12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Руднева Анна Николаевна56
Россия, Волгоградская обл., с.Лебяжье
6

Статья «Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Статья на тему:

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Подготовила Руднева А.Н.

Учитель школы-интернат г.Котово.

План:

1.Место эстетического воспитания в системе формирования личности детей с ОВЗ.

2.Понятие эстетического воспитания, его связь с другими направлениями воспитательного процесса.

3.Теоретические основы эстетического воспитания аномальных детей.

4. Особенности эстетического воспитания детей с ОВЗ.

5.Основные задачи эстетического воспитания умственно отсталых детей

6. Ожидаемые результаты эстетического воспитания в коррекционной школе.

7.Особенности изобразительной деятельности интеллектуально неполноценных детей.

8. Роль трудового обучения в эстетическом воспитании детей с ОВЗ.

9.Экскурсии как средство формирования эстетического восприятия

10. Эстетическое воспитание на уроках чтения

11. Воспитание культуры поведения учащихся школы VIII вида

12. Значение эстетического воспитания в школе VIII вида


 

1. Красота – источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания во вспомогательной школе. Поэтому особенности развития умственно отсталых детей вызвали необходимость создания специальной программы эстетического воспитания, нацеленной на творческое использование в условиях вспомогательной школы общепринятых методов и разработку специфических методов. Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственно отсталых учащихся, развитию и удовлетворению его духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Все нравственные богатства, созданные человеком, должны войти в сердца умственно отсталых детей. Человеческая красота, входя в духовную жизнь умственно отсталых детей, заставляет задуматься над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения между сверстниками одухотворяются нравственной красотой. Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить умственно отсталому ребенку, научить видеть, любить красоту природы, искусства, жизни, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода, т.к. только такой подход позволяет более эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его чувств, убеждений, положительных качеств (отзывчивости, доброты, внимательности) личности.

2. Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое неразрывно связано с этическим – это научное положение лежит в основе методологии эстетического воспитания. Таким образом, красота и нравственность способствует развитию личностных качеств ребенка.

Эстетическое воспитание предполагает:

1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;

2) эмоциональное отношение ко всему окружающему;

3) стремление к самостоятельному художественному творчеству;

4) наличие эстетических и нравственных суждений.

Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования, художественного рукоделия, хореографии.

3. Эстетическому воспитанию во вспомогательной школе посвящено множество научных работ. Педагоги-дефектологи уже несколько десятилетий занимаются изучением этого вопроса. Яркими представителями этого направления в воспитании умственно отсталых детей являются Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, Н.П.Долгобородова, Т.И.Пороцкая, Ж.И.Шиф и другие.

Т.Н.Головина издала большое количество книг, посвященных этой проблеме (“Эстетическое воспитание во вспомогательной школе” (1980), “Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе” (1974) и др.)

 

Немало работ издано И.А.Грошенковым (“Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе” (1993), “Изобразительная деятельность во вспомогательной школе”, “Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы”(1982).

Коррекционно-воспитательное значение занятий по рисованию признавали многие зарубежные теоретики–дефектологи: Ж.Демор, О.Декроли, Б.Миннель, Э.Сеген. Важнейшая роль занятий по рисованию в компенсации дефектов развития неоднократно подчеркивалась советскими учеными А.Н.Граборовым, Г.М.Дульневым, Н.Ф.Кузьминой-Сыромятниковой, М.М.Нудельманом, В.П.Кащенко, М.И.Кузьмицкой.

В 1994 году была издана книга “Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе” (под ред. В.В.Воронковой), в которой подробно раскрывается содержание эстетического воспитания. Авторы утверждают, что в основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связанно с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности), по очень точному замечанию авторов, благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную и волевую деятельность.

В пособии Б.П.Брунова “Игра как корригирующее средство” (1996) предлагается комплекс игр, которые являются необходимым средством развития интереса ребенка к учебным занятиям и эффективным способом организации учащихся.

4. Под развитой человеческой личностью понимается личность, обладающая определенным мировоззрением, осознающая свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющая самостоятельно действовать для реализации этих целей. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах эстетики, морали и нравственности. Поэтому одна из главнейших задач вспомогательной школы – коррекция дефектов развития аномальных детей.

Затрагивая вопросы эстетического воспитания во вспомогательной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляются практическими знаниями.

