Эссе на тему «Педагог XXI века»
Эссе «Педагог XXI века»
Иду на работу с радостью,
Как будто на светлый праздник
Смеетесь над этой фразою?
Поверьте – совсем напрасно!
Работа моя – как солнышко:
Светит и мне и людям.
Выплесну душу до донышка,
А мне в десять раз прибудет!
1 Сентября. Маленькие «ангелы» с доверчивыми глазами и букетами цветов робко протягивают свои ладошки, оглядываясь на мам. Они доверяют нам свою будущую жизнь и судьбу. Мы, школьные учителя, в какой-то степени становимся для них «вторыми мамами». Как можно не оправдать это доверие?
Вот мой первый совет:
Все начинается с любви!
Полюбите этих малышей, как своих собственных детей. Ведь мы живем ради детей, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Запасите для любимого непоседы и озорника арсенал приемов и добрых слов, которые заинтересуют его, заставят поверить вам. Протяните свою теплую ладонь для маленькой детской ручки. И тогда всю школьную жизнь вы пройдете вместе, рука в руке, рядом маленький и большой человек, учитель и ученик. Ведь только окружив пониманием, дружелюбием и любовью, можно из ростка вырастить цветок, которым будут восхищаться, который будут любить и который сам сможет дарить любовь!
Вот мои следующие советы:
Умейте чувствовать ребенка и уважайте его мнение.
Стройте свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку. Воспитать человека критически мыслящим – значит, обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека уважающим чужое мнение – обезопасить от многих бед все общество.
Умейте оставлять в детских сердцах добрый след.
Я стремлюсь так построить свое общение со своими учениками, чтобы наши рассуждения о добре и зле, любви и ненависти, мире и войне были не просто пустыми словами. Пусть ребята эти понятия прочувствуют, пропустят через свою душу. И тогда в их сердцах обязательно останется добрый след.
Учитесь у детей.
Общаясь с детьми, я познаю мир и открываю для себя что-то новое, нахожу ответы на многие вопросы. Ведь дети – это маленькие психологи, которые с детской непосредственностью часто подсказывают мне решения некоторых проблем. Как учитель, я расту и совершенствуюсь вместе с детьми, как справедливо отметил К. Гельвецкий: «Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не законченно. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание».
Верьте в своего ученика и будьте искренними.
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен.
Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными, деликатными и тактичными, целеустремленными и настойчивыми.
Как длина дорога от «я хочу» до «я могу…
А какой должна быть я?
Есть ли такая профессия – учитель? Нет – это способ, это образ жизни.
Я не работаю учителем, я живу учителем.
У мужественного Януша Корчака есть «Молитва воспитателя», потрясающая своей искренностью:
«Обращаюсь к Тебе, Господи. С сердечной просьбой.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их
усилия.
Не легким путем их направи, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище:
печаль.
Печаль и труд».
И посмею добавить от себя: любовь и надежду…