Статья на тему «Экологическое воспитание»

4
1
Материал опубликован 21 October 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Лиски

 

Экологическое воспитание

Подготовила: Ситалова Олеся Александровна;

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

(В.А. Сухомлинский)

На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.

Одним из негативных факторов является также ухудшение состояния здоровья детей, наличие вредных привычек, бесцельное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям. Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность, загазованность воздушной среды в микрорайоне прилегающем к школе, не очень высокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей города. Также пришкольный участок необходимо сделать местом отдыха и игр учащихся и школьного лагеря. Все проводимые мероприятия служат для решения этих задач.

Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.

Экологическое образование и воспитание включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формируют экологическую грамотность учащихся, побуждают к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).

При этом уже в начальном звене закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе различных мероприятий, и через взаимодействие с учащимися среднего и старшего звена: беседы, игры, конкурсы. В том числе и вовремя работы во внеурочной деятельности.

В начальной школе, среднем и старшем звене целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Главная задача экологического образования школьников формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы включающего систему экологических знаний, умений, мышления. Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий.

Большой интерес у детей вызывают экологические проекты:

Птичья «столовая»


 

Принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 8-9 классов. Проводится в зимнее время. Задачи: организация на территории школы и прилегающей лесопосадке птичьей «столовой». Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки и для каких птиц предусмотреть. Поочередно ведется дежурство и наблюдение.

«Красная книга Воронежской области»


 

Принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 6-7 классов. Задачи: выяснить, какие растения ближайшего окружения являются редкими, включены в Красные книги. Дети сами создавали презентации на темы: «В дружбе с природой», «Сохраним красоту природы», «Редкие растения, встречающиеся на территории Воронежской области» (папка с презентациями «Красная книга Воронежской области»).


 

«Чтобы книжки дольше жили»


 

Принимают участие учащиеся всей школы. Проводится круглогодично. Проект бережливых. Детей знакомят с состоянием книжек в библиотеке. При этом помним: сохраняя книжки, мы сохраняем леса. Ребята узнают, как книги были изданы, какие книги списываются из фонда. Задачи: осуществить помощь библиотеке в ремонте книг.


 

Международный проект: «Будущее Земли зависит от тебя»


 

Принимают участие учащиеся начальной школы. Проводится весной. Задачи: чтобы дети выросли Творцами, а Земля-Матушка расцвела садами и выздоровела поскорее.

Дети посадили семечки кедров и яблонь, чтобы наш город стал экологически чистым, красивым! Во время проведения эко-урока обучающиеся познакомились с проблемами экологии, узнали о роли кедра в очистке воздуха. А, главное, узнали, как растить кедр, как ухаживать за его нежными росточками. Каждый ребенок будет заполнять эко-паспорт, записывать, сколько взойдет семян, когда кедры и яблони будут высажены в открытый грунт, куда будут определены на постоянное место. Некоторые увезут к себе на дачу, в сад, кто-то – увезет в другой город, а кто-то – мечтает увезти в лес, чтобы в природе стало больше таких полезных деревьев.

«День птиц»

Принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 9-11 классов. Проводится в весеннее время. Задачи: расширить знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека, развесить в лесу изготовленные старшеклассниками скворечники. Проводятся экскурсии в местный краеведческий музей. Объявляется конкурс на лучший скворечник. Начинается с проведения праздника Птиц в младших классах. С помощью старшеклассников организуются игры, конкурсы. Проводятся классные часы на экологическую тему; экологические праздники; викторины; экскурсии в природу, где дети получают представление о предметах и явлениях природы в реальной обстановке; экскурсии в местный краеведческий музей, в Воронежский биосферный заповедник.

«Зелёный патруль»

Принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 7-8 классов. Проводится в осеннее время. Задачи: узнать, какие растения и животные являются редкими в Воронежской области и включены в Красную книгу; как сохранить биологическое разнообразие лесов; выяснить экологические познания жителей города по данной тематике и т.д. Дети сами создавали презентации на темы: «Лес - наш друг», «Редкие растения и животные Воронежской области», «Красная книга» и др. (архив «Мир заповедной природы»).