Во-первых, эстетическое воспитание во вспомогательной школе строится по определенным этапам развития умственно отсталого ребенка.

Во-вторых, эстетика – наука “всепроникающая”. Она пронизывает все дисциплины, преподаваемые во вспомогательной школе.

Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение.

Известно, что именно эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Очевидно, что эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы естественно затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей в отношении самостоятельного творчества. Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственно отсталых детей, развитию и удовлетворению духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности.

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно прежде всего включено в сферу педагогического воздействия. Чувства ребенка обогащаются, что способствует выработке эмоциональных дифференцировок. У всех учащихся вспомогательной школы имеется нарушение нормального развития психических процессов и качеств личности. Они нуждаются в коррекции не только умственного развития, но и эмоциональной сферы. У большинства из них наблюдается некоторое отставание или отклонение в физическом развитии (резкое снижение мышечного тонуса, патологическая замедленность в движениях и т.п.). Все эти особенности учитываются опытными учителями-дефектологами при выборе соответствующих приемов воздействия. Школа не только учитывает указанные психофизические особенности, но и стремится их сгладить или по возможности преодолеть в процессе коррекционного воздействия.

Прежде всего, согласно исследованиям Н.М.Стадненко, К.И.Вересотской, отмечается значительное своеобразие восприятия у детей-олигофренов: оно замедленного темпа, сужен объем воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой обстановке. Для них характерна и недостаточная дифференцированность, и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, дети не могут всматриваться в детали, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить важные и характерные признаки. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенным и нередко искаженным. Это накладывает отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.

Ученики школы VIII вида весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо дифференцируют промежуточные цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов.

Учащиеся совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.

Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

5. С учетом своеобразия умственно отсталых детей и особой роли вспомогательной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1.Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовольствие).

2.Корригировать дефекты психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно заботиться о становлении личности каждого ребенка в целом и подготавливать его к самостоятельной жизни.

3.Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями; развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и аргументированным суждениям.

4.Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования, художественного рукоделия, хореографии.

Недостатки в развитии речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов во многом осложняют решение этих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания; во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств обучения и воспитания; в третьих, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание во вспомогательной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.

Многие авторы ссылаются на то, что специальная организация работы по эстетическому воспитанию должна предусматривать:

-более элементарный уровень, чем в массовой школе,

-рациональное использование форм, методов, средств, отвечающих возможностям умственно отсталых детей,

-коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

6. За время пребывания во вспомогательной школе ее воспитанники значительно продвигаются в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества.

В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.

Во-первых, эстетическое воспитание во вспомогательной школе строится по определенным этапам развития умственно отсталого ребенка.

Во-вторых, эстетика – наука “всепроникающая”. Она пронизывает все дисциплины, преподаваемые во вспомогательной школе.

Обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность.

Этому способствует умелое сочетание методов эстетического воспитания, которые условно подразделяются на:

-словесные,

-наглядные,

-практические.

Так, рассматривание картинок, демонстрация диафильмов, фильмов, наблюдения за природой невозможны без словесного пояснения, это необходимо и при организации занятий по рисованию, лепке, аппликации. Специфичным в воспитании умственного отсталых школьников является именно то, что с непосредственным воздействием наглядности должны обязательно сочетаться словесные пояснения, потому что чувства детей наиболее ярко выявляются в результате хорошо организованного впечатления.

Решая задачи эстетического воспитания, учителю следует приложить специальные усилия к формированию образной речи, чего так недостает в устных высказываниях умственно отсталых школьников. Для этого рекомендуется проводить разнообразные лексические упражнения во время прогулок, занятий ручным трудом, в процессе подготовки к праздникам и т.д.

В процессе целенаправленной и систематической работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Эстетическое воспитание возможно на определенном уровне развития анализирующего восприятия. Восприятие приобретает характер эстетического лишь в том случае, когда у учащихся развиты эстетические чувства.

В школе благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

7. Система воспитательно-коррекционной работы вспомогательной школы имеет в виду эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. Важно, чтобы каждый предмет школьной программы мог быть максимально использован для решения задач эстетического воспитания.

В эстетическом воспитании умственно отсталых детей одно из главных мест принадлежит изобразительному искусству, которое тесно связано с задачами коррекции.

Значительно результативнее происходит усвоение учебного материала, если дидактический материал органично включает эстетические средства с присущими им свойствами – красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающими чувства ребенка.

