Инклюзия-иллюзия?
(Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?)

Инклюзивный…Модное словечко в современном мире. Происходит от лат. inclusivus «включительный». Что или кого нужно включать? Инклюзивная культура-«включительная» культура? Само словосочетание кажется каким-то глуповатым. Рассмотрим, о чём речь. Инклюзивная культура-  это высший навык развития совместного взаимодействия людей с различными видами инвалидности и людей без инвалидности. Это определение даёт современный толковый словарь. Читаю его снова…Не понимаю, что здесь так уж необычно? Взаимодействие людей…с людьми-это ведь норма. Не с растениями, не с инопланетянами и не со сказочными чудовищами. Так и должно быть: люди должны быть среди других людей. Глупо ведь избегать человека с другим, чем у тебя, цветом глаз или с курчавыми, в отличии от тебя, волосами. Почему же люди избегают других только потому, что те не могут слышать, ходить, говорить, потому, что им требуется больше времени, чтобы понять задачу или нужен условный знак для выполнения простого, казалось бы, действия? Почему взрослые люди брезгливо проходят мимо ребёнка с ДЦП или проявляют унижающую жалость к колясочнику?
Когда-то мой сын посещал специализированный садик. Заболевание было несложным по сравнению с другими восьмью воспитанниками- всего лишь
вальгусная деформация. Как молодая и глупая мать я серьёзно беспокоилась, что мой трёхлетний впечатлительный сын перестанет спать от увиденного в группе: девочка на протезах от колена, которые отстёгивались во время сна, мальчишка с горошинками вместо пальчиков на обеих ногах и руках, дети с ДЦП, страшными сколиозами. Картина впечатляющая…Но сад был настолько хорошим, что я рискнула. И не пожалела об этом ни разу. За два года поправился не только сын, но и выросла я сама- как мать, как педагог, да и просто как человек. Наблюдая со стороны за первыми (да и последующими) прогулками, подглядывая, как все молодые родители, за завтраками и ужинами, я поняла, что дети просто не видят разницы друг друга. Мой сын с удовольствие гонялся за девочкой с протезами, притормаживая, чтобы она успела убежать. Девочка, сидевшая рядом с мальчиком, не способным удержать ложку, в знак солидарности тоже иногда брала её локтевым сгибом и смеялась, воспринимая действо как игру. Дети с отклонениями абсолютно не чувствовали себя ущербными рядом с практически здоровыми. Милейшее создание с огромными глазами впервые искренне удивилось, когда чья-то сердобольная бабуля зарыдала, увидев её ножки на гнутой проволочке. К сожалению, женщине удалось объяснить 3-летнему ребёнку его ущербность. Я помню крик мамы девочки, заставшей малышку рыдающей на скамейке в раздевалке и поглаживаемой жалостливой бабулей: «Нам не нужна Ваша жалось! Моя дочка такая же как все!» И в этот момент мне стало стыдно. Стыдно за то, что я, подобно этой старушке, испытывала жалость, за то, что дома упрекала сына, чтоб не гонял больше по участку «несчастную девочку», так как «ей даже ходить трудно». И тогда ко мне пришло осознание: им (таким, особым детям) не нужна жалость. Они хотят просто быть со всеми наравне, хотят, чтобы их воспринимали как полноценных, имеющих право на свои особенности людей. Трёхлетки- ровесники оказались на это способными, а мы, умудрённые опытом и замученные стереотипами взрослые, -нет! И как оказалось здорово, что мой сын не услышал или не понял моих упрёков, продолжая гонять малышку с протезами по всему участку!
К чему я про детство сына? Да всё к тому же…к необходимости формирования инклюзивной культуры. По-моему, отношение к инвалиду как к полноценному члену общества должно складываться с детства. Мой ребёнок, как и большинство детей, так и не начал задавать вопросы по поводу особенностей ребят его группы, воспринимая их физические особенности как данность. Зачем же мы внушаем своим детям-больным и здоровым- постулаты о делении людей на «инвалидов» и «не инвалидов»? Почему не можем перестроиться? Нам есть чему учиться у своих детей. В детстве человек ценится не за положение в обществе и не за презентабельный вид. Об этом сказал ещё Маленький принц Экзюпери: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.» Ценность человека не зависит от его способностей, каждый член общества имеет право быть услышанным. Любой человек нуждается в поддержке, ибо он способен думать и чувствовать. Просто помочь подняться инвалиду-колясочнику-это здорово, но стать его другом, уничтожив в себе чувство жалости, приняв его таковым и полюбив за чувство юмора или за умение шикарно вышивать крестиком-это абсолютно другое! Я не призываю броситься дружить со всеми инвалидами, потому что они таковы! Нет! Я призываю просто включить их в общество, дать возможность выбирать свою жизнь: круг общения, профессию, любимые занятия. Сделать так, чтобы они могли спокойно передвигаться, посещать театры и библиотеки, путешествовать и заниматься спортом. Призываю к тому, чтобы на людей с особенностями не косились с опаской, не показывали пальцем, а просто доброжелательно здоровались и предлагали помощь без ноток покровительственного снисхождения. Как этого достичь? Да как и всего прочего-начать с себя! Стать терпимее, помогать тем, кто слаб. Звучит банально, наверное, но это прописная истина. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому,»- гласит пословица. Поэтому нужны взрослые, которые будут терпеливо объяснять детям, «пострадавшим» от стереотипов, что рядом может появиться человек, отличный от него, и не нужно этим раздражаться. Инклюзивное образование-это хороший шаг к инклюзивному обществу. И начинать нужно, по-моему, с садиков, когда дети ещё не задумываются о своей разности, любят других за добрый нрав и умение дружить. Школьники же, видящие живые примеры взрослых, могут по-разному воспринимать людей с физическими или ментальными особенностями. Поэтому переход к инклюзивному образованию не должен быть «насажен» сверху, должен происходить медленно и постепенно и, я бы сказала, естественно. Важная миссия ляжет, безусловно, на плечи педагогов, но результат стоит того. На мой взгляд, дети с ОВЗ не должны быть просто брошены в общую образовательную среду. Вместе с ними в обычные школы должны перейти и специалисты- дефектологии, сурдопереводчики, логопеды, психологи, - поскольку без их помощи невозможно получить полноценное образование и в обычной школе. Но даже и всего этого недостаточно! Важно, чтобы голосистые мамочки не истерили, что их Петя или Катя сидят за одной партой с глухим или безногим. Необходимо подготовить общество к тому, что обучение в одном классе детей с ОВЗ и здоровых ребят полезно и тем, и другим. Первым оно даёт возможность социализации, применения своих умений, талантов, возможностей на благо общества, вторым- позволяет научиться проявлять эмпатию и толерантность, замечать других вокруг себя и считаться с их интересами. И тогда инклюзия станет абсолютной нормой, а не будет смотреться чем-то невыполнимым и недосягаемым.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.