Предварительный просмотр презентации

Методы и приёмы обучения скорочтению (из опыта работы) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» Автор учитель начальных классов Степаненко В. И.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения – это прежде всего: - уметь понимать содержание читаемого текста; - это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок; это выразительность – умение интонировать знаки препинания. Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, высоту, речевой слух.

Все виды работ условно делятся на три группы: упражнения для развития техники чтения; упражнения для формирования навыков выразительного чтения; - упражнения для понимания смысла.

Упражнения для развития техники чтения. 1. Чтение вслух. 2. Чтение про себя. 3. Чтение жужжащее. 4. Чтение хором. 5. Чтение в темпе скороговорки. 6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). 7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. 9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. 10. «Буксир»: а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стара­ясь успеть за учителем; б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель. 11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. 12. «Прыжки». Чтение через слово. 13. «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе. 14. «Первый и последний». Чтение пер­вой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении. 15. «Прятки». Нахождение в тексте сло­ва с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). 16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом нес­колько раз. 17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение. 18. «Фотоглаз»: а) на доске столбик слов, которые уче­ники ч^итают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова; б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру. 19. «Угадай»:а) антиципация слов, предложений, пос­ловиц; б) чтение текста через решетку. 20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти. 21. «Счет слов». На максимальной ско­рости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам за­дается вопрос, на который они должны от­ветить после окончания работы. 22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. 1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор). 3. Чтение скороговорок. 4. «Окончания». Повышенное требова­ние к четкости окончаний слов. Упражне­ние длится не более 30 секунд. 5. Выделение голосом то одного, то дру­гого слова в предложении. 6. «На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 8. Чтение одного предложения с разной интонацией. 9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. 10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно уве­личивая темп и силу голоса. 11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса. 12. Чтение под музыку. Сначала учи­тель сам подбирает соответствующую ме­лодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку. 13. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа. 14. Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настрое­ние, прочитать еще раз, пытаясь это настро­ение передать. 15. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение. 16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, сло­на и др.). 17. «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом мышки). 18. Чтение по ролям. 19. Чтение по ролям без слов автора. 20. Инсценирование. 21. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором». 22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла. 1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2. Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Определение типа текста. 6. Подбор иллюстрации к тексту. 7. По иллюстрации определить содержа­ние текста. 8. Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 10. Работа по вопросам учителя, учебни­ка или ученика. 11. Чтение для подготовки к пересказу. 12. «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 13. Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте. 14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на лис­точке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей. 15. Распространение предложений. В I-II классах по вопросам учителя, в III-IV — самостоятельно. 16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом: а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание; б) придумать продолжение рассказа; в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие. 17. Составление кроссвордов по тексту. 18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя. 20. Подбор загадок к словам из текста. 21. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста. 22. Составление ребусов к словам из текста.

а о у и э, а и у о э, а у и э о з - с - ж, ш - ж - с; с – ж – ш ке, се, ра, тра, три Прочитать сочетания гласных, согласных, согласных и гласных

Найди лишнюю букву а о у и н е

Определи лишний слог на, зо, ка, ма, ра, ла

Каждый последующий слог произноси всё тише, а затем всё громче. ра – ру – ры – ри – рэ – ре за – зу – зы – зи – за –зя

Найдите слова, которые спрятались в этих слогах: ли – са – ды – ра – ки – ты

Раздели слова на две группы: лиса, лук, репа, волк, заяц, салат, собака

Найди лишнее слово: волк белка лиса жираф

Найди в каждой строчке имя Ф Ы В А И В А Н Г О Р С А Ш А И Т Ю Б Ь Л О Н М А К Н Г Т А Н Я

Названия зверей спрятались среди букв. Ф Ы В А П Р Е Н О Т М Я Ч С М Е Д В Е Д Ь Э Ж Д В О Р О Н А П А К Е Н Р О М Ы Ш И

Вычеркни буквы, которые повторяются. Составь и запиши предложение из оставшихся букв. Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы Ш Ч М Ы К Б Э М З Ч В Я З Л Ч А Э Е Д С О П К А Ж Э Б О У Ш П Ф

Раздели слова на слоги. Переставь слоги и получи новое слово. СОСНА БАНКА НАВЕС НОРА

Какие слова скрываются за номерами? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т 0 1 6 4 3 7 8 4 2 7 8 0 7 4 6 7

«Буква потерялась» В этих словах вместо черточек представляйте букву «а» и прочитайте их. М-м-, б-нк-, б-з-р, х-л-т, ч-б-н, ч-шк-, л-вк-, б-кл-ж-н В этих словах вместо черточек представляйте букву «е» и прочитайте их. л-в, ф-н, б-р-г, с-кр-т, р-ка, сн-г, л-с, д-р-во В этих словах вместо черточек представляйте букву «о» и прочитайте их. м-л-к-, з-л-т-, л-б, г-р-д, б-л-т-, с-м, с-н, р-т

Читалочки-анаграммы.

Расшифруйте и прочитайте слова.

«Испорченные буквы». Отгадай слово. «Заколдованные карточки»

Зима в лесу. Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз… И.Соколов-Микитов Прочитай второе предложение рассказа «Зима в лесу», причитывая по одному слову.

Прочитай названия птиц. Для этого надо переставить слоги. НИ – ЦА – СИ РО – КА – СО ВЕЙ – ЛО – СО ЛИН – ФИ БЕЙ – РО – ВО РЕЦ – СКВО

Придумай три вопроса к предложению: Лена рисует море.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Валентина Ивановна! Очень полезная информация!

30 November 2017

Спасибо Вам! Очень полезно!

30 November 2017