Эссе на тему «Технология деятельностного метода обучения»
Эссе
учителя математики МБОУ школы №3 г.Озёры
Грызиной Н.П.
Сегодня ценность является не там, где мир
воспринимается по схеме «знаю - не знаю», а где есть
тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю»
Л.Г. Петерсон
Эссе
Технология деятельностного метода обучения
Понятие «образование» можно рассматривать по-разному. Я же представляю себе образование, как процесс непрерывного, целенаправленного, педагогически организованного интеллектуального, духовного и физического развития и саморазвития человека. Акцент в образовании– непрерывное развитие личности. Главными составляющими образования выступают три качества образовательного процесса: обучение, как процесс передачи опыта, ЗУНов; воспитание, как важнейший компонент социализации личности; просвещение, как процесс широкого приобщения человека к культуре.
Ценность математического образования определяется огромным потенциалом, которым оно обладает в деле интеллектуального развития, воспитания и просвещения обучаемых.
В связи с этим, я бы определила следующие цели математического образования: интеллектуальное развитие и саморазвитие учащихся, развитие логического и образного мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для комфортной и уверенной жизни в современном обществе; овладение конкретными математическими знаниями ,умениями, навыками, необходимыми для изучения смежных дисциплин, для практической деятельности, для использования в будущей профессиональной деятельности, для успешного дальнейшего обучения в ВУЗах, непрерывного образования и самообразования (самостоятельная работа с информационными источниками); воспитание поликультурной личности.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. В своей работе я стараюсь применять данный метод.
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель данного этапа мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:
2. Актуализация знаний и фиксирование в пробном действии.
Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций, познавательных процессов, мотивация к пробному действию, выяснение учащимися непонятого материала.
Начало урока должно включать в себя повторение известных учащимся правил , организации учебного процесса. В своей работе я применяю такие распространенные приемы, как путешествие на космическом корабле, приглашение на день рождения к сказочному герою,игру.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут. Готовясь к уроку, я продумываю данный этап .
Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.
3. Выявление места и причины затруднения. Для меня это самый сложный этап.
Цель: выявление материала ,где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, как умножить двузначное число на однозначное, - этого случая нет в таблице умножения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цель: составить план выхода из данной ситуации. Выслушать учащихся, их предложения по решению задачи выхода из создавшейся ситуации.
При необходимости корректирую ответы детей с помощью подводящего диалога. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения область рефлексии, то есть обдумывания. Сейчас мы вновь возвращаемся в пространство учебных действий.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного плана, направленного на приобретение недостающих знаний; организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения.
На данном этапе ученики действуют по плану, а я при необходимости направляю их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы уровень их самостоятельности возрастал от урока к уроку.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, выявить границы применимости нового знания.
На данном этапе выясняю, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Учащимся предлагаю задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, так подбирает задания, чтобы, с одной стороны, тренировалось использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно-методических линий курса, а с другой - шла подготовка к введению в будущем новых способов действия.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке;
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.