Муниципальный конкурс «Учитель года– 2015г.
Педагогическое эссе участника конкурса
учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№2 п.Мелиоративный»
Соловьевой Алевтины Викторовны
Тема: Прочти, коллега!
Совсем недавно вся Россия скорбела о невосполнимой утрате, ушел из жизни истинный сын своей Родины – Валентин Григорьевич Распутин.
Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Когда-то я читала его рассказ «Уроки французского», и тут же решила перечитать его снова. Бурю эмоций и чувств вызвало у меня повторное прочтение этого произведения. Быть может, потому, что я сама родом из Карельской глубинки, где была в свое время школа-восьмилетка, а после надо было покидать родительский дом и в возрасте чуть большем, чем у героя рассказа, погружаться в самостоятельную жизнь. Возможно, потому, что за плечами уже немалый опыт педагогической работы, и во время чтения всплывали в памяти какие-то фрагменты из своей учительской жизни.
Бесспорно, что герою рассказа, одиннадцатилетнему мальчику, было гораздо труднее, ведь события, описываемые в данном рассказе, происходили в послевоенные годы. Ребенок сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице Лидии Михайловне удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была уволена из школы, она уехала к себе на Кубань, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это были первые его уроки нравственности.
Когда я перечитывала рассказ, в моей памяти всплыл фрагмент из моего детства. Как-то в школе, училась я тогда еще в начальных классах, я ударилась, толи толкнул кто, толи сама неслась сломя голову – не помню. Помню, что было очень больно, и я громко плакала. А учительница Наталья Михеевна прижала мою голову к своей мягкой груди и гладила ее, приговаривая что-то, что могло меня успокоить. Не помню причины своего горя, но прекрасно помню ее мягкую вязаную кофточку, в которую я уткнулась лицом, и ласковые руки, которые гладили мою несчастную голову. Дома я весь вечер маме рассказывала, какая добрая у нас сегодня была в продленке учительница, какая у нее мягкая кофточка и ласковые, как у мамы, руки. А сейчас мое сердце разрывается всякий раз, когда я вижу плачущего от боли ребенка. И мне тотчас нужно обнять его и пожалеть, потому что я точно знаю, что и ему это нужно.
Вот что еще вспомнилось мне. Работала я первые годы в своей родной восьмилетней школе. Повздорили на перемене два мальчугана, да так, что один со звонком на урок выбежал сначала из класса, а потом и вовсе из школы. Я сообразила, что надо быстро дать задание всему классу и бежать за ним. Выбегаю я на улицу, была уже поздняя весна. В школьном дворе сухо, светит солнце, птички щебечут. Сидит мой Толя на траве, обняв обеими руками коленки, уткнувшись лицом в них же. Начинаю спрашивать его о том, что случилось, требовать, чтобы он пошел в класс, а сама возвышаюсь над ним в высоту своего роста. Не реагирует Толя на мои требования никак! Тогда я села на траву рядом с ним, и стала спокойным голосом спрашивать его о случившемся. Поднял голову маленький упрямец, Славку во всем обвиняет, на урок категорически идти отказывается. Пришлось мне на ходу придумать какую-то подобную историю, якобы из моего детства: и как мне было обидно, и как я не хотела идти в школу. Смотрю, слушает меня внимательно мой Толик, глядя мне прямо в глаза. Поднялся с травы, мне подал руку, чтобы помочь встать. Так и пошли мы с ним в класс, взявшись за руки. Конечно, к концу дня они со Славкой помирились, а быть может, и забыли вовсе о недавней ссоре. А я вынесла из этой истории урок: чтобы ребенок тебя услышал и почувствовал, что ты его понимаешь, то разговаривать с ним надо спокойно, глядя прямо в глаза, и ничего страшного, если для этого тебе придется сесть на траву.
Мы, учителя, каждый год пишем план воспитательной работы, где отмечаем, что необходимо воспитывать в детях доброту. А каждый ли задавал себе вопрос: «Что это значит, воспитать в человеке доброту?» Можно воспитывать на примерах героев сказок, рассказов, повестей. Но я убеждена, что истинные уроки доброты воспринимаются ребенком из личного отношения учителя к детям. Дети очень хорошо чувствуют истинную неподдельную доброту.
Валентин Распутин позже написал статью к своему автобиографическому рассказу «Уроки французского», которую назвал «Уроки доброты». «…Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой…Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» - писал Валентин Григорьевич. В этой статье он пишет о «законах доброты»: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»; «Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила»; «Добро возвращается добром». И нельзя с этим не согласиться. Если каждый человек каждый день будет совершать добрые поступки, вносить хоть чуточку добра в жизнь другого человека, то представьте, насколько прекраснее станет наша жизнь. Ведь человек, который принял добро от другого, обязательно захочет с кем-то поделиться. Такое волшебное качество имеет ДОБРО. Распутин писал:«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Если мне когда-нибудь придется составить список рекомендуемой литературы для коллег, то одним из первых в этом списке будет рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»!