Эссе «Кто он — педагог дошкольного образования?»
Кто он – педагог дошкольного образования?
В повседневной жизни – на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности – ребенок многое узнает. Однако важные задачи всестороннего развития малыша решаются на специально организуемых занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. На таком занятии инициатива принадлежит взрослому: выбор темы занятия, планирование, организация, использование соответствующих методов в ходе его проведения. Здесь ребенок подчиняется требованиям педагога.
На занятиях у детей формируют новые знания, умения наблюдать за окружающим миром, слушать педагога, подражать его действиям. Развивают память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность. В результате совместной деятельности во время занятий у детей формируются положительные взаимоотношения. Все эти умения необходимы для дальнейшего обучения, как в детском саду, так и в школе.
В раннем возрасте внимание малыша в основном непроизвольное, поэтому обучение на занятиях проводится в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной взрослым задаче, положительные эмоции.
В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
С течением времени мы все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Комплексные занятия помогут устранить неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, занимательной математики, изодеятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Успехи детей на занятии определяются также тем, интересно или неинтересно им его содержание. Поэтому педагог, который разными способами поддерживает заинтересованность участников занятия, стремятся вызвать у них положительные эмоции. Создавая условия для возникновения у детей положительных эмоций, педагог легче и быстрее достигает поставленные дидактические цели. Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям.
Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие (в данном случае побуждение сделать что-то или назвать предмет), другим для этого требуется более длительный срок.
Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием.
Интерес к занятию создается также в тех случаях, когда его содержание направляет детей на решение интеллектуально-игровой задачи.
Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. При проведении занятий педагогу надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения.
Цель занятий с детьми раннего возраста – создать вокруг малышей развивающую среду, с помощью которой они познают мир. Помочь родителям научиться сотрудничать с ребенком, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
В основе системы развивающих занятий лежат следующие принципы:
- совмещение игровой и познавательной деятельности детей;
- постепенное усложнение обучающих заданий и условий игр;
- повышение умственной активности детей;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, которая осуществляется под руководством взрослого.
Используемые развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. для чего эта игра создана, на что она направлена.
Цель игры имеет всегда два аспекта: познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать и воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения с окружающими, которые мы закладываем.
Программа занятий для детей раннего возраста должна включать 3 взаимодополняющих аспекта: обучающий, развивающий, оздоровительный учитывает все стороны развития ребенка: интеллектуальную, физическую, эмоциональную и социальную.
Занятия должны проводится в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста. Для предупреждения интеллектуальной и физической утомляемости в ходе занятий происходит частая смена видов деятельности. Активно используются музыкально-двигательные упражнения.
Занятия с детьми раннего возраста направлены на:
Сенсорное развитие (развитие восприятия: цвета, формы, величины).
Развитие речи (формирование речевого высказывания, подготовка органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и правильной артикуляции).
Развитие мышления, внимания, памяти, воображения.
Развитие мелкой моторики.
Социальное развитие (навыки общения).
Развитие творческих способностей.
Физическое развитие (двигательной активности).
Эстетическое воспитание (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
Надеюсь, моя статья вызвала интерес к профессии «Педагог дошкольного образования»!