Лапко Ирина Валентиновна
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях естественно развивают патриотические чувства
и любовь к своей стране, к своему народу
И.Я.Депман
Аннотация
Дано обоснование использования краеведческого материала в учебной и внеклассной работе по математике для воспитания таких качеств, как: любовь к близким, к родному краю, к своей Родине, ее традициям, уважение к старшему поколению, развития чувство патриотизма.
Ключевые слова: математика, патриотическое воспитание, краеведение, школа-семья, Донецк
Роль математики в разные времена оценивали по-разному.
Математика сегодня – важная составляющая общечеловеческой культуры. Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний, формированию умений и навыков по предмету.
Н.И.Пирогов утверждал, что «… наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется – иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент – воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».Учебный процесс в школе имеет большие возможности для патриотического воспитания учащихся.
Актуальность патриотического воспитания сегодня обусловлена необходимостью помочь молодежи преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, понятия нравственности и гражданственности, необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях.
В Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики определена главная задача духовно-нравственного воспитания – «развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма». Через преподавание математики и других естественно-математических наук учащиеся познают закономерности развития мира, связи и обусловленность явлений природы, знакомятся с достижениями отечественной науки и техники. Можно выделить такие факторы решения этой задачи в процессе обучения математики
содержание образования – его идейно-политическая направленность;
методы и формы обучения, четкая организация занятий;
воспитывающие ситуации;
личность учителя, его педагогическое мастерство;
внеклассная работа по математике;
общий режим и атмосфера учебного процесса.
Эффективность реализации воспитательных задач зависит от того, в какой мере реализуются воспитательные возможности этих факторов.
Для внедрения Концепции развития нашей школы – «Школа-Семья» разработана целевая комплексная программа «Родовод». Одной из главных целей этой программы является воспитание чувства гордости и заботы о месте, где родился и взрослел человек. Изучению истории школы и поселка Лидиевка, в котором она расположена, помогают материалы школьного музея «История школы». В музее собраны материалы по истории школы, материалы о героях Великой Отечественной войны, лидиевцах, ветеранах, имеются экспозиции о выпускниках, учителях, которые стали гордостью не только школы, но и нашей страны. Поэтому одним из направлений формирования патриотического сознания является краеведение.
В Концепции патриотического воспитания Донецкой Народной Республики сказано, что краеведческое воспитание «сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости Отчества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений».
Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. В краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д. Краеведческая работа проводится в учебное (уроки математики с использованием краеведческого материала) и внеурочное время (выпуск газет, составление кроссвордов, викторины, дни знакомств, конкурсы…).
Материалы музея, материалы книг о нашем крае, а также информация СМИ о сегодняшнем Донецке позволяет проводить работу по краеведению по следующим направлениям:
знакомство с учеными математиками и известными учителями математики нашего края;
знакомство с важными историческими сведениями о нашей школе, поселке Лидиевка, Кировском районе, городе Донецке;
изучение истории Великой Отечественной войны и вклада наших выпускников и лидиевцев в Великую Победу.
Использование краеведческого материала осуществляется на различных этапах урока: устный счет, отработка навыков, самостоятельная работа, домашнее задание. Это позволяет давать детям не только знания по предмету, а и воспитывать такие качества как: любовь к близким, к родному краю, к своей Родине, уважение к старшему поколению, гордость за своих соотечественников.
Решение задач, содержащих информацию о городе, поселке, школе повышает интерес к предмету. Когда умение решать сплетается с историей, задача становится более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику. Изучение новой темы можно начинать с небольшого рассказа, связанного с учеными-математиками, известными учителями математики Донецка. Так, в этом году старшеклассники познакомились с деятельностью В.Ф. Шаталова, Я.С.Бродского, И.И.Гихмана. Это послужило более глубокому изучению биографии, пути профессионального становления, интересных фактов из жизни и способствовало участию в районном конкурсе «Моя лучшая творческая разработка с краеведческим аспектом – 2016» в номинации «Учитель математики», «Ученый-математик». Конкурсные работы были представлены учащимся школы в период проведения математической декады.
Возможно использование таких знаний на уроках:
Тема: «Деление рациональных чисел».
Решив примеры на деление устно, заполнив таблицу, узнаем как назывался наш город с 1924 года
-0,2 |
-2,5 |
-5,8 |
0,4 |
65 |
-4,2 |
5,2 |
Т) 12,5: (-5) = И) -32,5: (-,05) = А)-2,9: 0,5=
С)-0,03: 0,15= Л) -1: (-2,5)= Н) -4,62:1,1=
О) 57,2 -11) =
Тема: «Наибольший общий делитель».
Кто раньше найдет НОД(63,105) узнает сколько площадей в нашем городе.
Тема: «Наименьшее общее кратное».
Кто раньше найдет НОК(10,11,200) узнает сколько улиц, бульваров и проспектов в нашем городе.
Тема: «Квадратные корни».
Найти значение квадратного корня, заполнить таблицу, - узнать какая улица самая длинная в Донецке
0,6 |
2,6 |
1,1 |
8 |
180 |
9 |
Р) √0,49 + √0,16 О) √2 · √32 К) √0,64 - √0,04
А) √999 : √111 В) √81 · 400 И) √16,9 · 0,4
Творческие домашние задания по разным темам: составить уравнение, пример, задачу, ответом на которые будет количество лет нашей школе, количество школ в Кировском районе, длина самой протяженной улицы г.Донецка и т.д.
Возможно и проведение всего урока математики, связанного с краеведческим материалом. Например, «Освобождение Донецка от немецко-фашистских захватчиков» в математических задачах, «История поселка Лидиевка в цифрах и фактах».
Велика роль заданий, связанных с Великой Отечественной войной для воспитания чувства гордости за свою Родину. Различными видами заданий учащиеся могут познакомиться с численностью войск и численностью различных видов вооружений СССР и Германии, узнать о том сколько длилась блокада Ленинграда и вся Великая Отечественная война, узнать об ущербе, нанесенном народному хозяйству. Составлять такие задания несложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства – патриотизма. И учитель математики может и должен помочь в этом.
Литература
Республиканские образовательные стандарты
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики - 2015
Интернет-ресурс