Творческий отчёт «Инклюзия — шаг в будущее детей»
Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
Инклюзия – шаг в будущее детей
(творческий отчет деятельности школы в рамках регионального проекта «Мы вместе»)
Заметки психолога
В последние годы все больше детей с нарушением здоровья, что затрудняет их социальную адаптацию, полноценное участие в общественной жизни. Необходимость инклюзивного обучения детей продиктована временем.
Участие в проекте «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» консолидирует деятельность педагогов и специалистов в поиске решения вопросов:
как помочь ребенку
сформировать позитивное отношение к школе, заинтересованность к учебным занятиям, внеурочным делам,
чувствовать себя равноправным членом ученического коллектива, общества,
приспособиться к социальным требованиям окружающего мира,
стать социально адаптированным, психологически готовым к самостоятельной жизни,
владеть культурно-гигиеническими навыками,
подготовиться к будущей профессии, профессионально самоопределиться?
как помочь учителю
воспитать толерантные качества в детях,
осуществлять в классе индивидуальный подход к каждому ребенку – нормативному и с ОВЗ,
организовать обучение так, чтобы дети
- с ОВЗ чувствовали себя комфортно среди сверстников, взрослых,
- стали активными участниками учебно-воспитательного процесса,
- посещали школу с радостью?
В рамках реализации проекта проведены совместные мероприятия для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников:
- групповые занятия: «Толерантность – путь к миру», «Где добрые люди, там беды не будет», «Уроки ДОБРОТЫ»
- коммуникативные игры: «Конфликты и компромиссы», «Колючка», «Я учусь общаться», «Играем вместе»
- тренинги: «Мы все такие разные, но так хорошо, что ВМЕСТЕ», «Большое морское путешествие - Путешествие на материк ОБЩЕНИЯ», «Жить в мире с собой и другими»,
- цикл групповых занятий по правоведению: «Мы граждане одной страны»,
«Знай свои права», «Нет прав без обязанностей»,
- уроки - общения: «Толерантность – путь к миру», «Почему люди ссорятся»
Каждое занятие требует особой подготовки: необходимо создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности. Но пользу занятий для детей трудно переоценить. Они развивают коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников, работать в команде, учат находить пути решения нравственных и социальных проблем, формируют толерантное отношение друг к другу. Сколько эмоциональных переживаний испытывает каждый ребенок: пожелание добра, дружеского участия, осуждение грубости, насилия! От занятия к занятию дети раскрывают свои способности, реализуют свой эмоциональный и творческий потенциал.
Год участия в проекте заканчивается. Подводя его итоги, мы говорим «ДА» инклюзивному образованию. Оно дает возможность формировать у детей навыки конструктивного поведения, адаптации в обществе, выработать адекватную самооценку и скорректировать их поведение. В процессе совместной деятельности учащиеся с ОВЗ чувствуют поддержку сверстников, осознают, что решать проблемы легче «вместе».