Методические рекомендации «Методы и приёмы обучения спортивно-бальным танцам»
Методы и приемы обучения спортивно-бальным танцам
Фокина Елена Михайловна, учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
ГБОУ "Гимназия "Диалог",
ГБУДО «РДДТ им. Б.Е. Кабалоева»,
ЦДО г. Владикавказа (структурное подразделение "ЦРТДЮ" Нарт ", г. Владикавказ )
педагог дополнительного образования
В обучении спортивно-бальным танцам определяющим являются общепедагогические принципы и методы преподавания.
Однако специфические особенности спортивно-бального танца как массовой формы хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания.
Коллективами спортивно-бального танца решаются важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.
Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непременным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения.
Исполнение спортивно-бальных танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально ритмическое чувство поддается развитию с помощью ритмических упражнений.
Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения бальных танцев.
Эти упражнения включают задания, помогающие выработать навык сохранять нужные интервалы, стоя на месте, в кругу, в колонне, парами, в шеренге: при движении в колонне по одному, парами, тройками, четверками; двигаясь шагами, бегом или подскоками; умение выполнять различные повороты, перестроения, менять направления, рисунок движения.
Необходимые навыки технического освоения элементов танца, освоение элементов танца, освоение основных позиций, поз, положений корпуса закрепляются при помощи специальных, так называемых тренировочных упражнений. Их включение в урок танца является не только желательным, но бесспорным требованием построения занятий.
Задачи обучения танцам при общей цели – овладение спортивно-бальными танцами- различны. Это конкретизирует работу педагога и определяет объем изучаемого материала. При этом единые правила исполнения самих танцев и их отдельных элементов (движений, поз, рисунков композиции т.п.) остаются неизменными.
Выбор методов и приемов обучения зависит от задач, состава учащихся, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Таким образом, обучение спортивно-бальному танцу – это всегда творческий процесс, в котором первостепенную роль играют индивидуальные качества преподавателя.
При всем многообразии методов и приемов обучения можно выделить наиболее сложившиеся в практике преподавания спортивно-бального танца.
Направление работы коллектива, его конкретные задачи определяют выбор методов и приемов обучения, индивидуальный состав и подготовленность учащихся, вносят коррективы в работу. Важен вдумчивый творческий подход педагога к каждому определенному коллективу учащихся. Именно такая аналитическая работа как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения учащимися программы.
Наибольшую сложность для педагога танца представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении.
Остановимся на основных способах повышения эффективности обучения спортивно-бальному танцу.
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию ( ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор ее, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танцев.
При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносит в знакомое движение, танец элементы новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.
Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.
На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.
Разучивание танцев.
Разучивание танцев следует проводить в следующей последовательности:
вводное слово педагога;
слушание музыки и ее анализ;
разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.
Остановимся на каждом этапе отдельно.
Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем некоторые сведения. Если название не совсем понятно говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии.
Затем предлагается прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части музыкального предложения, фразы).
Приступая к разучиванию поз, движений, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении.
При разучивании движений с детьми и начинающими хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движение вместе с объяснением и показом учителя и лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это позволяет педагогу, фиксируя внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А ученики имеют возможность лучше разобраться в структуре движения, мышечно почувствовать его, быстрее запомнить. Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет педагога.
Одновременно с разучиванием движений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в танце. Полезно при разучивании положений рук и поз объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися.
Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные композиции, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собирают в фигуры танца, а фигуры – в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.
Танцуйте и будьте счастливы!