Эссе «Реалистичность тьюторства в российском образовании»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский техникум агробизнеса»
ЭССЕ
«Реалистичность тьюторства в российском образовании»
Участник: Ступак Юлия Николаевна
Калининск 2020 г.
Современный мир стремительно развивается, возможности и стили жизни становятся разнообразными, поэтому у системы Российского образования возникла задача – устранить отдалённость общества от школы, а так же школы от общества. Проводимые в последнее время реформы, направлены на то, чтобы массовая школа перестала быть «обезличенной».
К современным ученикам выдвигаются следующие требования: самостоятельное развитие в собственном непрерывном обучении, стремление к инициативе. Возникшие требования и послужили причинами изменения учебного процесса. Появилась новая профессия – тьютор. Данный вид инновации официально пришёл в российское образование 5 мая 2008г.
Тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на всём пути индивидуального развития. Он принимает участие в составлении индивидуальной программы, как обучения, так и развития ребенка, подростка, юноши.
На сегодняшний день выделены три формы деятельности тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность. Она направлена на преодоление трудностей с успеваемостью и дисциплиной. Главная задача заключается в устранении возникающих несоответствий между учебной программой и реальными возможностями ученика.
Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личности средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь имеется в виду помощь в проектной и исследовательской деятельности, так как эти направления позволяют структурировать все знания и умения, которые нужно правильно реализовать.
В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Такое сопровождение должно длиться в течение всего образовательного процесса.
Что такое тьюторство в дошкольном образовании? На мой взгляд, этот вид педагогической деятельности не являются исключением и в детских садах. Именно здесь задается личностный старт маленького человечка. Наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживает и помогает освоить ресурсы социума для самостоятельного развития личности. Чтобы добиться результатов в работе, тьютор должен изучить жизненную среду малыша, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала.
2
Эффективно внедряется тьюторство и в дополнительное образование. Система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, а значит, эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Можно создать условия для обучения по гибким, вариативным методикам. Каждому ребенку даются возможности для индивидуального темпа и глубины освоения образовательных программ. Тьюторство, с моей точки зрения, в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий. В центре внимания уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, пополнению опыта в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Не обойтись без тьютора и в инклюзивном образовании. Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме, развивает чувство толерантности и ответственности. В школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку, для поддержания в нём стремления к самостоятельности. Идея сопровождения детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии. Специалист должен представлять и понимать что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования. По моему мнению, он должен знать психологические особенности возрастного развития ребенка, а так же навыки анализа особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ и социального окружения. Обязательно уметь реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательной среды.
Почему тьюторская работа важна в профессиональном образовании? В очень многих российских ссузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Зачастую студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но сам не понимает это отношение. Я думаю, в профессиональном обучении тьюторская работа весьма востребована. Современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника. Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультации и организации эффективного учебного процесса. Кто может быть тьютором? Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.
3
Я считаю, что роль тьюторства в российском образовании очень значима. Тьютор наблюдает за деятельностью ученика, направляет и поддерживает. Благодаря работе тьютора образовательный хаос конкретного человека постепенно превращается в порядок. Ученик понимает, что ему нужно от образования, он становится самостоятельным и активным участником своей жизни и жизни общества. Понимание личностью своих слабых и сильных сторон, умение эффективно их использовать для достижения жизненных целей – главный результат работы тьютора. Каждый ребенок может реализовать свои возможности, если ему помочь. В будущем он станет самостоятельным специалистом, который будет востребован на рынке труда. Будет не только владеть знаниями, умениями и навыками, но и реализует свой творческий потенциал. Станет профессионалом с креативным мышлением, а креативность - один из самых востребованных навыков будущего.
4
Список литературы
Власенко, В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний... / В. А. Власенко
// Народное образование. - 2018.-№3. - С.140-146.
Логинов, Д.А. Индивидуализация образования, или Зачем школе тьютор? / Д. А. Логинов// Школа управления образовательным учреждением. - 2016.-№2. - С.11-16.
Романова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования тьюторской позиции педагога по отношению к обучаемым / И. В. Романова// Методист. - 2017.-№1. - С.9-12.
https://www.syl.ru/article/324088/tyutorstvo-v-obrazovanii---eto-chto-takoe-opisanie
https://7span.ru/obrazovanie/tyutor-kto-eto-takoj-v-sisteme-obrazovaniya.html
5