12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Завалий Виктория Степановна536
Веселая, активная, творческая!
Россия, Саха (Якутия) респ., п.Беркакит
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»

Эссе на тему «Методы и формы обучения пению»

В методике обучения пению важна предварительная подготов­ка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художествен­ные качества, обдумывает приемы разучивания и последователь­ность учебных заданий. 
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни —как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызы­вать желание спеть ее. 
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: перво­начальное ознакомление детей с песней и последующее разучива­ние, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. - 
Следует помнить, что выученная песня требует также неодно­кратного ее повторения, закрепления выразительного исполнения, а главное, умения самостоятельно применить в практике. 
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — вырази­тельное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нуж­ную интонацию и т. д.), словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Этим общим приемам неизменно помогают мастерство и умение каждого воспитателя.

Выразительное исполнение

Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песен. 
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понрави­лись детям. 
Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей. Рассмотрим несколько удачных педагоги­ческих приемов. Например, педагог, стоя перед детьми, говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется прием косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,— говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание. 
Нередко педагогу помогает обращенное к песне слово — краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчеркивающие основное содержание песни. Так, перед исполнением украинской народной песни «Веснянка» читают:

Идет весна желанная, 
Все ожило кругом, 
Мы песенку веселую 
Весне споем.

 Приемы развития певческих навыков

Разучивание песни, овладение певческими навыка­ми— следующий наиболее продолжительный пери­од. Песни различны по степени сложности: одни путем их повторения усваиваются легко и быстро, другие — бла­годаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодиче­ским оборотом, постепенно. При этом надо стремиться поддерживать эмоциональные переживания детей, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, чтобы учебный про­цесс проходил активно, увлеченно. 
Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, четкой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приемы. 
Работая над 
звукообразованием, надо учить детей петь естест­венно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность до­стигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. 

Для овладения навыком легкого, подвижного пения может ис­пользоваться показ, игровой прием («споем на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.). Та­ким образом у детей (особенно старших) развивается умение про­извольно менять характер звучания. 
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий 
диапазон детей. Однако делать это следует очень осто­рожно. 
Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясня­ется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются раз­нообразные приемы, например, правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети. 

 В работе над певческим дыханием применяется глав­ным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям спра­виться с заданием. 
Обучая детей 
дикции, педагог прежде всего привлекает вни­мание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными

Различными приемами добивается педагог слаженности дет­ского пения — ансамбля. Следует, однако, предостеречь от использо­вания прямых указаний: «пойте громче, тише... быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюан­сов, подчеркивающих содержание песни. Дети, понимая назначение этих динамичных оттенков, естест­венно, воспроизводят нужную интонацию. 
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и актив­ной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы. Перед началом песни педагог тихо напевает, как бы настраивая детей.


 

Затем он с этой же ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню или предлагает детям протяжно петь один звук и говорит: «Поем все как один, будто одна дудочка играет: ду-ду!» 

Упражнение

Голос  и  слух  ребенка   формируются  не только  во время разучивания песен, но и путем специальных приемов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха. 
К 
первому типу упражнений можно отнести следующие: 
определить, когда закончилось звучание последнего звука ме­лодии (держать его на педали); 
услышать различные окончания двух почти одинаковых музы­кальных фраз; 
различать высокие и низкие звуки; 
различать направление движения мелодии вверх-вниз; 
отмечать правильно и неправильно поющих. 
Ко 
второму типу упражнений относятся различные распевания с определенными заданиями: 
петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях (после показа педагога);

К третьему типу упражнений относятся такие: 
уметь «настраиваться» по заданному звуку; 
произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности; 
«подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию воспитателя; 
точно начинать песню после музыкального вступления и каж­дую музыкальную фразу отдельно.

Особенности методических приемов

Многие упражнения представлены в «Музыкальном букваре» и могут быть использованы в работе с детьми 4—7 лет. В процессе обучения детей младших групп широко используются игровые приемы, игрушки, показ педагога. 
Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приемы многообразны. Иногда это игра, вытека­ющая из содержания произведения. Разучивая русскую народ­ную попевку «Петушок», педагог выбирает «Ваню» (который спит, пока ребята поют) и «Петушка» (по окончании песни кричит: «Ку-ка-ре-ку!» — и будит «Ваню»). 
Иногда игровые приемы связаны с указаниями педагога, по­могающими обучению певческим навыкам. В той же песне «Пету­шок» детям предлагают позвать петушка и ласково, протяжно спеть последний слог. Словесные указания почти всегда связаны с показом. Так, в песне В. Карасевой «Зима» дети часто неправиль­но произносят слова: «Вот зима, кругом бело, много снега наме­ло» — вместо «бело» поют «мило». Объяснив смысл этого слова (снег белый, кругом бело), педагог поет эту фразу. 
Широко используются игрушки, особенно при разучивании пе­сен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и ин­тересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, миш­ке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни. 
Во всех возрастных группах необходим индивидуальный под­ход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребенка несколько раз в году. С этой целью на занятиях исполь­зуют различные приемы: каждому ребенку предлагают спеть куп­лет песни; один поет запев, другой — припев, все поют поочередно по одной музыкальной фразе. Для проверки берется только хорошо выученная и легкая песня. С детьми, имеющими ограниченный диа­пазон (2—3 звука), поющими неправильно, необходимо заниматься индивидуально, а на занятиях помогать им, предлагая петь различные упражнения. 
Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интона­цию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения. 

Методические приемы обучения пению обусловливаются общими. воспитательными задачами, особенностями коллективного и индиви­дуального пения дошкольников. Педагогические приемы связаны с последовательным разучиванием песен и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах. Используются самые раз­нообразные упражнения, развивающие слух, голос и их координацию. Формирование песенного творчества проводится в тесной связи с обу­чением. Комплекс всех методов и приемов обеспечивает становление певческой деятельности.

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.