12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкас Юлия Юрьевна24
Я учитель технологии, Мама двоих озорных мальчишек и очень творческая личность. Люблю креативный подход к любому делу и приобретать что то новое и полезное.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание существовало еще в далекой древности. Значение и сущность этого слово постоянно изменялось, потому что изменялось само представление об эстетическом воспитании, в связи с развитием эстетики как предмета, а в последующем и как науки. Но не смотря на все испытания временем в основе эстетики всегда лежала сущность понимания прекрасного. Именно эта категория и является основой эстетического воспитания по сей день.

Есть очень точные и правильные слова немецкого поэта и философа, теоретика искусства Шиллера Фридриха: «Что бы воспитать человека думающим и чувствующим его следует воспитать эстетически.»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Актуальность проблемы эстетического воспитания была и остается во все времена.

От степени эстетического воспитания человека зависит его образ жизни: то на сколько он интеллигентен, на сколько он развит духовно, направленность его творческих стремлений и деятельности. От этого будет завесить его будущее: стиль отношений в его будущей семье, стиль общения с людьми и со всем миром. И вряд ли человек эстетически не развит сможет себя реализовать в столь разнообразном и богатом мире как культура. А культура в современном мире, это неотъемлемая часть человеческого образа жизни.

Роль эстетического воспитания очень сложно переоценить. Эстетическое воспитание личности происходит почти с самого рождения. В тот самый момент, когда маленькой крохе, только открывшей глаза на этот большой и интересный мир, мама поет колыбельные песни. С тех самых первых шагов маленького человека, с первых его слов и поступков.

Он открывает для себя неизведанную среду, которая его окружает. И именно эта среда как ни что другое откладывает отпечаток в его душе на всю последующую жизнь. Это как начать рисовать на чистом листе бумаги. И тут родителям нужно постараться, что бы этот рисунок первых впечатлений, который будет основой для будущей жизни ребенка, был цветным и разнообразным, а не черно белым. Общение с родителями, взаимоотношения с родственниками, сверстниками, поведение окружающих, их жесты, настроение, слова и даже просто взгляды- все это откладывается и фиксируется в сознании ребенка.

Научить ребенка видеть вокруг себя прекрасное, вот к чему призвано эстетическое воспитание. Оно осуществляется не только в раннем возрасте ребенка. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. И чем раньше человек попадет в комплекс целенаправленного эстетического воздействия, тем больше надежды на то, что эстетическое воспитание принесет свои результаты.

Конечно же в детском возрасте это осуществляется через игровую деятельность ребенка, потому на данном возрастном этапе это его основная обучающая деятельность, с помощью которой он приобщается к познанию окружающего мира.

Игра- первичный и весьма продуктивный способ стимулирования творческих потенций ребенка. Именно в игре чаще всего проявляется творчество дошкольников, а уже плод этого творчества влечет за собой первые эстетические впечатления. Ребенок учится подражать, у него развивается воображение, он овладевает элементами культуры действий, взаимоотношений и общения с людьми.

Получаемый опыт от полученных впечатлений формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к происходящему вокруг него. Это несомненно поможет ему продолжать развиваться и в школьном возрасте.

Для того что бы система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, М.Б. Неменский выделил следующую ее особенность: « Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.»

И конечно же у каждой системы должна быть основа. Как бы стержень, на которую она опирается. Что касается эстетического воспитания, то тут можно сказать, что основой и стержнем здесь является искусство в своем огромном разнообразии. Это и музыка и театр, танец, живопись, скульптурв, архитектура, кино и другие виды искусства.

Мир искусства очень разнообразен, что дает нам в свою очередь всесторонне развиваться и приобщаться к прекрасному. Искусство несет в себе огромный потенциал для развития личности и роль искусства здесь очень велика.

Искусство синтезированном виде отражает чувственные представления человека об окружающем его мире. Моделируя мир, оно дает возможность выявить различные соотношения и взаимосвязи этого мира, что стимулирует творческо-созидательные способности личности. Чувственная природа искусства усиливает мировоззренческое воздействие на личность, превращает искусство в сильнейшее воспитательное оружие.

Эстетическое воспитание открывает душу человека на встречу звукам, краскам, формам выражения искусства. Оно помогает всестороннему раскрытию и развитию самого себя. Это способствует развитию творческих возможностей человека. Ведь в современном мире очень ценится духовное богатство внутреннего мира человека. А точнее его творческий потенциал как личности, его уникальность.

В школе ребенок имеет возможность наиболее ближе ознакомиться с искусством во всем его разнообразии. Учитель должен знакомить ребенка с предметами и явлениями искусства. В результате этого взаимодействия, у ребенка развивается представление о прекрасном, формируются его симпатии и личные предпочтения к чему либо.

