12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Александровна Диденко85
Россия, Московская обл., Рабочий поселок Боброво
1

Доклад на тему «Эффективные методы и приемы обучения чтению»

 

Доклад на тему:

 

«Эффективные методы и приемы обучения чтению»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ «Бутовская СОШ №1»

Диденко Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

Учебный год

2020/2021

 

В наше прогрессивное время, к огромному сожалению дети читают очень мало. Так как получают информацию от телевидения, более интересны и захватывающие видеоигры, где дети окунаются с головой, соответственно дети потеряли интерес к чтению.

 

Как помочь детям, чтобы они стали активными читателями в нашем активно развивающем мире, в процессе обучения чтению стоят следующие задачи:

Формирование у детей постоянного желания читать литературу разных направлений (мотивационная сторона читательской деятельности).

Совершенствование у школьников навыков чтения: правильно прочитанных слов, беглости – скорости чтения, выразительности – придавая произведениям эмоциональную окраску. Все эти компоненты являются - технической основой процесса обучения чтению .

Развивать способности к полноценному, адекватному и всестороннему восприятию текста. Является главной стороной чтения: естественно проявляющийся эмоциональный отклик, оценивающее восприятие, осмысление авторского замысла и умение оценить собственное отношение к тому, что и как написано).

Умение реализовывать в различных способах творческую интерпретации художественного текста.

Сформировать практические умения преобразования текста: где необходимо определить главное и второстепенное в тексте, нахождение опорных слов, озаглавливание и др.

Дети в начальной школе должны уметь читать целыми словами.

находить в тексте слова и выражения, значение которых они (дети) не понимают, и мотивировать, что необходимо выяснить их смысл ;

уметь пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

уметь определять эмоциональный характер прочитанного текста;

находить опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

находить доводы в поведении героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

понимать авторское и собственное отношение к персонажам;

формулировать тему текста;

определять главную мысль, сформулированную в тексте;

читать по ролям;

иметь навыки использовать интонацию выразительности, определять логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, логические и психологические паузы;

уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по изменённому плану);

иллюстрирование  графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного фрагмента текста.


 

Приемы, которые использую, в обучении чтению в начальной школе.

Как показывает опыт, дети у которых привить к чтению те быстро и много читают. Процесс чтения активизируется и совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. Эти два показателя в свою очередь указывают умственную работоспособность ребенка. Вслух долго читать сложно, так как чтение произношением слов голосом, как средство извлечения информации неэффективно. Чтении «про себя» или «молча» - скорость чтения значительно увеличивается. Ученые и учителя-практики приходят к одному мнению, что многие учащиеся с легкостью могут преодолевать скорость чтения 120 слов в минуту. Перед учителями стоит задача, как же выйти на такой уровень? Стоим глобальный вопрос: как научить ребёнка правильно и осознанно читать, как выработать навык работы с различными видами текстов, сформировать нвык понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как провести урок чтения и сам процесс чтения, чтобы у детей урок и сам процесс чтения вызывал удовлетворение и радость? Об этом задумывается каждый учитель и каждый старается решить вопрос в совершенствовании навыков чтения.

Мы знаем, что сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

понимание текста.

Всем хорошо известно, что техника чтения и понимание текста тесно взаимосвязаны. Очень важно на первых этапах формированию навыка чтения большое значение уделять технике чтения, на последующих этапах - пониманию текста с разбором слов, которых дети не знают значения.

 

 

Для проведения интересных уроков и мотивации к обучению чтению младших школьников использую методы и приемы обучения чтению:

1.Разнообразные слоговые таблицы: от самых простых до сложных переходом на таблицы слов. В наше время многие преподаватели отказываются от работы со слоговыми таблицами. Но данный вид работы на уроке можно сделать достаточно интересным. Занятие по карточкам включает в себя индивидуальную работу для каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слогов, слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.


 

2. Действенный метод - Чтение хоромв этом методе все дети на равных работают: учащиеся как быстро читающие, так и те у которых чтение вызывает затреднение.


 

3.Прочти наоборот - чтение слов слева на право и наоборот, например: кот- ток, казак. Данный способ развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Дети с огромным удовольствием читают.

4.Запомни слово - посмотрев на слово, ребенок закрывает глаза и пытается увидеть заданное слово. Тренируясь, можно добиться запоминания целых строк. Данный вид работыразвивает центральное зрение, запоминание картинки, активирует зрительно-образную память. Отличный способ запоминать словарные слова.

5. Важно развивать боковое зрение. Для развития бокового зрения можно выполнить следующее упражнение: вытянуть обе руки вперед. Взгляд зафиксировать на указательном пальце одной руки, а вторую руку отводить в сторону на 90 градусов и боковым зрением должны увидеть пальцы руки отведенной в сторону.

6. Чтение текста с разной скоростью и громкостью: медленно - громко, средняя скорость - тихо, в скороговорческом темпе - могут быть разные вариации.

7. Чтение текста с помехами – когда дети все вместе читают вслух, и каждый ребенок должен сосредоточиться на своём тексте, или читать под другие помехи постукивание, счет… Это работа с распределением и концентрацией внимания, помогает ребенку сосредоточиться на выполнении данного задания, не обращая внимания на посторонние помехи.

8. Неотъемлемой частьюявляются дыхательные упражнения – возможно применять во время физкультминуток. Скороговорки со счетом. Правильное распределение дыхания дает ребенку читать свободно без физиологических барьеров.

Во время физкультминуток так же можно проводить артикуляционные упражнения, что переключает внимание детей и способствует правильному и четкому проговариванию звуков, слов.

9.Давая разнообразные задания, дети с удовольствием выполняют. Упражнение на внимание – на 2-3 строках написаны буквы, слова без пробелов. Дети внимательно должны посмотреть и найти спрятанные слова.

10. Особенно любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям проводим с инсценировкой.

11. Дети с интересом работают с текстами в котором есть помехами: читать через решётку, с пропущенными буквами, словами, наполовину закрытые строки, перевернутые тексты.

12. Давая логические задание, учащиеся должны обосновать свой ответ. Кто лишний и почему? Выявление существенных признаков предметов

Василек, роза, подснежник, колокольчик

И в конце урока провожу конкурс, блиц-турнир:

Кто больше скажет слов например: которые начинаются со слога ре-, которые обозначают предмет,

Слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какие и т.д.

Хочу сделать вывод:

Что мозг так устроен, что в возрасте до 10 лет ребенку намного проще обучаться чему-то новому. Мозг пластичен, легко запоминает и усваивает любой материал. Поэтому младший школьный возраст – идеальный момент для развития когнитивных способностей ребенка. Именно в детстве проще всего учить и запоминать что-то новое. В это время ребёнок очень легко воспринимает и усваивает даже сложный материал.

Чтение – это фундамент обучения. Поэтому очень важно сформировать навык чтения, он должен быть был крепким и надежным!

Чтение – это навык, а любой навык формируется достаточно длительное время.

И наша задача: научить ребенка быстро и с удовольствием читать. Одновременно развивать память и внимание, обогащать словарный запас, формировать четкую речь.


 


 

Благодарю за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.