 

«Помощники леса»

Проводится круглогодично. Принимают участие учащиеся 10-11классов. Задачи: организовать и провести мероприятия по благоустройству мест массового отдыха людей и экологической пропаганде учащихся (убрать бытовой мусор в прилегающем к школе хвойном лесу, установить урны на пришкольной территории, провести информирование школьников и их родителей по данной тематике, нарисовать листовки, выпустить буклеты и сделать стенд по противопожарной безопасности в лесу).

«Наш школьный двор»

Проводится круглогодично. Принимают участие учащиеся всех классов школы. Задачи: провести мониторинг пришкольного участка для определения экологического состояния: атмосферы, почвы и всей прилегающей территории (наша школа располагается возле автомобильной дороги, поэтому имеет влияние выброс выхлопных газов на развитие газонов и цветочно-древесных культур); убрать с территории прошлогодний мусор, освобождая место для посадки растений; провести подборку растений, которые смогут произрастать в условиях нашей местности, заранее вырастить некоторые растения; изыскав необходимые средства, закупили некоторый посадочный материал: деревья, кустарники, цветы.

«Лес победы»

Принимают участие учащиеся всех классов школы, родители школьников, местные жители. Проводится в весеннее время. Задачи: для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, бережного и уважительного отношения к природе высажен к 9 мая 2015 года «Лес Победы» (к 70-летию Победы в ВОВ) из каштанов, дубов, рябины, елей.

Учащиеся различных классов школы принимают активное участие и становились призёрами и победителями в различных экологических и природоохранных конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и т.д., например, в областном конкурсе «Мир заповедной природы», в международном творческом конкурсе осенних поделок «Осенний хоровод», в общероссийском конкурсе «Мы на одной живем планете», в международном творческом конкурсе исследовательских проектов «Люблю свой край родной», в областном эколого-биологическом конкурсе учащихся и педагогов «Юные исследователи природы – родному краю», в областном сетевом экологическом Брейн-ринге (в рамках межрегиональных экологических игр), во всероссийском конкурсе «Школа нашей мечты», в областном конкурсе «Подрост-2015» («За сохранения природы и бережное отношение к лесным богатствам») и многих других (дипломы, сертификаты, грамоты).

Были проведены различные мероприятия по благоустройству мест массового отдыха людей и экологической пропаганде учащихся: убран бытовой мусор в прилегающем к школе хвойном лесу, установлены урны на пришкольной территории, проведено информирование школьников и их родителей (акция «Зелёный патруль», нарисованы противопожарные листовки, выпущен буклет и сделан сделать стенд по противопожарной безопасности), размещены в лесу скворечники и на пришкольной территории кормушки для птиц (птицы отыскивают и поедают в большом количестве различных гусениц, жуков-листоедов; собирают насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом выкармливая птенцов, этим уничтожают вредителей леса) и др.

Для озеленения пришкольного участка и прилегающих улиц: благоустройство школьного двора трудовым десантом учащихся школы; обработка почвы и посадка рассады, деревьев на школьном дворе; уход за посаженными культурами, высажен «Лес Победы» и «Аллея выпускников». Для сохранения природы, бережного отношения к лесным богатствам продолжаем следить за чистотой в прилегающем к школе хвойном лесу; информируем школьников, их родителей, местных жителей об экологической обстановке в городе и районе; размещаем в лесу скворечники и на пришкольной территории кормушки для птиц и др.

Всё это помогает в организации социально-значимой общественной деятельности школьников; в воспитании гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовом воспитании; создаёт условия для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; приобщает к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; создаёт гуманистическую развивающую среду жизнедеятельности учащихся, представляет им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения; создаёт благоприятные условия жизни.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезную публикацию, Олеся Александровна. Взяла в свою копилку.

6 May 2020