Эссе на тему «Педагог-психолог: мой путь в профессию»
«Девятнадцатый век был веком биологии,
двадцатый – веком физики,
двадцать первый – век психологии»
А.П. Егидес
Будучи студенткой, в романе психолога Ирвина Ялома «Лжец на кушетке» я отметила важную мысль: «Для каждого пациента терапевт должен создавать свой язык терапии». Размышляя над этим, я всё-таки мечтала придумать некий универсальный язык или метод, понятный всем и каждому.
Позднее, в сотый раз пересматривая личностные карты ребят, я улыбнулась своему юношескому максимализму. Универсального языка для общения или ключа к решению проблем не существует, как не существует рецепта для избавления от всех бед. В совместной деятельности и общении с конкретным ребенком, которому нужна помощь, психолог снова и снова ищет новые пути решения проблемы, раскрывая его внутренние ресурсы.
Эксперты ВОЗ, анализируя результаты многочисленных исследований, убедительно доказали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения.
Только так, ощущая внимательное отношение к себе и к своей проблеме со стороны психолога с самого начала, ребенок научится самостоятельно справляться с трудностями.
Как же в условиях современной школы совместить индивидуальный подход к ребенку, нехватку времени, меняющиеся программные требования? Ведь школьный психолог "работает" не на конкретного ученика, а на процесс образования в целом. Ответ прост, психолог не один «в поле воин», рядом с ним люди, объединенные общей целью – воспитанием подрастающего поколения.
Внимательное отношение к ребенку, желание найти с ним общий или создать свой собственный язык – вот верный путь к гармоничному развитию личности.
Нам сложно описать результат своей ежедневной работы. Он появляется не сразу, как растение из семени, но с каждым днём набирает силу. Красота растения зависит от самого семени, создание для его развития самых благоприятных условий – вот задача садовника.