6.Урокам изобразительного искусства, пения и музыки принадлежит особая роль. Подавляющее большинство учащихся вспомогательной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует как на уроках рисования, так и во внеклассное время.

Особую активность учащиеся проявляют во время “свободного рисования”, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натуры определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшееся или излюбленный предмет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

В рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что они умеют и что позаимствовали у своих товарищей. Обычно это заученные изображения (дом, машина, корабль, самолет, цветы и т.д.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между реальностью и изображением.

Типично, что школьники могут заполнить лист бумаги двумя-тремя отчетливо нарисованными предметами, не изобразив какой-либо связи между ними. Детей не интересует содержание, их более всего занимает сам процесс воспроизведения формы, которым они овладели. Некоторые дети склонны к тому, чтобы рисовать буквы и цифры, которые они выучили. Такие работы занимают иногда всю страницу и напоминают работы из тетрадей по письму и математике.

Иногда рисунки детей состоят из одних и тех же повторяющихся фигур. Чаще всего это квадраты, треугольники или круги неправильной формы. “Прилипчивость” к одному роду действий, “графическое переживание” одной и той же формы – черта, присущая умственно отсталым школьникам. Стереотипность усвоенного примитивного способа передачи изображения без каких-либо изменений сохраняется долгое время.

Изобразительному искусству принадлежит одно из главных мест в эстетическом воспитании. Научить учащихся вспомогательной школы понимать и любить изобразительное искусство – непростая задача, так как в целом картина для них – просто украшение.

Цель занятий по изобразительному искусству – формирование умения воспринимать содержание картины в целом, анализировать отдельные изображенные на ней объекты, находить в них своеобразные черты, осмысливать связи и отношения между ними, а также развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи.

Приобщать умственно отсталых детей к изобразительному искусству следует постепенно. В 1-2 классах занятия ограничиваются краткими беседами и рассматриванием репродукций известных художников, а также иллюстраций к литературным произведениям и открыток, которые демонстрируются с помощью диапроектора. Литературное произведение (чаще всего сказка) должно быть известным и интересным детям. Иллюстрации можно подобрать в детских журналах.

Учащиеся 1-3 классов в ходе проведения беседы должны узнать и правильно назвать изображенные на картинке предметы, определить их цвет, форму, величину, расположение. При рассмотрении картинок можно использовать игровые приемы, элементы соревнования.

В 3-4 классах следует уделять внимание выработке у детей умения понимать не только содержания картины, но и ее главную мысль, а также отмечать некоторые средства художественной выразительности.

Рассматривание картинок, иллюстраций рекомендуется сочетать с рисованием. Для усиления эмоционального воздействия картины на учащихся полезно привлекать соответствующие отрывки из литературных произведений в прозе или стихах, загадки.

Изобразительная деятельность учащихся становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций. Так, учитель, давая ученику, листок для рисования или принимая рисунок, просит его рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие практическое применение.

Полученные на уроках изобразительного искусства умения и навыки находят применение в работе по другим дисциплинам: русскому языку, математике. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по трудовому обучению, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева, при оформлении переплетно-картонных и других изделий). Кроме рисования, проводятся занятия по лепке, моделированию, конструированию.

Проведение бесед-занятий о народных промыслах: мастерах Хохломы, игрушках села Богородского, дымковской игрушке - воспитывает у учащихся, кроме эстетических чувств, уважение к народному творчеству, чувство гордости за свой народ.

В своей работе по изобразительному искусству я знакомила учащихся с такими народными промыслами как: хохлома, гжель, дымковская игрушка. Были проведены беседы, рассмотрены картины с изделиями мастеров, учащиеся раскрашивали подготовленные мною шаблоны. Ребятам очень нравится работать акварелью. Так же на уроках изобразительного искусства мы используем такие техники как: рисование рукой и пальцами, рисование в технике «гроттаж», рисование с помощью шаблонов, метод разбрызгивания краски . Мои ребята участвовали в выставке, где были представлены работы в технике «Гроттаж» и рисование руками. За участие были получены грамоты.

8.Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной, металлоконструктором. При этом используются цветные материалы, которых привлекаются и радуют детей, как во время деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.

В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества. У детей развивается чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний; чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы ; чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение элементов предмета.

Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, сучками и т.п.). Все перечисленные материалы мы используем на уроках труда.

9. Отправным пунктом данных занятий должны служить экскурсии на природу. Во время экскурсий нужно обратить внимание детей на яркое, приметное, наглядное, дать им возможность испытать удовольствие от восприятия природы. По мере накопления эстетических впечатлений у учащихся ярче выявляются интересы, склонности, способности. Для эффективного развертывания этого процесса необходима доступная и интересная деятельность.

Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота родной природы, многообразие ее форм оказывает на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое влияние. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

Воспитание любви к природе предполагает систематическое общение с нею, формирование и развитие на этой основе интереса к природе, умения самостоятельно видеть и ценить ее красоту, участвовать в ее охране и приумножении. Чтобы дети увидели красоту природы, их надо к этому подготовить. Восприятие прекрасного предполагает наличие способности воспринимать цвета, формы, звуки, запахи. Приобщать к целостному восприятию необходимо постепенно.

Учащиеся младших классов, рассматривая цветы в саду, учатся видеть их цвет, строение, чувствовать запах. Во время экскурсий и прогулок учитель обращает внимание учащихся на красоту окружающей природы (осеннего парка, зимнего леса, цветущего поля ромашек). Впечатления детей анализируются, обобщаются, делаются выводы и заключения. В дальнейшем детям предъявляются конкретные задания, например, послушать пение птиц в саду, послушать кукушку во время прогулки по лесу и сосчитать сколько раз она прокуковала. Важно, чтобы учитель не только сам показывал и объяснял, но и побуждал учащимися видеть и слышать природу. 

Умственно отсталых детей необходимо учить выражать свои впечатления, однако их рассказ об увиденном не должен быть простым перечислением тех или иных объектов, в него надо включать описание эстетических переживаний. Работа может быть дополнена рисунками, лепкой, поделками из природного материала.

Воспитание эстетических чувств в общении с природой осуществляется более успешно, если используется активная деятельность детей. Она может быть разнообразной и должна приобретать заметный общественно полезный характер – от собирания садовых цветов и украшения ими столовой, комнат в интернате до участия в озеленении территории интерната и т.д.

Учащиеся вспомогательной школы вначале обычно пассивны, поэтому нужна большая активность со стороны учителя. Он должен высказать свое отношение к наблюдаемому и стимулировать детей к словесному оформлению своих впечатлений.

В осенний период педагог обращает внимание детей на листопад, осенние запахи леса, яркие грозди калины и рябины, на “пышное природы увяданье”. В зимний период отмечают первый снег, первый зимний день.

Богатейший источник эстетического наслаждения – природа! Она пробуждает в детях чувство красоты, стремления познать ее законы, обогащает представления об окружающем мире.

Весной дети наблюдают капель с прозрачных сосулек, первые проталины, первые зеленые листочки, нежную травку, яркое солнце, белоснежную дымку цветущих яблонь и черемухи.

Наблюдая с детьми то или иное явление природы, воспитатель старается вспомнить подходящее к случаю стихотворение или песню, сравнивает реальный пейзаж с его описанием в произведении, благодаря чему дети более полно воспринимают его красоту.

Осенью во всех школах VIII вида проводится праздник “Золотая осень” или праздник урожая.

Мы с ребятами тоже ходим на экскурсии, собираем природный материал для работы, участвуем в выставках, на праздниках. В нашей школе проводятся разные выставки, где ребята принимают участие, помещая свои работы. Так же и организовываем выставки. На уроках труда мы работаем с природным материалом, с соленым тестом, с конструктором, с разным материалом (ткани, ленточки, палетки, бисер, пластилин, бумага, тесемки и др.)

В процессе изготовления поделок закрепляются знания, полученные на уроках, умение детей планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия, совершенствуются двигательные процессы. Работа умственно отсталых учащихся с природными материалами оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально-волевой сферы. Они учатся доводить начатое дело до конца, оценивать свое изделие, находить в нем красоту. Важно давать детям такие задания, которые они в состоянии выполнить и которые вызывают у них интерес.

Собирая интересные коллекции даров природы и изготавливая из них различные поделки, дети узнают много нового, учатся любить природу и видеть ее красоту.

10. Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.

В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики главных героев.

Однако не только содержание литературного материала определяет эстетическую окраску урока. Огромную роль играет сам учитель, его живое, доступное пониманию детей слово.

Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им.

Подчеркивая значение эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказывания, А.Н.Граборов указывал на необходимость “образной передачей захватить учащихся, вызвать у них яркие переживания, прочувствовать тему. Поэтому к подбору материала для рассказывания следует отнестись с особым вниманием”.

Материал рассказа надо обработать: сократить число действующих лиц до минимума, сократить всякие длинноты, приспособить рассказ для возраста, обратить внимание на язык рассказа с точки зрения яркости, выразительности и доступности детскому пониманию. Рассказывать надо просто, без лишней аффектации и деланного лиризма.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, погладить), так и с изображениями главных героев (используются элементы драматизации, настольный театр, театр теней и кукольный театр, разыгрываются некоторые эпизоды на фланелеграфе).

Одним из важных приемов работы с художественными текстами является рассматривание серий сюжетных картин, отражающих последовательность событий в произведении.

При рассмотрении таких картин детям предлагаются различные виды работы: составить рассказ, придумать к заданному началу окончание, восстановить недостающие звенья истории того или иного персонажа, подобрать иллюстрации к прочитанному тексту и т.д.

Работа над смысловой стороной произведения активизирует развитие мыслительной деятельности и воображения ребенка, позволяет ему осознать взаимозависимости в действиях персонажей .

В системе коррекционно-воспитательной работы с проблемными детьми в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и к коррекции имеющихся отклонений через использование театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамической, насыщенной, обогащает положительными эмоциями, а главное – дает ребенку возможность приобрести личный опыт и условий становления человеческого индивидуума.

Пример- использование изготовленной при помощи детей объёмной декорации к сказке «Колобок»

Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворений, выразительное чтение на уроках.

11. В общем, гармоническом развитии личности важнейшее место принадлежит формированию эстетики поведения. В ней отражаются отношения человека к окружающему обществу и уровень его образованности.

Воспитание у аномального ребенка эстетики поведения является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы школа формирует у умственно отсталых детей соответствующие умения, навыки и привычки. Большой опыт воспитания и обучения детей во вспомогательных школах показывает, что умственно отсталые дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться на производстве со всеми другими людьми и быть полезными членами общества.

Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники вспомогательных школ будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом и в общественных местах - все эти навыки очень пригодятся умственно отсталому выпускнику в жизни.

Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения для умственно отсталых учащихся имеет особое значение. Большинство умственно отсталых детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с такими детьми, как правило, не работают над эстетикой поведения. Если школа не поможет приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно дети не смогут.

С неправильным поведением умственно отсталых учащихся можно часто столкнуться на уроке, на перемене, в библиотеке, в школьной столовой, Примечательно, что дети сами нередко жалуются учителям на плохое поведение некоторых своих товарищей. Если учитель находится рядом с нарушающим правила ребенком, он непременно сделает замечание, остановит нарушителя, укажет, как следует себя вести. Ошибочно думать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и усвоить принятые в нашем обществе нормы поведения.

Задача учителя в том, чтобы доказать детям целесообразность и необходимость соблюдения ими принятых в нашем обществе правил поведения. Важно, чтобы дети глубоко прочувствовали и осознали смысл каждого из них. Нужно суметь показать на конкретных примерах, что в каждом из правил содержится мысль о необходимости считаться с окружающими детей людьми.

Учитель должен разъяснить умственно отсталым школьникам, что не может считать себя настоящим человеком тот, кто не подчиняется принятым в обществе правилам поведения. Важно довести до сознания детей главную мысль: “Что бы ты ни делал, где бы ты ни был, всегда помни о том, что живешь ты на свете не один. Помни, что тебя окружают другие люди”.

В заключение хочется отметить, что у умственно отсталых школьников вырабатывается привычка следить за своими действиями, словами, поступками, контролировать себя, анализировать и критически относиться к поведению своих товарищей. По мере овладения навыками культурного поведения возрастает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, в своих силах.

12. Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку умственно отсталых детей к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.

В ходе эстетического воспитания осуществляется сенсорное развитие аномальных детей, обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов. Участие в художественной деятельности способствует формированию некоторых художественных умений и навыков, что немаловажно для организации досуга умственно отсталых детей и вовлечения их в будущем в трудовую деятельность. Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе, которая в жизни умственно отсталого ученика станет главным звеном.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.