Статья «Социальный аспект инклюзии детей с овз»
Социальный аспект инклюзии детей с ОВЗ
Рамазанова М.С., педагог − психолог
МБОУ школа-интернат основного общего образования г.Белебея
Известно, что объединение детей с разными возможностями здоровья является актуальным вопросом, так как это позволяет решить множество педагогических, гуманистических и социальных задач современного общества. Практика включения учащихся с ОВЗ подразумевает сложный процесс использования не только определенных методов и технологий обучения, воспитания, развития, но и особенную модель положения в социуме.
Образовательное пространство МБОУ школы − интерната включает в себя детей разных возможностей: от нормально развивающихся учащихся, испытывающие временные, легко устранимые трудности до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Диапазон различий велик, но среди детей с ОВЗ, многие способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, некоторые же из них,
нуждаются в адаптированной к их возможностям программе образования. По причине неоднородности состава классов, различия в требуемом
уровне содержании общего образования, разнообразии применении форм, средств тоже предельно широки и должны соответствовать потенциалу и потребностями всех детей с ОВЗ.
За шесть лет практики инклюзии в школе − интернате, согласно рекомендации Белебеевской ПМПК, сформированы 5 инклюзивных классов. Социальный аспект осуществления педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного пространства предполагает реализацию диагностического и консультационного, практического и прогностического этапов.
В ходе реализации диагностического и консультационного этапов изучается личность учащегося, предоставляется квалифицированная консультационная помощь специалистами общеобразовательного учреждения. Все показатели, полученные, в процессе диагностических исследований, дальнейшие результаты учебной, коррекционно − развивающей деятельности заносятся в дневник индивидуального сопровождения, также в нем отмечаются особенности течения заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и особенности его взаимоотношений, положение в семье. В содержание консультирования входит: информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка и закономерностях аномального развития, организация предметно − развивающего пространства для ребёнка в семье. Помощь родителям оказывает также созданный в нашем учреждении, родительский клуб «Доверие», который организован на принципах добровольности, личной заинтересованности. В результате работы клуба: родители знакомятся с семьями, близкими им по духу и испытывающими такие же трудности, на примерах других семей убеждаются, что активное участие родителей способствует в развитии ребёнка ведёт к успеху. Так формируется значимая для дальнейшего развития ребенка, активная родительская позиция.
Следующий этап осуществления педагогической помощи – практический, предполагает выбор и реализацию определенных форм, средств педагогической помощи детям. Осуществление практического этапа включает в себя два компонента: подготовка ребенка с ОВЗ к обучению в условиях общеобразовательной школы и решение возникающих сложностей. Учащемуся с ОВЗ в период адаптации необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в силу его физических, психических особенностей, и научиться, вместе со здоровыми детьми, включаться в разнообразную деятельность. С целью безболезненного привыкания детей к школе в первые две недели учёбы родители данной категории детей посещают уроки. На заседании школьного психолого – медико − педагогического консилиума педагоги совместно с родителями по итогам наблюдений, обследований составляют образовательный план для каждого обучающегося, подбирают оптимальный вариант индивидуального подхода.
Педагогическую помощь на этапе сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем как комплексную технологию психолого − педагогической поддержки и согласованной помощи со стороны специалистов в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В нашем учреждении с детьми с ОВЗ занимаются педагог − психолог, логопед, дефектолог, инструктор по адаптивной физкультуре, социальный педагог. За каждым учащимся с нарушением опорно − двигательного аппарата закреплен тьютор. Специфика методов обучения состоит в применении средств, отвечающих медицинским и психолого − педагогическим особенностям детей с ограниченными возможностями. Наиболее способствующие решению коррекционных задач виды деятельности реализуются во внеурочной работе школы − интерната. Это: творческая мастерская «Любо дело», фольклорное объединение «Сударушка», музыкальное объединение «Весёлые нотки», танцевальный кружок, занятия ЛФК, изостудия, театральный кружок «Зазеркалье», проектная деятельность «Юный исследователь». Ведущая идея которых, создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Внеурочная деятельность и досуговые программы объединяют учащихся с разными возможностями здоровья, благодаря чему они имеют возможность удовлетворить потребности в творческом и социальном выражении. В творческих мастерских и изостудии дети занимаются лепкой из пластилина и солёного теста, аппликацией из ткани, соломки, бисероплетением, макраме, папье-маше, учатся фантазировать. «Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют», − скажем мы. На самом деле, это непременное условие для развития памяти, внимания, мышления, коммуникативных качеств и активизации речевого общения, обогащения сенсорных знаний детей. Многим «особенные» учащиеся чувствуют страх от взаимодействия с окружающей действительностью и часто не умеют самостоятельно установить контакт, что − либо совместно делать с другими детьми, поэтому для них такой вид творческой деятельности может оказать большую помощь. Она служит средством воспитания у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность; способствует снижению напряженности и закомплексованности. Это происходит непосредственно, незаметно, а результат особенно устойчив. Всю жизнь идут вместе труд и творчество, дополняя друг друга, обогащая человека и делая его нравственно богаче и красивее.
На следующем, прогностическом этапе, членами школьного ПМПк анализируют возможности к обучению, результаты развития учащегося, изучают возникающие трудности, по необходимости, вносятся изменения в содержание четко спланированной коррекционной, развивающей работы. Это важная составляющая психолого − педагогического сопровождения, так как учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в твердо обоснованной, научной системе психологических, социальных, педагогических мер, направленных на формирование у них самостоятельности действий, суждений, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно − нравственного облика, умения жить в обществе.
Таким образом, умелое создание совместного обучение учащихся с разными возможностями здоровья, становится лучшей площадкой к достаточной их социализации. Создавая данные условия для реализации главного приоритета инклюзии – приоритета социальной адаптации ребенка с ОВЗ, важно помнить, что основными психологическими критериями достаточной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья могут являться осознание ими реального положения дел и самопринятие, эмоциональная выдержанность, благоприятные межличностные отношения. Дети с особенностями, воспринимающие себя как равных по отношению к другим обучающимся, не будут испытывать существенных трудностей и во время интеграции в социальную среду. Это увеличивает шансы трудоустроиться и самореализоваться профессионально.
Список литературы:
1.Семаго Н. Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика / Н. Я. Семаго// Аутизм и нарушения развития № 4.
2. Малофеев Н. Н. Школа должна учить ребенка быть независимым : образование детей с ограниченными возможностями / Н. Н. Малофеев// Социальная педагогика№3.