Малюшкин, Е.Ю.Рогачёва. М.: «Сфера», 2013
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-11 классы \ сост. В.В.Ежов - Строителев. – М.: Астрель, 2001
Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты. 5-9 классы. - М: «Ювента», 2007
Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО Издательство Оникс, 2009
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Серия «Современная школа». - М: «Планета», 2010
Щёголева И.А. Справочник школьника по орфографии и пунктуации в таблицах. - Череповец, 2011
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Раздел «Речь»
Выпускник научится:
Различать понятия язык и речь.
Владеть различными видами монолога и диалога, нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Анализировать образцы устной и письменной речи, соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения.
Характеризовать коммуникативные цели говорящего.
Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.
Определять тему, основную мысль текста, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Излагать письменно или устно содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создавать устные или письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные цели в соответствии с целями и ситуацией общения.
Писать неофициальные письма, расписки, доверенности, заявления.
Оценивать свои и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Отбирать и систематизировать материал на определенную тему, осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать её с учетом заданных условий общения.
Самостоятельно исследовать речевые явления, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Язык»
Выпускник научится:
Определять роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека.
Определять место русского языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка.
Определять различие между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Определять понятие лингвистики как науки о языке.
Выпускник получит возможность научиться:
Самостоятельно исследовать явления языка, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Фонетика и орфоэпия»
Выпускник научится:
Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки.
Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую.
Проводить фонетический разбор слова.
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую; определять место ударного слога.
Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.
Применять основные правила литературного произношения и ударения.
Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь, корректировать собственную речь.
Использовать орфографический словарь.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять понятие фонема.
Правильно произносить иноязычные слова, русские имена и отчества, фамилии, географические названия.
Правильно произносить слова и формы слов, трудных с акцентологической точки зрения.
Самостоятельно исследовать явления фонетики и орфоэпии, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Графика»
Выпускник научится:
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, при написании СМС-сообщений.
Выпускник получит возможность научиться:
Сопоставлять буквенный состав алфавитов разных языков.
Использовать факты из истории графики в практической деятельности.
Раздел «Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
Оперировать основными понятиями морфемики и словообразования.
Отличать морфемы от других значимых единиц языка.
Определять роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы.
Характеризовать морфемный состав слова.
Различать изученные способы словообразования; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.
Использовать морфемный и словообразовательный словари.
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
Наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи.
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слов с привлечением знаний по этимологии.
Самостоятельно исследовать явления морфемики и словообразования, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Лексикология и фразеология»
Выпускник научится:
Оперировать основными понятиями лексикологии и фразеологии.
Отличать слова от других единиц языка.
Объяснять лексическое значение слов разными способами.
Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы, основные виды тропов.
Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов.
Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.
Проводить лексический разбор слова.
Использовать в собственной речи синонимы, антонимы; осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения.
Опознавать фразеологические обороты по их признакам.
Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Использовать выразительные средства лексики и фразеологии в речи.
Самостоятельно исследовать явления лексикологии и фразеологии, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
Владеть основными понятиями морфологии, понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.
Распознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи.
Анализировать и характеризовать слово с точки зрения принадлежности к той или иной части речи, грамматические словоформы в тексте.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, слов категории состояния.
Группировать самостоятельные части речи по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, слова категории состояния в речи.
Различать предлог, союз, частицу.
Производить морфологический разбор предлога, союза, частицы.
Правильно употреблять предлоги, союзы, частицы в речи.
Определять грамматические особенности междометий и звукоподражательных слов.
Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных форм, команд, приказов.
Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.
Выпускник получит возможность научиться:
Различать грамматические омонимы.
Использовать словари грамматических трудностей в речевой практике.
Использовать выразительные средства морфологии в речи.
Самостоятельно исследовать явления морфологии, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
Владеть основными понятиями синтаксиса.
Различать словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, свободных словосочетаний и фразеологизмов.
Выделять словосочетания в составе предложения; главное и зависимое в словосочетании; определять виды словосочетаний; виды подчинительной связи в словосочетании.
Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.
Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять в речевой практике.
Находить грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения, определять способы их выражения.
Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространенные, полные и неполные, двусоставные и односоставные.
Опознавать односоставные предложения, определять их вид и морфологические способы выражения главного члена.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых предложений.
Наблюдать за особенностями употребления простых предложений в речи.
Моделировать простые предложения разных видов.
Опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры.
Опознавать и правильно интонировать предложения с однородными членами, обособленными определениями и приложениями, обстоятельствами, уточняющими, поясняющими, присоединительными обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями.
Анализировать и характеризовать предложения осложненной структуры.
Моделировать и использовать в речи предложения осложненной структуры.
Наблюдать за особенностями употребления предложений с осложненной структуры в текстах разных стилей и жанров.
Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.
Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
Группировать сложные предложения по заданным признакам.
Поминать смысловые отношения между частями сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения, определять средства их выражения, составлять их схемы.
Анализировать и характеризовать сложные предложения, моделировать сложные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи.
Оценивать правильность построения сложных предложений разных видов, исправлять нарушения в их построении.
Опознавать основные способы передачи чужой речи, правильно интонировать, анализировать, характеризовать, моделировать и использовать предложения с прямой и косвенной речью.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать выразительные средства синтаксиса в речи.
Наблюдать за использованием в речи основных единиц синтаксиса.
Самостоятельно исследовать явления синтаксиса, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Раздел «Правописание: орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
Выявлять трудные случаи в правописании слов и постановке знаков препинания, применять изученные или найденные в справочной литературе правила.
Приложение
Оценочный материал*
...