12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безгина А.В.77
педагог по вокалу, хору и теоретическим дисциплинам
Россия, Воркута

 автор Безгина Анастасия Витальевна

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО "ГДМШ г. Воркуты"

В настоящее время, время всевозможных гаджетов и виртуальной реальности, педагогу приходится прикладывать очень много сил для того, чтобы заинтересовать ребёнка, сделать урок запоминающимся и ярким. И тут на помощь педагогу приходят ИГРЫ. Причём, как показывает практика, в игры любят играть дети и младшего (1-3 класс), и среднего (4-7класс) школьного возраста.

Игрой можно назвать совокупность различных видов деятельности, включающих музыку, изобразительное искусство, танцы и многое другое. Рассмотрим использование игры на уроках хорового пения.

Музыкальное обучение имеет специфические особенности по овладению ритмом и выразительностью движений. Большое значение приобретает образное мышление, свойственное детям дошкольного возраста.

Игра способна развивать автономность музыкального воспитания и сформировать собственное волеизъявления у ребёнка. Занятия в хоре как нельзя лучше подходят для развития певческих навыков с применением игровых методик. Педагогу необходимо учитывать сложность длительного восприятия детьми теоретического материала и перемежать их динамическими паузами. 

Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность является основополагающей в образовательном процессе. Можно выделить такие положительные моменты в применении игр на уроках:

коммуникация;

развитие творческого потенциала;

погружение в мир музыки.

Игровые упражнения помогают сплотить детский коллектив: ребята не просто выполняют задание педагога, они также учатся взаимодействовать друг с другом, принимать решения и нести ответственность за них. Ученики общаются, думают и активно участвуют в совместной работе.

Во время игры происходит трансформация учебной деятельности в творческую, что позволяет задействовать возможности ребёнка с новой стороны. В дело вступают резервы организма, благодаря которым происходит генерирование креативных решений.

Дети естественным образом тянутся к миру искусства, потому что это заложено самой природой. Но со временем многое забывается, и под влиянием штампов окружающего мира ребёнок теряет способность погружаться в искусство как в естественную среду. При помощи игры педагог может пробудить тягу к миру музыки.

Упражнения с игровыми элементами могут оказаться полезными и с физиологической точки зрения. Движения детей становятся более координированными, выравнивается дыхание, появляется уверенность в собственных силах и способностях. Поэтому неудивительно, что с младшего возраста закладываются и основы будущей профессиональной вокально-хоровой деятельности.

На занятиях с детьми младшей группы можно использовать следующие формы игровой деятельности:

Отхлопывание ритма. Приём заключается в использовании хлопков синхронно с пением с отставанием на один-два такта. Первая группа исполняет произведение, а вторая – хлопает в ладоши под соответствующий ритм, аккомпанируя поющим. На этапе изучения нового материала такой приём позволяет увлечь маленьких хористов и активизировать их работу.

Изучение тембра голоса также может происходить в игровой форме. Ребята делятся на группы, часть встаёт сзади хора, и дети по очереди называют свои имена. Остальные пытаются узнать говорящих. Такое упражнение позволяет в дальнейшем не только узнавать голоса поющих в хоре, понимать характер и окраску голоса, но и различать звучание различных инструментов.

Путем "разыгрывания сценок-историй", в ходе которых дети учатся правильному дыханию, дикции и учатся владеть своим голосовым аппаратом, при этом запоминая названия того или иного приёма пения.

В качестве примера такой "сценки" приведём следующее:

Учитель начинает рассказывать историю:


Текст педагога

Упражнения

Ребята пошли в лес.

Дети говорят "Топ-топ-топ" (3 раза)

Была хорошая погода, ветер тихо шелестел ветвями деревьев

Шу-у, Шш (3 раза)


Куковала кукушка

Ку-ку, ку-ку, ку-ку (3 раза)

Усилился ветер

шшш, шшу-у-у, шшаа-а, ууу (3 раза)

заскрипели деревья

штробас-вверху внизу-"качающийся"

Погода стала портиться. Начал накрапывать дождь.

Кап-кап - сначала медленно, затем ускоряясь

Неподалеку стояла сторожка лесничего. Ребята подбежали к домику

Разделить детей на две группы - одна будет изображать бег детей (топ-топ-топ) а другая звук дождя (кап-кап-кап)

и открыли дверь - дверь скрипнула.

Штробас (сснизу-вверх)

Лесничий растопил печь, чтобы дети согрелись

чирк- выталкивать коротко букву"ч" и проговорить окончание"рк" - разжигание печи.

И налил им горячего чая

долгий вдох через нос- надуваем живот, выдох через рот- плечи опущены (остужают чай)

Дети отогрелись, а тем временем дождь закончился, выглянуло солнце, природа ожила и дети отправились домой

Топ-топ (ритмичный шаг на месте)



В результате данного игрового упражнения дети знакомятся с понятием "штробасс", учатся правильно дышать, произносить глухие и шипящие согласные звуки, интонировать, и получают первые представления о двухголосном пении.

Также можно "визуализировать" различные потешки и скороговорки:

например:

Ехал Грека через реку (изображать езду Греки, как он сунул руку в реку, и его схватил рак)

Не руби дрова посреди двора (сделать запрещающий жест на "не", показать, как рубят дрова на "руби дрова", развести руками над частью пола на "посреди двора").

Эти упражнения позволят детям визуализировать для себя смысл скороговорок, что сделает обучение более интересным и поможет в развитии дикции, что является едва ли не одним из самого важных навыков в занятиях хоровым пением.

Для детей средней возрастной группы более целесообразными будут следующие игры:

Детское дирижирование. «Заменяя» педагога, ребенок получает возможность лучше ознакомиться с музыкальным произведением и получить навыки хора и вокала. Сначала педагог объясняет роль учащегося и вовлекает его в процесс. Ребята показывают хоровые знаки и учатся отслеживать разрозненность исполнения, анализировать деятельность друг друга и успешное руководство хором.

Развитие внутренней памяти и слуха можно стимулировать при помощи записи различных песен посредством нот на нотном стане. Первоначально педагог проигрывает мелодии, ребята повторяют, поют и запоминают. Такой метод позволяет расширять внутренний альбом ребёнка, приучает к сольфеджированию, тренирует музыкальный слух.

Критика исполнения товарищей по хору – игровое упражнение для выявления особенностей исполнения хористов. Ребята получают задание следить за пением определённого хорового элемента у одного из своих товарищей и по окончании объяснить, насколько правильным было исполнение. Такой анализ позволяет глубже изучить особенности хорового пения и совершенствовать собственные навыки.

По итогу изучения очередного произведения ребята могут разыграть занятие в музыкальной школе и выбрать из числа хористов руководителя, дирижёра, критика, исполнителей и воспроизвести учебный процесс собственными силами. Такое групповое взаимодействие позволяет закрепить певческие правила и повысить качество исполнения.

Итак, игровые методы и приёмы, безусловно являются самыми действенными для повышения мотивации на занятиях, в частности хоровым пением. Они делают урок интересным и насыщенным. Приобретённые знания и навыки будут использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, поскольку они расширят кругозор ребёнка.

В старшем возрасте учащиеся получают способность усидчиво изучать материал, в отличие от учащихся 1-4, для которых игра – один из лучших способов обучения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.