Профориентационное эссе «Моя философия дошкольного образования»
«Моя философия дошкольного образования»
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».
В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Размышляя над темой эссе, мне пришло в голову множество мыслей, но остановиться хочется на одной: воспитатель – дети – родители. Эта связь неразрывна и является фундаментом дошкольного образования. Ведь очень важно, кто находится рядом с ребенком в детстве.
В последнее время произошла заметная революция в образовании: изменился статус дошкольного детства, оно на данном этапе является важнейшим этапом государственного образования.
Что же это значит?
Для меня детство, в первую очередь, обеспечивается поддержкой семьи, как главного института развития и социализации ребенка.
Как никогда взаимодействие детского сада и семьи становится актуальным, так как семейное воспитание играет особую роль в развитии ребенка. Семейный институт - есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок, ожидает от своих родных безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он прост есть.
Семья для ребенка - это первый опыт взаимоотношений. В семье он видит примеры для подражания, здесь происходит его рождение, как частички социума. И когда ребенок приходит в детский сад, мы должны понимать, что у него есть определенный багаж: знаний, воспитания. Он не «чистый лист», на котором можно рисовать, что угодно. Мы не можем навязать ребенку и родителям определенную модель воспитания, но мы можем создать условия, чтобы она была для ребенка эффективной.
Я, как воспитатель, стараюсь создать в группе атмосферу взаимопонимания, поддержки, доверия и сотрудничества. Учитываю социальный статус, микроклимат семьи и степень заинтересованности родителей. Стараюсь найти подход не только к каждому ребенку, но и к каждому родителю, что в свое время ведет к повышению эффективности образовательного процесса.
В книге "Главное о воспитании детей", авторы подчеркивают, что не может быть конкретных правил для всех воспитательных ситуаций.
Но можно выделить ряд условий, необходимых для полноценного развития ребенка.
Во-первых, ребенок должен воспитываться в отношениях родительской любви.
Во-вторых, рядом с ребенком должны быть воспитатели, обладающие нравственными качествами.
В-третьих, включение ребенка в регулярный радостный общественно полезный труд.
В-четвертых, гармоническое развитие всех способностей ребенка.
В-пятых, реализация условий постепенности и последовательности.
Итогом такого воспитания является усвоение ребенком ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.
Таким образом, дошкольное образование это образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых. Оно играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте, станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.