12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гагаринова Ирина Викторовна1341
Преподаватель русского языка и литературы. Стаж работы 40 лет, из них 20 лет в системе СПО.
Россия, Хакасия респ., с. Шира
22

Статья на тему «Методы и приёмы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

Составил: преподаватель ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Ирина Викторовна Гагаринова

Методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

 

 

«Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Для одного это соперник, наделенный дарованиями, большими, чем он, и, гонимый тщеславием, он тратит все свои духовные силы на то, чтобы побороть этого соперника. Но есть и другие – цвет человечества – они осаждают и штурмуют единственную крепость – собственную личность».

(Чабуа Амирэджиби, грузинский писатель)

 

 

Изменение общественной формации, являющееся основой многочисленных модернизаций и инноваций, для системы образования означает, в первую очередь, что потребности человека изменились, а значит, должны измениться цели и условия его обучения. Организация деятельности обучающихся, ее эффективность, несомненно, определяется используемыми на разных этапах урока методами и приемами работы.

Новые педтехнологии в свете требований модернизации образования должны быть, в том числе, и здоровьесберегающими. При современном состоянии общества, высочайших темпах его развития, которые предъявляют более высокие требования к человеку, важно и здоровье: физическое и духовное!

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений личности, формированию и развитию которой и должны служить методы и приемы личностно - ориентированного обучения. Методы данной технологии: проблемные вопросы и задания, обучение в сотрудничестве, поисковые и дифференцированные задания и д.р. способствуют развитию мышления, творческих способностей учащихся, побуждают к созидательной деятельности.

А положительные эмоции – путь к духовному здоровью учащегося. Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы эффективно использую межпредметные связи, т.е. привлекаю материал смежных дисциплин. Особое внимание уделяется интеграции различных видов искусств. Так на уроке по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» «Сам ищу выход», одну из целей которого – рассмотреть проблему выбора главного героя - решаем через поисковые вопросы и задания: (Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как сделать свой выбор? Перед каким выбором находятся главный герой Григорий Мелехов и другие герои романа?

Работа проходит с использованием кадров из кинофильма по роману.

Изучаем творчество Николая Гумилева – слушаем музыкальное сочинение К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», которое звучит фоном при чтении стихотворения «На полярных морях и на южных…», демонстрируем репродукции картин Поля Гогена («Женщина с цветами в руках», «Беседа», «Таитянские пасторали», «Сбор плодов», «Женщина, держащая плод» и др.), сюжеты которых перекликаются с его африканскими стихотворениями («Озеро Чад»).

Урок строю на основе конструктивной детали, проблемной задачи, нравственного вопроса:

- Как можно оценить Гумилева Н.С. как личность, если я скажу вам, что от природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным, отправиться в длительное и рискованное путешествие, стать охотником на львов и носорогов, пойти добровольцем на фронт в империалистическую войну и получить за храбрость два солдатских Георгия?

На этапе мотивации учебной деятельности при изучении темы «Орфографические нормы» предлагаю обучающимся текст «Письмо пятиклассника».

Известному артисту МХАТа Е.Евстигнееву однажды показали письмо пятиклассника: «Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлица или Дортаняна как Михаил Боярский». Е.Евстигнеев сказал: «На это письмо мне хочется ответить тоже письменно». Евстигнеев берет ручку и пишет: «Никада!»

Почему так ответил известный артист?

Какие нормы нарушил пятиклассник?

Так ли важно знать орфографические нормы? Для чего?

Важно, чтобы вопрос воспитывал не просто учебную – социальную активность. На уроке русского языка, работая с текстом, создаю ситуацию, в которой ученики могли бы поразмышлять, например, о культуре речи современной молодежи, ее грамотности. Так, при изучении темы «Язык и речь» обучающиеся получают задание:

Задание. Определите вид общения, компоненты данной речевой ситуации, форму общения. Выскажите свое мнение по поднятому вопросу.

Black_Devil. Может, мы, конечно, и не на уроке русского языка, но… На форуме нужно быть понятым. Отсутствие грамотности до степени абсурдности в значительной мере препятствует пониманию, и такое сообщение должно быть либо отредактировано, либо удалено…

Tatiana Bloom. Способны форумчане писать намного грамотней. А то полный бред получается: «А в нашем городе еть каки небуть капъютеные курсы?».

aXe. Но ведь понятно же. Коммуникативная цель достигнута, и орфографические ошибки не мешают ее достижению.

Tatiana Bloom. Понять-то можно. Вот только отвечать после такого не особо хочется! Вы за то, чтобы у нас росло поколение дебилов? Пусть хоть тут писать учатся…

Напишите эссе, страничку из дневника, записку или SMS, отражающие ваше мнение о фразе: «С распространением компьютеров все острее ощущается дефицит человеческого общения».

При выполнении таких работ уделяется внимание и формированию орфографической, пунктуационной зоркости и душевному развитию учащихся.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), с карточками. Одни из таких карточек - с репродукциями картин известных художников, скульптур, изделий народных промыслов, сопровождаемые текстами и заданиями разного вида разборов: орфографического, лексического, синтаксического, а также творческими заданиями разного уровня, способствующие развитию мыслительных операций и речи учащихся. Примеры заданий:

1) составьте по картине связный текст; 2) напишите сочинение – миниатюру; 3) выразите свое отношение к картине художника или составьте по картине несколько предложений.

Таким образом, учитель и ученики в совместной творческой деятельности раскрывают секреты языка, приобщаются к искусству слова, испытывают свои силы в речевом творчестве, убеждаются, что тот же русский язык не просто предмет, что это часть личности, показатель общечеловеческой культуры.

В результате нашей совместной работы обучающиеся техникума участвуют в республиканских олимпиадах, ведут поисково-исследовательскую работу, так, например, обучающиеся участвовали неоднократно в республиканских конкурсах «От идеи - до результата» с работами: «Строки, опаленные войной…» (Творчество поэта Хакасии Георгия Суворова), «История развития учебного заведения…От «УМСХ №1» до «Аграрного техникума»(2-е место), « Профессиональные слова», «Употребление фразеологизмов в речи»(1-е место), а также участвуют в выпуске газеты техникума «Студенческий меридиан».

При комплексном использовании методов личностно–ориентированного обучения, направленных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели: воспитание физически и нравственно здорового поколения граждан.

 

Литература:

1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. Развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие. М.: Дрофа, 2006. – 172с.

2. Мазуренко Т.Б., Павлюк Ю.Н., Проскурин А.В. Проект «Школа-здоровье-гармония-жизнь»// Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении. – 2009, №4. С.46.

3. Чевтаева Н.Б. Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. 9-11 классы: методическое пособие.: Издательство «Учитель», 2010. – 207с.

4. Фефилова Г.Е., Челышева И.Л. Русский язык 10-11 класс. Планы-конспекты уроков. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017г., с.35.

 

5. http://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-sovremennih-pedtehnologiy-v-razvitii-rechi-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-811413.html.

«Использование современных педтехнологий в развитии речи обучающихся на уроках русского языка и литературы», И.В.Гагаринова.

 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Поляков Александр Васильевич, 01.09.20 в 11:25 0Ответить Пожаловаться
Согласен с вами ...Мне кажется у поэзии может быть большая научность...так как связана с иностранными языками и тд.Поэзию можно рассматривать как развитие компитенций у учащихся. Ваша тема всегда Интересна и Актуальна!
Гагаринова Ирина Викторовна, 01.09.20 в 15:28 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание к работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.