Конечно же здесь нужно отметить что не у всех детей есть возможность посещать лучшие музеи мира, театры, различные выставки и т.д. И не у всех детей есть возможность вообще посещать такие заведения где представлены предметы искусства, я имею ввиду школы в глухих деревнях, или детей с ограниченными возможностями, но это не значит что живя в таких условиях человек обречен быть эстетически не образованным.

Можно и нужно слушать музыку великих композиторов, можно листать книги где нарисованы произведения искусства, а некоторые книги дак и сами своим содержанием становятся произведениями искусства и культурным наследием общества.

Книга- это бесценный источник знаний, это средство воспитания человека, в том числе и эстетического. Она умеет говорить, заставляет размышлять и учит говорить и выражать свои чувства и эмоции. И ее уникальность в том что книги доступны практически каждому.

А русская поэзия, которая известна во всем мире, она поможет ребенку сформировать понятие о прекрасном, научит любить и сострадать, научит выражать свои мысли… и это только краткий перечень тех качеств, которые имеет книга.

Центральным звеном здесь является эстетический идеал. То есть представление о совершенной красоте в природе, в труде человека, в искусстве, в обществе и наконец, в самом человеке.

В школьном возрасте у детей еще неустоявшееся и не совсем определенное представление о своем эстетическом идеале. Любой школьник может ответить на вопрос, какая книга или музыка ему больше нравится, но это не является эстетическим идеалом. Это является небольшой отгадкой к пониманию его эстетического вкуса.

Эстетический вкус формируется у человека на протяжении многих лет, именно в тот период когда человек начинает осознавать себя как личность. Возможно, что это и дает начало к пониманию своего эстетического идеала. Причина этого в том , что личность не до конца сформирована или даже из за недостатка жизненного опыта. Но чем старше становится человек, тем он больше и четче представляет себе свой эстетический идеал.

Эстетический идеал заставляет человека развиваться и двигаться дальше. Он побуждает его к стремлению к лучшему. Человек проявляется при этом во всей полноте и многогранности, неповторимости себя как личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций залог развития нашего общества в современном мире.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане так и в духовном.

Цивилизация потребления в нашем мире ориентируется в основном на количественных, а не на качественных критериях оценок. Это сформировало мнимое и не правильное представление человека о его потребностях. В следствии этого мы превращали сначала малые участки, потом большие города, сейчас и во все всю планету в одну большую свалку отходов потребления. Это стало одной из самых больших проблем человечества, решение которой до сих пор еще остается до конца не известным.

А истинные потребности человека заключаются в жизни, в пище, в безопасности, любви, в общении, в познании неизведанного, в творчестве и т.д. Это означает, что человеку нужно не совсем то и не совсем столько сколько его вынуждает потреблять современная индустрия, реклама, мода и т. д. Это все отвлекает человека от истинного его предназначения, ввергая в непрестанную погоню за фикциями.

И это совсем не означает, что человек немедленно должен отказаться от всего этого, это означает, что человеку нужно осознать свои истинные потребности, те которые не разрушают и не затемняют его истинную природу.

И как нам известно одной из истинных потребностей человека является потребность к красоте, как естественное стремление человека к гармонии с самим собой и природой. И только человек эстетически воспитан, высоко духовно и морально развит может отличить свои истинные потребности от всего лишнего и не нужного ему.

Такой же исходной и истинной потребностью человека является потребность в творчестве и самовыражении. Творчество эта область человеческой деятельности, в которой он может полностью раскрыться. Именно творческая позиция человека дает ему возможность адекватно и своевременно реагировать на все изменения нашего мира. Человек способен творить только тогда когда чувствует внутреннее побуждение, когда обретает душевную гармонию, а это и есть эстетическая культура души человека.

В формировании творческой позиции эстетическое воспитание играет главную роль, она не только способствует развитию чувств, но и учувствует в оформлении человеческой чувственности, обогащает и развивает ее. Имеено эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувст в формировании представления о картине мира.

Что бы мир двигался вперед, а современное производство успешно развивалось, нужны не просто люди и рабочие, нужны люди со свободным творческим мышлением, с хорошей фантазией и интуицией. Дочтичь всего этого может эстетическое впечатление, полученное и привито по средствам эстетического воспитания человека на протяжении всей его жизни.

Нужно создавать условия которые максимально стимулировали бы отдачу человека в творческой сфере. Организация системы действенного эстетического воспитания стала одной из первоочередной задачей современного общества и всего мира в целом.

 

Список используемых источников

http://spb- tei.ru/2005/09/21/jesteticheskoe-vospitanie..html

http://dshisv.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_biblioteka/ehsteticheskoe_vospitanie_aktualnaja_vechnaja_problema/2-1-0-2

Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.,1988.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.